МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ "ПРОИЗНОШЕНИЕ МЯГКИХ "ДЬ" И "ТЬ"

Левадная Анна Владимировна

Данная работа в помощь педагогам по сценической речи в борьбе с "цяканьем" и "дзяканьем"!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПЕДАГОГАМ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ19.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

«ПРОИЗНОШЕНИЕ МЯГКИХ ЗВУКОВ «ДЬ» И «ТЬ»

АВТОР ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕВАДНАЯ А.В.

2023г.

В речи можно встретить неточность произнесения мягких согласных ТЬ, ДЬ. В русском языке наряду с твёрдыми согласными Т, Д существуют и соответствующие им мягкие согласные, которые имеют другую артикуляцию.

Давайте проверим точность звучания согласных Т, Д и ТЬ, ДЬ.

Звуки Т, Д – кончик языка прижимается к внутренней стороне верхних зубов, затем быстро отдёргивается.

Звуки ТЬ, ДЬ – кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка прижимается к твёрдому нёбу.

Авторы предлагают уточнить артикуляцию звуков ТЬ, ДЬ, которые образуются за счёт большего подъёма средней части спинки языка. При этом кончик языка упирается в корни нижних передних зубов, а передняя часть языка прижимается к верхним зубам.

При некрепком, неполном смыкании передней части языка с передними нижними зубами образуется очень узкая щель, и к звукам ТЬ, ДЬ прибавляется СЬ, ЗЬ. Для устранения этого дефекта авторы предлагают специальные упражнения в качестве дикционного тренинга.

Упражнение 1.

Произнесите медленно звукосочетания. Следите, чтобы смягчённые согласные Т, Д звучали без СЬ, ЗЬ.

ТЯ – ТЯ ДЯ – ДЯ Ити – итИ

ТЁ – ТЁ ДЁ – ДЁ Ете – етЕ

ти – тэ – та – то – ту – ты

ди – дэ – да – до – ду – ды

ти – те – тя – тё – тю – ти

ди – де – дя – дё – дю – ди

ди – ти, дэ – тэ, да – та, до – то, ду – ту, ды – ты

три – трэ – тра – тро – тру – тры

тид – тэд – тад – тод – туд – тыд

ти – ти – ти – д + «твёрдая» таблица гласных звуков

ди – ди – ди – т + «твёрдая» таблица гласных звуков

кпти – кптэ – кпта – кпто – кпту – кпты

птки – пткэ – птка – птко – птку – пткы

т – т – т – т – т – т….

д – д – д – д – д – д….

тк – тк – тк – тк….

ТА – ТА – ТА – ТА – ТАТЬ ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТЬ

ТО – ТО – ТО – ТО – ТОТЬ ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТЬ

ТА – ТЯ ДА – ДЯ ТА – ДЯ ДА – ТЯ

ТО – ТЁ ДО – ДЁ ТО – ДЁ ДО – ТЁ

ТА – ТЯ – ТАТЬ ДА – ДЯ – ДАТЬ

ТО – ТЁ – ТОТЬ ДО – ДЁ – ДОТЬ

Упражнение 2.

Внимательно произнесите слова, обратите внимание на их окончания слов:

МАТ – МАТЬ ПЛОД – ПЛОТЬ ПЛЕД – ПЛЕТЬ

БРАТ – БРАТЬ ЗАД – ЗЯТЬ ПЛАСТ – КЛАСТЬ

ПУД – ПУТЬ РАД – РАТЬ БРИТ – БРИТЬ

СУД – СУТЬ БИТ – БИТЬ ГРОД – ГРОЗДЬ

ГРАД – ИГРАТЬ БЫТ – БЫТЬ ЕСТ – ЕСТЬ

Упражнение 3.

Произнесите слова. Следите за произнесением твёрдых и мягких согласных Т, Д:

дом – ждём таскать – тискать

дым – дико коттедж – тема

дельта – дело мотать – котят

дача – дядя тормоз – тёзка

душ – дюны тундра – тюнинг

Упражнение 4.

Произнесите слова и словосочетания. Внимательно следить за смягченными ТЬ и ДЬ.

утёс утята

идите бордюр

телекс тетива

дюшес благодеяние

континент страстью

метели летели критика коллектива

запомните телефон тётя Катя с тюльпанами

храните терпение поверьте вахтёру

театр теней телеграфист с телеграммой

тетерев с тетеревятами возьмите тюфяк

тигр с тигрятами месть котёнка

без десяти девять тётя и дядя

тюремная теснота день-деньской

детское платье лететь без предупреждения

истина и заблуждение Федя и Петя – братья

Татьянина поделка пень от дерева

компетентный ветеран для периодической печати

негативная статья неисповедимые пути

Упражнение 5.

Произнесите предложения для отработки звуков Т, ТЬ, Д, ДЬ.

1. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

2. Есть-то есть, да не про вашу честь.

3. Тетерев сидел на дереве – тень от дерева.

4. Тётя ходит по палате от кровати до кровати.

5. Без дела жить – только небо коптить.

6. На улице медовик – мне не до медовика, на улице дёготник – мне не до дёготника, не до дёготниковой жены, не до дёготниковой тёщи.

7. Ткач ткёт ткани на платки Тане.

8. Тарелка с траулера «Тауэр» стоит талер.

9. Труд человека кормит, а лень портит.

10. Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

11. В тесноте, да не в обиде.

12. Делу время – потехе час.

13. Держи ноги в тепле, а голову в холоде.

Задание.

Прочитайте специально составленные предложения. Придумайте свои варианты.

1. В торжественный день тбилисский оркестр был в полном составе.

2. Тимофей танцевал твист на таёжной станции.

3. Все увидели доблесть Титана и воздали ему дань.

4. Дворяне строили дворцы в долинах.

5. Это было истинное творение искусства.

6. Таня и Денис на десяти десятинах проводили своё детство.

7. В дождливый день дьякон довольствовался терпким тёрном и мадерой.

8. В древности греческая трагедия была эталоном эстетики.

9. Татары надевают на головы тюбетейки, а таджики – тюрбаны.

#1058;абун лошадей стремительно двигался по дюнам.

Вадим Левин "Зелёная история"


Тетушка Кэти
/В зеленом жакете/,
Дядюшка Солли
/В зеленом камзоле/,
А также их дети
Одетта и Хетти
/И та и другая – в зеленом берете/
Вчера на рассвете
/В зеленой карете/
Отправились в гости к сестре Генриетте.
А маленький Джонни
И серенький пони
/Но пони был все же в зеленой попоне/
За ними пустились в погоню.

Тетушка Кэти
/В зеленом жакете/,
Дядюшка Солли
/В зеленом камзоле/,
А также их дети
Одетта и Хетти
/И та и другая – в зеленом берете/
Домой возвратились в зеленой карете,
В той самой, в которой вчера на рассвете
Они уезжали к сестре Генриетте.
А маленький Джонни
И серенький пони
/Но пони был все же в зеленой попоне/
Вернулись в зеленом вагоне.
1978 г.