методическая разработка

Наталья Сергеевна Бондаренко

Тема: Сценическая речь. Диалог.

Цель: формирование навыков сценической речи, навыков ведения диалога.

Задачи:

  1. обучение детей способам подготовки речевого аппарата к его использованию в сценической речи, формирование умений обыграть несложный диалог,
  2. развитие навыков выразительного чтения, интереса к занятиям,
  3. воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, толерантного отношения к действиям друг друга.

Оборудование: компьютер, флешка, пакет с реквизитом для игр.

 

Ход занятия.

  1. Приветствие. Игра «Полукруг» с мячом: дети с педагогом становятся в полукруг. Педагог бросает мяч одному ребёнку со словами «Здравствуй, Максим!», ребёнок возвращает мяч педагогу со словами «Здравствуйте, Наталья Сергеевна!» и так продолжается до тех пор, пока педагог не поздоровается со всеми детьми.
  2. Упражнения для подготовки речевого аппарата:

а) артикуляционная зарядка:

- хоботок-улыбка,

- часики,

- лошадка,

- вкусное варенье,

- чашечка,

- маляр;

б) слоговая зарядка:

- эхо (две команды – ау),

- а-о-у-э-ы-и,

- ба-бо-бу-бэ-бы-би,

- бга-бго-бгу-бгэ-бгы-бги,

- бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдгы-бдги;

в) дыхательная гимнастика:

- погреем руки,

- в цветочном магазине,

- дровосек,

- свечка,

- Егорка;

г) чистоговорки (игра «Переброс»: дети в кругу говорят по очереди чистоговорку и передают её с мячом любому)

Барабанил в барабан

Барабанщик Андриан;

д) скороговорки (хором и индивидуально)

- кукушка кукушонку купила капюшон,

- ткёт ткач ткани на платки Тане,

- из-под топота копыт пыль по полю летит.

Игры со скороговорками:

- «ручной мяч» (ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребёнка, то должен быстро поймать мяч и произнести скороговорку),

- «главное слово» (дети произносят скороговорку по очереди, выделяя голосом главное слово: кукушка кукушонку купила капюшон).

3. Диалог. Прочитать диалог, меняя логическое ударение:

- добыл бобыль бобы? – добыл бобыль бобы,

- добыл бобыль бобы? – добыл бобыль бобы,

- добыл бобыль бобы? – добыл бобыль бобы.

4. Этюд «Поговорили»:

- не хотите ли чаю? – спасибо, я уже пил.

Сказать с разной интонацией:

- пригласить на чай,

- прогнать из дома,

- обслужить в кафе.

5. Чтение по ролям стихотворения. Детям раздаются карточки с текстом для персонажа. Задача- исходя из текста роли придумать типаж.

Портняжка. Хорошо портняжкой быть,

                       Хорошо камзолы шить,

                       Но скажу вам честно:

                       Что строчить, кроить и шить

                       Мне не интересно.

1 заказчица. Здрасте, господин портняжка!

                       Срочно мне нужна рубашка,

                       Чтоб была мне не тесна,

                       А по вороту тесьма.

2 заказчица. Мне ко вторнику для мужа

                       Бархатный жилетик нужен.

3 заказчица. Мне рубашку для сыночка

                        И передничек для дочки.

4 заказчица. Нужен свадебный наряд,

                       Чтобы пуговочки в ряд,

                       Чтобы вырез был глубокий.

Портняжка. Не трещите, как сороки.

                       Говорите, что вам нужно?

2 заказчица. Нужен мне жилет для мужа.

4 заказчица. Нужен свадебный наряд,

                       Чтобы пуговочки в ряд.

1 заказчица.  Чтоб рубашка не тесна

                        А по вороту – тесьма.

3 заказчица.  И для сына, и для дочки

                        И передник, и сорочки.

Портняжка.  Замолчите! Уходите!

                        Завтра, завтра приходите.

                        Приходите в понедельник

                        И не вместе, а отдельно.

Обсуждение. Каждый актёр получает какие-то замечания, советы, которые позволяют сделать игру более правдоподобной.

6. Игры:

- «Кошечка, мяукни!», «Вездеходы», «Мы – команда!»

- музыкальные игры-повторялки «Колёсики», «Чика-рика».

7. Подведение итогов.  Над чем работали? Чему учились? Какие трудности испытывали? Что понравилось? Что не понравилось? Над чем надо поработать на следующем занятии?

                      

 

Комментарии

Новак Елена Юрьевна

Очень интересный материал. Пригодится не только в театральном объединении, но и в работе с дошкольниками, у которых имеются нарушения в произношении отдельных звуков. Спасибо!