Конспект занятия "Предлагаемые обстоятельства"

Карпенко Айна Муса-кызы

Цели:

- Воспитание личности обучающегося средствами театрального искусства;

- Формирование навыков и умений творческого самочувствия.

 

Задачи:

1. Познакомить с понятием «Предлагаемые обстоятельства»;

2. Стимулировать воображение каждого ребенка в предлагаемых обстоятельствах;

3.Добиваться применения полученных знаний в творческой работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_predlagaemye_obstoyatelstva.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Театральное занятие по теме: «Предлагаемые обстоятельства».

 

 

Цели:

- Воспитание личности обучающегося средствами театрального искусства;

- Формирование навыков и умений творческого самочувствия.

 

Задачи:

1. Познакомить с понятием «Предлагаемые обстоятельства»;

2. Стимулировать воображение каждого ребенка в предлагаемых обстоятельствах;

3.Добиваться применения полученных знаний в творческой работе.

 

I. Организационный момент.

 Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

 Упражнение «Солнышко».

- Сейчас, как всегда, создадим всем, а, главное самому себе, хорошее настроение. Включили своё воображение, закрыли глаза и представили, что вы Солнце, которое всем дарит счастье. Открыли глаза и «озарили всё вокруг своими чудотворными лучами». И в таком прекрасном настроении начнём сегодняшнее занятие.

 

Тема занятия «Предлагаемые обстоятельства»

 

               По определению К.С.Станиславского: «Предлагаемые обстоятельства»- это «фабула пьесы, факты, события, эпоха, время и место действия…. Мизансцены, постановки, декорации и костюмы художника, освещение, шумы, звуки и прочее…»  Все это предлагается актерам принять во внимание при работе над ролью.

                           ––   Что же такое предлагаемые обстоятельства?

Предлагаемые обстоятельства – по системе Станиславского – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера. Окунув свое воображение в прошлое и будущее своих героев, изучив их взаимоотношения, среду и эпоху, мы поймем, какое огромное значение имеют предлагаемые обстоятельства для верного и глубокого умения воссоздать замысел автора в спектакле. Даже само поведение актёра на сцене зависит от многих обстоятельств: Если бы…всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства продолжают его.

Актёр должен быть сосредоточен на действиях своего персонажа, включая произвольное внимание. Поэтому мы постоянно тренируем наше внимание.

                    Чтобы образ был интересен зрителю, нужно самому актёру знать много подробностей о своём персонаже: кто это, откуда и куда идет,  где это происходит, когда, зачем? Воображение помогает выстраивать сценическую жизнь персонажа. Сейчас попробуйте  сделать самостоятельно этюд со шляпой «Я в предлагаемых обстоятельствах».

 

                                                                        II. Творческая разминка, этюды.

 

Пластический тренинг (освобождение от мышечных зажимов)

–– Напрягли всё тело от макушки до пяток. Расслабили. Ещё раз напрягли, расслабили.

Теперь напрягли только шею. Расслабили. Плечи! Расслабили. Грудь напрягли, расслабили. Живот напрягли, расслабили. Колени, стопы. Напряжение – расслабление.

Упражнение «Складывание»

–– Исходное положение – стоя, вытянули руки вверх. Напрягли все мышцы. Расслабляем тело поэтапно, начиная с пальцев рук. Кисти рук! Локти! Упали руки! Расслабляем шею! Плечи! Корпус! Расслабляемся (сгиб в поясе) Согнули колени! Упали! Расслабились! Тело «растеклось» на полу. На 30 секунд замерли. Затем медленно, постепенно свои мышцы, «собираем в кучку». Подтягиваем  ноги, руки, медленно поднимаемся, встаем на колени, стопы, распрямляем корпус, поднимаем голову. Принимаем исходное положение.

 

 «Лесная тропинка». Двигаемся по кругу. Мы в сосновом лесу. Аккуратно, чтобы не уколоться, ступаем босыми ногами по тропинке. Хочется бежать к речке, но шишки и сосновые иголки мешают. А по дороге - ягодки земляники, которую хочется положить в рот. Кто как поступит? Обыгрываем предлагаемые обстоятельства.

