Открытый урок "Сцен.движение"

Параева Тамара Георгиевна

открытый урок с учащимися вокального отделения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_1.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 15.11.2023г.

Учащиеся вокального отделения:  2-3 год обучения.

                                                       

Тема: Сцен.движение


Цель: показать с помощью каких упражнений и приёмов можно добиться правильно поставленной речи и развитие мышления, креативности, творчества у детей в предлагаемых обстоятельствах.



Задачи:
формировать способности к импровизации;

развивать умение взаимодействовать с партнёром;

способствовать развитию креативности;

развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок, чистоговорок, четверостиший;

создать дружескую атмосферу на занятии.


Оформление зала: стрелочки разных цветов и номеров. Нарисованные избушки.


Раздаточный материал: листочки с заданиями в форме цветов, листьев деревьев.


«Необходимо ощутить себя инструментом, на котором играешь. Ведь на плохом инструменте не сыграешь Бетховена!»  (К.С. Станиславский)



ТЕХНИКА РЕЧИ


«Если будешь воспринимать смысл слова,  - не узнаешь человека, если будешь воспринимать звук, - узнаешь его!»  (К.С. Станиславский)


Приём: волшебный клубочек. 


1.Идём за клубочком и поём «Мы едем-едем,едем в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья» (идём по кругу паровозиком), видим дорожку синего цвета. Приходим к избушке «Дыхательная гимнастика»
Цвет «синий» №1.

1.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭТЮДНОЙ ФОРМЕ.


Массаж: лица, шеи, живота, рук, ног, по кругу и своего соседа слегка ударяем по спине, аккуратно, в одну сторону, а затем в другую. На месте не сильно ударяем в грудь и произносим звук «М»
Упражнение для носа, (чистим пазухи носа): одной рукой закрываем одну ноздрю, а в другую вдыхаем, затем какую ноздрю закрывали, через неё делаем выдох и так по 5 раз. упражнение нужно делать с носовым платочком.

3 вида выдоха: тёплый. фиксированный, форсированный(ха)
-волна вдохов

Согреть воробушка, погреть замёршее стекло.
«тряпичная кукла»

Счёт: длительность выдоха

Приём: волшебный клубочек. 

2..Идём за клубочком и поём «Мы едем-едем,едем в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку красного цвета- стрелочка приходим к избушке «Атикуляция.»

2. АРТИКУЛЯЦИЯ


Эмоционально-артикуляционная гимнастика «Котёнок нашёл друга».
Педагог: приглашает ребят за столы, где приготовлены зеркала:
А сейчас мы представим, что мы котятки:

Однажды котёнок пошёл гулять и в витрине магазина увидел другого котёнка, сначала он удивился: брови подняты вверх, произносим звук: «О – о – о – о!»
Котёнок в витрине сделал тоже самое: брови подняты вверх, произносим звук: «О – о – о – о – о!»

Тогда котёнок рассердился: брови нахмурили и произносим: «А – а – а – а – а!»

Котёнок в витрине сделал тоже: брови нахмурили и произносим: «А – а – а!»

Увидев сердитого котёнка наш котёнок разозлился: делаем сердитое лицо, растопыриваем пальчики «выпускаем коготки» и произносим звук «Ф» (фырчим): «Ф – ф – ф – ф- ф!»

Но тут наш котёнок понял, что это просто его отражение и очень обрадовался: улыбаемся рот в широкой улыбке «Ха – ха – ха!»

Весёлый котёнок решил попить молоко («Кошка лакает молоко»): улыбнуться; широко открыть рот; высунуть язык «ковшиком»; совершать зачерпывающие движения языком.

Молоко оказалось очень вкусное («Вкусно»): улыбнуться; широко открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу из стороны в сторону, то же с нижний губой.

Котёнок наелся и решил потянуться («Киска»): губы в улыбке, рот открыт; кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы;

Довольный котёнок, ещё раз взглянул на себя и запел песенку: «Мур! Мур! Мур!» дети по желанию мяукают весело или грустно.
А потом он попрощался со своим новым приятелем: «Мяу! Мяу! Мяу!» широко открываем рот.


Педагог: Встаём в рабочий круг!

лизать мороженое: твердое, среднее, талое – язык;

корова и жвачка – челюсть;

горячая картошка – гортань, небо;

трубочка – губы;

преувеличенная артикуляция – губы;

Произношение гласных: И Э А О У Ы


Бык-тупогуб тупогубенький бычок.– беззвучное произнесение, выключение и включение громкости


- Купи кипу пик – без звука, со звуком и артикуляцией, трехкратное произнесение с увеличением скорости


Колпак на колпаке, под колпаком колпак.


3. Голосовой тренинг:


3.Идём за клубочком и поём «Мы едем-едем,едем в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку жёлтого цвета- стрелочка приходим к избушке «Голосовой тренинг»
Педагог: слово тренинг означает «тренироваться» вот мы с вами сейчас и будем тренироваться. Смотрите в этой избушке лежат листочки, что же там написано.(Скороговорки).
НАХОЖДЕНИЕ ЦЕНТРА ГОЛОСА

- Пришел Прокоп купил укроп.– одна из групп вслух - только П, другая все остальное
- Мама мылу Милу мылом(гамма)– произнесение нараспев одной строкой. Молитва.

