Методическое сообщение (доклад) «Роль скороговорки в работе над дикцией актера»

Савельева Наталия Тимофеевна

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКАЯ  ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)

ОТДЕЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ

«Роль скороговорки в работе над дикцией актера»

АВТОР:  

Савельева Наталия Тимофеевна,

преподаватель

с. Челно-Вершины

2019 г.

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы

Введение

Дополнительное художественное образование сегодня остается за рамками основного образования, однако оно позволяет школьнику сформировать устойчивые поисковые и творческие умения, в отдельный случаях - реализовать себя, социально и личностно. Целью художественного образования является удовлетворение познавательных и креативных потребностей, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Основное (базовое) образование ценно своей системностью; художественное (дополнительное) - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка. Главное условие достижения успеха в художественном образовании - наличие объединения детей и взрослых, мотивированного устойчивым интересом к творческой деятельности.

Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно быстрее. А что из этого выходит? Никто их не понимает!

Константин Сергеевич Станиславский писал: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб».

Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки.

Дикция - степень отчетливости произношения слогов и звуков в разговоре, пении, художественном чтении. Так объясняется значение термина в «Словаре иностранных слов». Однокоренными к слову дикция являются слова диктор, диктовать. Степень отчетливости произношения может быть личной: высокой или низкой; в первом случае мы говорим о хорошей дикции, во втором - о плохой.

Необходимость работы над дикцией определяется тремя факторами. Первый фактор - это роль дикции в жизни всего общества и каждого человека.

Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, отчетливости, внятности является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми. Значение дикции для устной речи аналогично значению каллиграфии для письменной: как четкий, разборчивый почерк облегчает письменное общение, так и хорошая дикция обеспечивает незатрудненное восприятие устной речи.

Кроме социальной, дикция имеет и большую эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней, термальной культуры устной речи каждого человека. Нечеткая, плохая дикция «режет слух», снижает выразительность звучащей речи и чтения, ослабляет эмоциональность выступления и зачастую может свидетельствовать о невысокой культуре.

Второй фактор, определяющий необходимость работы над дикцией, заключается во влиянии дикции на усвоение грамотного письма. Как орфоэпия помогает овладению орфографией, так хорошая дикция благотворно сказывается на правильном написании слов. Роль полноценных артикуляций для формирования грамотного письма отмечается целым рядом исследователей (А.Р. Лурия, М.Е. Хват, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). Наконец, третий, не менее важный фактор, требующий работы над дикцией, — это специфика речевого развития детей.

Итак, работой над дикцией направлена на воспитание у детей чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз, на овладение артикулируемой речью, то есть на формирование хорошей дикции.

Основная часть

«Дикция — вежливость актера», — произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь — это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему. Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих — ребенок учится говорить. на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки. Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами.

Языком не расскажешь,

так и пальцем не растычешь, речь умом

красна,

а если язык шепеляв,

то и поговори скороговорочку

за скороговорочкой -

тридцать три корабля лавировали, лавировали

да не вылавировали;

у нас на дворе-подворье погода размокропогодилось;

сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковатъ, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать;

нужно все скороговорки

перескороговорить,

перевыскороговорить,        ,

и тогда так заговоришь,

словно реченька зажурчишь.

Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того чтобы усовершенствовать дикцию ребёнка - это скороговорки.

История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах Европы и Азии, которые обладают богатейшим фольклором.

Еще в старину были придуманы скороговорки.

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой - быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов.

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь. Скороговорка - один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание детей.

Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Но проходит время, ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага — правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг - чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

Детские скороговорки являются отличным помощником в развитии чувства рифмы и силы голоса, они сделают темп речи идеальным, а речевое дыхание совершенным.

Дети очень любят скороговорки, так как детские скороговорки наделены своим сказочным, забавным смыслом.

С раннего детства нам запомнились весёлые скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Карл у Клары украл кораллы.

Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своём речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.

А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.

Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух - или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.

Для маленьких артистов лучше всего подойдут веселые шутливые скороговорки для театралов. Не очень длинные, чтобы детям не было слишком сложно, и по возможности сюжетные, чтобы можно было сопровождать их чтение игрой. В отличие от взрослых, детям хороши и полезны все скороговорки без исключения, т. к. любая сложная словесная конструкция будет работать на укрепление речевого аппарата ребенка.

Чтобы добиться максимального эффекта от занятия, необходима разминка речевого аппарата и лицевых мышц. Необходимо также несколько минут в день артикуляционной и мимической гимнастикам.

Скороговорки для театра рекомендуется дополнять упражнениями на умение управлять интонацией и расширение диапазона голоса. Делается это просто:

  1. Выбираем скороговорку. Пусть будет эта: «Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой».
  2. Придумываем несколько причин, по которым мы ее произносим (здесь можно фантазировать что угодно, смысл сводится к повествовательной, вопросительной и восклицательной фразам).
  3.  Поочередно выбираем одно главное слово в скороговорке и акцентируем именно его при произношении, а все остальные произносим ровно и монотонно. Меняем слово и повторяем до тех пор, пока каждое слово не побудет в роли главного.
  4. Меняем тональность голоса в процессе произношения скороговорки: от самой низкой ноты к самой высокой и обратно.

Следовательно, для развития дикции и речи у детей скороговорки являются неотъемлемой частью.

Заключение

Скороговорки - незаменимый речевой материал не только для совершенствования дикции детей, но и для развития сенсорных способностей и укрепления нервной системы. Они напоминают колыбельные, слова из народных песен, которые очень сильно впечатываются в нашу память с детства. Предки наши также использовали скороговорки для забавы, но и не забывали об их обучающем действии.

Таким образом, скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. В процессе проговаривания скороговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности.

Список литературы

  1. Алферова, Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение / Л. Д. Алферова.  СПБ.: Изд-во СПАТИ, 2003
  2. Васильев, Ю. А. Тренинг сценической дикции / Ю. А. Васильев. СПб.: Изд-во Царскосельского филиала СПАТИ, 1997
  3. Розенгарт-Пупко Р. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., изд. АПН РСФСР, 1963.
  4. Смирнова, М. В. Скороговорки в речевом тренинге: учеб. пособие / М. В. Смирнова. – СПб.: Изд-во СПАТИ, 2007
  5. Смоленский, Я.М. Чудо живого слова. Теория чтецкого искусства: учеб.-метод. пособие / Я.М. Смоленский. М.: РА Арсис-Дизайн, 2009
  6. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1989
  7. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., 1989 г.