 

«Высокий камыш». Представьте, что Вы идете среди высоких камышей, постоянно раздвигая, их руками, то замедляя, то убыстряя ша, то останавливаясь. Почему? При этом необходимо, определить ситуативные обстоятельства:

- Откуда я пришел?

- Куда я направляюсь

- Зачем я иду по камышам?

- Что я хочу?

- Что мне мешает получить желаемое?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сознательно себя погрузить в искусственно созданные предлагаемые обстоятельства научиться в них действовать. А для этого надо заставить себя, поверить в эти предлагаемые обстоятельства. Надо действовать. «Действие» тесно связано с физическим поведением и задачей «что мне надо?».Именно оно направлено на достижение определенной цели.

 

 «Выбрать шляпку»  Предлагаемые обстоятельства таковы: Ты приходишь в шляпный магазин, выбрать шляпу, т.к. на улице похолодало. Но прежде, необходимо  самостоятельно придумать предлагаемые обстоятельства, ответив  себе на вопросы: Выбрать шляпу для чего? Определяем, для какого времени года нужна шляпа? Для лета, для осени, для охоты, для какого -то  особого случая.?

-  А откуда ты пришёл? (Ответ.) 

- Куда? (Ответ.)

- Когда это происходит? (Ответ.)

- Определись, пожалуйста: шляпа тебе нужна или не очень? (Ответ.) 

- Почему? (Ответ.)

- Что вокруг ты видишь, что слышишь?

- Чем конкретней ответы на вопросы, тем проще существовать в предлагаемых обстоятельствах. Предлагаемые обстоятельства побуждают актера совершать определенные действия. Мы не играем чувства. Это предлагаемые обстоятельства диктуют нам те или иные действия.

           «Что бы я стал делать, если бы эти обстоятельства были не вымыслом воображения, а подлинной реальностью». «Если бы…» Станиславский называет «магическим», потому что оно даёт сильный толчок творческому воображению, помогает актёру жить на сцене мыслями и чувствами своего персонажа. На этом занятии, мы с вами познакомились с понятием «Предлагаемые обстоятельства. Оно поможет вам приспособить свое «творческое Я» для рождения действия и эмоций  на сцене.

 

 

III. Домашнее задание.

Мы все быть внимательным не только на сцене, но и в жизни. Одна из его задач - это наблюдение того, что происходит вокруг. Попробуйте понаблюдать, что происходит вокруг Вас.

«Наблюдение за реальными обстоятельствами, в жизни».

–– Задание такое: нужно было внимательно осмотреться, выбрать объект наблюдения, который может находиться  где-либо. Например:  в автобусе, на остановке, в поликлинике, в библиотеке, в магазине. Понаблюдать за ним, как он реагирует, на те или иные обстоятельства.  Сделайте небольшой этюд – зарисовку. А когда мы встретимся, Вы покажите на сцене для всей группы. Обратите внимание на состояние человека, сможете  ли Вам прожить мыслями и чувствами своего персонажа. Подумайте  с чего начать  этюд,  развитие его, чем закончится этюд.  Сегодняшнее занятие прошло продуктивно.  Мы ещё неоднократно будем обращаться к понятию «Предлагаемые обстоятельства», но теперь, я надеюсь, вы будете делать это осознанно. Спасибо! Наше занятие закончено.

 

 

Список литературы:

 

      1    Андрачников С. Г. Пластические тренинги М., 2000

2        Колчеев Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе М., 2000

3        Методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств». Основы актерского мастерства по  методике З.Я Корогодского. 2008, №1.

4        Станиславский К. С. Собрание сочинений, Т 2, М.: Искусство, 1989.

5        Чехов М. Литературное наследие М., 1986

6        Чернецкая Т. А. Как стать артистичным М., 2000

7        Шахматов Л.М.Львова В.К.Сценические этюды.- М., Я вхожу в мир искусства,2006г