ПОЛЕТНОСТЬ ГОЛОСА
-Осип осип, Архип охрип – четкая работа диафрагмы на коротких словах
Шли три попа три Прокопия Попа.- растягивание гласных

ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА ПО ГРОМКОСТ
-От топота копыт пыль по полю летит – с гармошкой ног
-Верзила Вавила весело ворочал вилы – эхо на затихание

ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА ПО ТОНУ


Упражнение «Гамма» Мама мыла Милу мылом!
Сшит колпак не по колпоковски, не по колпоковски сшит колпак. – подъем голоса по словам и спуск
- Задать друг другу голосовой загиб любой скороговоркой, другой повторят тон в тон.

ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – РЕЧЕВОЙ СЛУХ


Маланья-болтунья, молоко болтала болтала да не выболтала! – включаться в групповое произнесение по одному
СКОРОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
На мели мы лениво налима ловили. На мели мы ловили линя.


4 . РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ


4.Идём за клубочком и поём «Мы едем- едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку зелёного цвета- стрелочка приходим к избушке «Речедвигательная координация»
От топота копыт пыль по полю лети!( по полю) добавляем каждый раз. идти быстро, говорить медленно и наоборот.


Упражнение «Аплодисменты»:

В зале сидят и хлопают (быстрый ритм), а кричать надо медленно: «браво», «Бис», «изумительно», «Превосходно», «аншлаг», «успех», «здорово», «вы лучшие» и наоборот.


СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Педагог: Нужно скороговоркой друг другу задать вопрос, пожалеть, оправдаться, отказать, просить, пугать, пожаловаться, окликнуть.
Купи кипу пик? Пик кипу купи?


5.СКОРОГОВОРКА ОТ ОБРАЗА

Идём за клубочком и поём «Мы едем-едем,едем в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку белого цвета- стрелочка приходим к избушке «Скороговорка от Образа»


Педагог: что же это значит?(ответы детей).

Ребята находят записку в избушке. Читают.«Нужно сказать скороговорку от таких образов: Робот, солидный мужчина, скоморох, хулиган, робкий человек, иностранец.»
Педагог: а какую скороговорку? Наверное её тоже надо найти. Ищут. Находят. Читают:
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку цап за руку Греку рак!


РАБОТА СО СКОРОГОВОРКАМИ С АКТЕРСКИМ ОПРАВДАНИЕМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Страх, лень, разочарование, восхищение, удивление, грусть, сомнение,
Беспокойство. 
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал кораллы. то Клара у карла не крала б кларнет!
6.Идём за клубочком и поём «Мы еде-едем,едим в далёкие края, хорошие соседи, весёлые друзья»( идём по кругу паровозиком),видим дорожку оранжевого цвета- стрелочка приходим к избушке « Предлагаемые обстоятельства».Находим листочек с скороговорками, на каждого ученика по одной.и там сразу написано предлагаемое обстоятельство.


6. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (новая тема)

Педагог: что же это означает предлагаемые обстоятельства?( ответ детей)
Предлагаемые обстоятельства это - та система условий, в которой начинается и развивается действие, которая и является теми рамками, что ограничивают всякое событие. Предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (К.С.Станиславский).


Педагог: и так сейчас по пробуем действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Индивидуально: нужно проговорить в предлагаемых обстоятельствах: зло, сказка, военный рапорт, уборщица убирает ,сторожить, кража, продавец на рынке, напугали, опять двойка, нашёл клад, тонет, заблудился в лесу, получил(а) пять,колдует,просит помощи-замёрз, т.д.


- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. – колдовство
- 33 корабля лавировали да не вылавировали. – сказка
- Сшит колпак не поколпаковски не поколпаковски сшит колпак! – военный рапорт
- Тридцать три Егорки сидели на пригорке: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, и тд.– уборщица собирает воду


Парные этюды- работаем в кругу:

Расскажите про покупки – бабушки у подъезда, разговор на балу,
допрос в милиции


Скороговорка:
Расскажи мне про покупки?

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои!


Педагог: и так ребята мы сегодня с вами совершили путешествие «Там на неведомых дорожках». Даю подсказку: «Слово неведомый означает «неизвестный». Кто сможет ответить, почему наше сегодняшнее занятие называется так? Что вам было не известно? Что нового вы узнали сегодня?
Дети: до сегодняшнего занятия были не известны следующие темы: «Скороговорка от образа», «Предлагаемые обстоятельства».


Педагог: домашние задание вам ребята, найти и записать по новой скороговорке, которые здесь ещё не произносили и нужно её произнести в определённых предлагаемых обстоятельствах (предлагаемые обстоятельства тоже придумываете каждый для себя сам).


Педагог: молодцы. Хочу отметить вас всех, вы хорошо справились со всеми заданиями которые встречались нам на нашей Неведомой дорожке!