Конспект урока "Внимание для актёра - это калитка к творчеству

Савельева Наталия Тимофеевна

Во время действия на сцене – актер должен быть всесторонне внимателен. Сценическое внимание — основа развития восприятия и наблюдательности, восприятия объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. К.С. Станиславский считал, что внимание - это проводник чувства. Внимание актёра на сцене носит творческий характер, ибо он выбирает объект внимания в соответствии со своей целью или задачей, своими предлагаемыми обстоятельствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА»

1 класс

на тему:

«Внимание для актёра – это калитка к творчеству»

Автор:

Савельева Наталия Тимофеевна,

преподаватель

с. Челно-Вершины

2023

Предмет:

Основы актёрского мастерства

Учащиеся:

1 класс отделения общего эстетического образования

Тема:

Внимание для актёра – это калитка к творчеству

Тип урока:

Комбинированный

Форма урока:

Групповая

Продолжительность урока:

40 минут

Цель: 

Формирование основ сценического внимания в актерской технике  личностного развития и творческого роста.

Задачи:

образовательные:

познакомить  с понятием сценическое внимание;

сформировать представления о видах сценического внимания: произвольное и непроизвольное;

научить пользоваться произвольным вниманием;

обучать сценическому вниманию при помощи упражнений.

развивающие:

развивать  умение видеть, запоминать, концентрировать внимание;

развивать навыки работы индивидуально, в паре, команде.

воспитательные:

воспитывать творческое отношение при изучении сценического внимания;

воспитывать чувство коллективизма, доверие друг другу.

Методы:

словесный; практический (упражнения).

Структура урока:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Рефлексия

Образовательные технологии:

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), игрового обучения, здоровьесберегающие.

Оборудование:

стулья, стол, трон, карточки с буквами, тексты, цветные листы бумаги, различные мелкие предметы.

Ход урока

Вводная часть

Преподаватель:

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня наш урок посвящен… (стук в дверь) кто бы это мог быть, наверное, к нам, ребята пришла гостья. Узнаем, кто же это?

Ответы детей:

Да.

Входит Старушка Внимание

Старушка Внимание:

Держи объект незримо,

Притягивай к себе,

Тянись неодолимо

К нему, в его судьбе

Участвуй полноценно

Всем сердцем, всей душой

И обретёшь на сцене

Спасительный покой.

И будет жить всё тело

Единым существом,

Покуда ты всецело

Участвуешь в другом.

Здравствуйте, дорогие будущие актеры. Я - Старушка Внимание — одна из азов актерской техники. Прошу вас: сделайте, пожалуйста, рабочий полукруг. Нам необходимо друг друга увидеть и запомнить.

Обучающиеся делают приветствие

Выпад правой ногой, наклон головой, руки раскрываются в объятия, широкая улыбка и аплодисменты друг другу.

Преподаватель:

Спасибо Вам, Старушка Внимание. Просим Вас занять почетное место на нашем уроке. Прошу и вас, ребята, занять свои места. Тема нашего урока сегодня: «Внимание для актёра – это калитка к творчеству».

Что же такое сценическое внимание. И для чего оно нужно актёрам.

Тренировку способности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементов внутреннего сценического самочувствия — внимания.

Сценическое внимание — это активный сознательный процесс, в котором участвуют все системы восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние).

Актёр каждую минуту своего пребывания на сцене должен иметь объект внимания, но только не в зрительном зале, а именно на сцене. Если актер по-настоящему внимательно и серьезно совершает на сцене какое-либо действие, например рассматривает найденный кошелек, зритель будет с интересом следить за этим действием.

Необходимо научиться с помощью систематических упражнений удерживать свое органическое, а не показное внимание на сценических объектах.

Внимание на сцене у актёра может быть произвольным и непроизвольным.

а) Произвольное внимание – внимание актёра сосредотачивается на каком – то объекте (рассмотреть картину, незнакомую комнату).

б) Непроизвольное внимание – не зависимо от сознания актёра (шум в зале, за окном).

Внимание на сцене актёра тяготеет к 3 объектам: зритель, сам актёр, партнёр.

Основная часть

Упражнения

«Геометрические фигуры».

Найти удобное положение на площадке, чтобы все ученики видели педагога, никто не прятался, и все могли видеть друг друга. Для этого упражнения необходимы будут стулья (на точное количество учащихся). В игровой форме вы#страиваем различные геометрические фигуры и проверяем, видим ли мы друг друга. Итог – выстроить полукруг перед педагогом.

«Встать – Сесть».

Необходимо по сигналу педагога всем одновременно встать и одновременно сесть. Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо держать ровную осанку, правильное положение рук и ног.

«Цвет».

Посмотрите на своих друзей и обратите внимание на цвет волос каждого. Необходимо поменяться так, чтобы ученик с самыми светлыми волосами сидел крайний справа. Рядом с ним должен сидеть ребенок с волосами потемнее. А крайний слева – ребенок с самыми темными волосами. Упражнение выполняется в тишине.

«Светофор».

Педагог имеет три листа бумаги (разных цветов). Когда показывает зеленый цвет – ученики начинают шипеть, лаять или каркать, как вороны. На желтый сигнал все замирают, на красный – начинают топать ножками.

«Пишущая машинка».

Участники садятся в полукруг. Каждому присваивается одна-две буквы русского алфавита. Преподаватель последовательно задает слово, фразу, текст.  Участники хлопками «печатают» текст. Конец слова обозначается общим хлопком, конец фразы – хлопком одновременно с ударом ног.

 «Мешаем читать».

Один из участников садится перед кругом участников и начинает что-то читать. Остальные задают ему разные вопросы. Конечно, вопросы должны быть достаточно тактичными. Водящий должен быстро и достаточно точно отвечать на эти вопросы. После одной-двух минут такого «допроса» книга закрывается, и водящего просят пересказать прочитанное.

«Зеркало». 

Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой  в ответ на движения партнера. В этом упражнении важ#на одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» успевало уловить его движения. Движения должны совпадать. Затем участникам можно поменяться ролями.

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

Высказывание впечатлений преподавателем, гостьей и поощрение детей.

Преподаватель:

Мы познакомились с вами сегодня с одним из элементов  актёрской техники. Каким элементом? (Ответы обучающихся). Проделывали упражнения на внимание. Вам понравились упражнения? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности? (Ответы обучающихся). А как Вы, уважаемая гостья, оцениваете наши шаги а актерском ремесле? (Ответ гостьи).

Наша гостья, ребята, уважаемая Старушка Внимание хочет поощрить вас.

Старушка Внимание:

Благодарю вас и  дарю вам «Калитку  творчества». На этой калитке написаны упражнения на внимание. Не забывайте о них. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене.

Преподаватель:

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Урок окончен. Всего доброго.

Используемая литература:

  1. Ершов П. М. «Режиссура, как практическая психология”» – М., 1999.
  2. Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств» – М., 1987.
  3. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» – С. -П., 2005.
  4. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.:ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), 2008.
  5. Сидорина И. К., Ганцевич С. М. «От упражнения к спектаклю» – М., 2006.
  6. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т.
  7. https://stihi.ru/2009/07/25/2688