открытый урок «Сценическое действие – основа театрального искусства», 2020г.

Нестерова Юлия Олеговна

открытый урок «Сценическое действие – основа театрального искусства», 2020г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_2019.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Школа искусств г.Анива»

Методическое сообщение

к открытый урок по предмету «Основы актёрского мастерства»

с учащимися театрального отделения

 4 ОР класса

Тема: «Сценическое действие — основа            театрального искусства».

Разработала:

преподаватель

театральных дисциплин

Нестерова Ю.О.

г.Анива

2020г.

     Искусство как образное осмысление действительности существует в разных формах и видах. Отличительной чертой каждого, выдающей его специфику, является материал, который использует творец для создания художественных образов. Для музыканта это звук, для писателя – слово. Для актёра таким материалом является действие. В самом масштабном понимании, действие – это волевой акт, направленный на достижение определённой цели. Актёрское или сценическое действие – одно из основных выразительных средств, единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-либо образом во времени и пространстве. Через него артист воплощает свой сценический образ, раскрывает цели, внутренний мир персонажа и идейный замысел произведения.

     Говоря простыми словами, сценическое действие – это умение видеть, слышать, двигаться, думать и говорить в данных предлагаемых обстоятельствах для реализации образа. Таким определение кажется более понятным, но в то же время оно отсылает нас к выводу о сложности структуры составляющих частей. По сути, действие подразумевает их слаженную работу и является синтезом сценического движения, внимания, эмоциональной памяти, актёрской речи.

     Если бы актёры просто стояли или сидели на стульях на сцене, при этом рассказывая о предмете постановки – разве вы бы назвали это театром? Даже несмотря на то, что современное искусство приучило нас ко всякому – нет. Драматическое искусство – это действие, представление, активность образов, чувств, игра страстей. С течением времени менялся театр, но смысл, заложенный в самом слове древними греками, не изменился. Театр – это зрелище, а его основа – действие.

     Сценическое действие – краеугольный камень и основа актерского и театрального искусства, который соединяет в себе все составляющие игры актера. В нём они объединяются в целостную систему мыслей, чувств, движений. В этой статье мы предлагаем вам небольшое разъяснение этого важного и объёмного понятия.

     Основами сценического действия являются субъективная правда актёра-образа и импровизация. По поводу первого К. С. Станиславский требовал от своих учеников не копировать образ героя, а «оправдывать» его. Каждый шаг, каждое чувство, каждый поступок. «Играешь злого – ищи, где он добрый», – только так можно достичь субъективной правды.

     Второе требование, выдвигаемое к действию – импровизация. Каждый раз, возвращаясь к однажды сыгранной роли, артист должен находить в ней новое: не играть механически заученный образ, а приспособляться к его нуждам по-новому. К. С. Станиславский утвердил в театральном искусстве примат жизни человеческого действия с бесконечной сменой приспособлений, пристроек к живому партнеру.

      Все действия актёра должны быть гармоничными, натуральными, правдоподобными, лишь в таком случае можно достичь органичности роли и представления. Чтоб быть достоверным, сценическое действие артиста должно обладать такими качествами как:

- Индивидуальность. Личный характер и его неповторимость являются одним из тех качеств, которые придают сценическому действию достоверность. К. С. Станиславский писал: «Пусть актер не забывает, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь ее предлагаемые обстоятельства».

- Уникальность. Мы уже писали о необходимости импровизации, которая каждый спектакль делает неповторимой. Лучше всего это отражает требование К. С. Станиславского каждый раз играть «сегодня, здесь, сейчас».

Эмоциональность. Действие должно быть не только логичным и последовательным, что необходимо для чувства правды, но и принимать эмоциональную окраску, которая передаёт порыв и страсть, воздействуя на зрителя.

- Многомерность. Как и в жизни, на сцене сосуществование различных поведенческих тенденций, их смена, даёт ощущение достоверности.

 

     Сценическое действие отличается от жизненного тем, что оно формируется при наличии установки не на реальную, а на воображаемую ситуацию. Ведь в театре условны и пространство и время, а люди вовсе не те, за кого себя выдают. Зная о нереальности этого мира, актер знает и о том, что воображаемая ситуация не удовлетворит его реальную потребность.

     Выполняя цепь сценических задач и действуя, таким образом, по отношению к партнеру, актер неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнера. В результате возникает взаимодействие, борьба. Актер должен уметь общаться. Это не так просто. Для этого он должен научиться не только действовать, но и воспринимать действия партнера, ставить себя в зависимость от партнера, быть чутким, податливым и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнера, подставлять себя под его воздействие и радоваться всякого рода неожиданностям, неизбежно возникающим при наличии настоящего общения.

    Процесс настоящего живого общения тесно связан со способностью актера к подлинному вниманию на сцене. Мало смотреть на партнера, нужно его видеть. Нужно, чтобы живой зрачок живого глаза отмечал малейшие оттенки в мимике партнера. Мало слушать партнера, надо его слышать. Надо, чтобы ухо улавливало малейшие нюансы в интонации партнера.

     Главное в тренинге – повторность, которая ведёт к усвоению «системы» органического творчества и её отдельных элементов по формуле: «трудное сделать лёгким, лёгкое – привычным, привычное – красивым, красивое - прекрасным». Не забывая при этом: «повторение – мать учения» .

     Действие определяется глаголом.

   

    Задача преподавателя нучить ребёнка в тренинге не только понять, но и почувствовать. Станиславский говорил: «Когда занимаетесь техникой – в тренинге, в репетициях, - добивайтесь точности. А когда вы играете на сцене, забудьте о точности и о технике. Искусство - это нарушение точности, нарушение догм!» Очень важно, чтобы любое, самое незначительное упражнение, было доведено до внутреннего ощущения правды и убедительности действия и в каждом бы присутствовало творческое начало.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – М., 2010.
  2. Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы.– СПб.: Речь, 2003, 2005.
  3. Грачёва Л.В. Эмоциональный тренинг. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова. М., 2010
  5. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр. соч. в 9-ти т. М., 1989, т.2
  6. Чехов М. А. Литературное наследие в 2-х т., М., 1986. Т. 2.
  7. Кипнис М. Актерский тренинг. СПб, 2008
  8. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1992,
  9. Корогодский З.Я. Этюд и школа. М., 1975.
  10. Эфрос А.В. Профессия: режиссёр.– М.: Вагриус, 2000.

МБУ ДО «Школа искусств г.Анива»

Открытый урок по предмету «Основы актёрского мастерства»

с учащимися театрального отделения

 4 ОР класса

Тема: «Сценическое действие — основа            театрального искусства».

Разработала:

преподаватель

театральных дисциплин

Нестерова Ю.О.

г.Анива

2020г.

Тема –  сценическое действие — основа театрального искусства.

Цель – повысить уровень актёрского мастерства учащихся по средствам практического освоения элементов сценического действия.

Задачи:

Образовательные –

  • познакомить учащихся с понятием «сценическое действие», с его признаками и принципами;
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах.
  • выработать навыки взаимодействия с партнёром;
  • Закрепить полученные знания в практической деятельности.

Развивающие –

  • развить веру в заданные предлагаемые  обстоятельства;
  •  развить фантазию и воображение;
  • сформировать способности к импровизации;
  •   развитие навыков общения и коммуникации.

Воспитательные –

  • воспитание воли, сосредоточенности, выдержки, повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
  • воспитание у учащихся умений и навыков работы в коллективе и самостоятельно
  •  активизация познавательных интересов учащихся;

Тип урока – комбинированный.

Ожидаемый результат -  сложить у учащихся представление о «сценическом действии»;  научить  творчески мыслить и не бояться выражать себя; выработать  практический навык сценического поведения в предлагаемых обстоятельствах, умение органично действовать в условиях вымысла.

Методы – практический, наглядный, словесный, технический.

Содержание урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, введение в тему урока.

  1. Разминка — комплекс физических упражнений (в сочетании с актёрским мастерством) для разогрева.

  1. Упражнение на умение «слушать» и «слышать»:

- «3 круга внимания»

  • «Шумовой квадрат»
  • «Угадай по звуку»

  1. Упражнения на умение «смотреть» и «видеть»:

- «Кто во что одет»

  • «Фотограф»
  • «Зеркало»

  1. Упражнения на умение «понимать» и «чувствовать»

- «Отношение к предмету»

- « Войти в мир...»

- «Дополни картинку»

- «Трансформация предмета»

  1.  Творческое задание на фантазию и импровизацию «Визитная карточка»

  1.  Подведение итогов (отметить  удачные моменты, а так же обратить внимание на возможные ошибки и недочёты каждого ребёнка.)

  1. Самоанализ урока.