Конспект урока «Поговори скороговорочку за скороговорочкой»

Савельева Наталия Тимофеевна

Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Художественное слово»

2 класс

на тему:

«Поговори скороговорочку за скороговорочкой»

Автор:

Савельева Наталия Тимофеевна,

преподаватель

с. Челно-Вершины

2024

Предмет:

Художественное слово

Учащиеся:

2 класс отделения общего эстетического образования

Тема:

Поговори скороговорочку за скороговорочкой

Тип урока:

урок изучения нового материала

Форма урока:

Групповая

Продолжительность урока:

45 минут

Цель: 

Формирование умения работы со скороговорками для усовершенствования дикции

Задачи:

образовательные:

познакомить с жанром русского фольклора -  скороговоркой;

обучить принципам работы со скороговорками.

развивающие:

расширять кругозор и обогащать словарный запас посредством скороговорок,

развивать навыки работы индивидуально, в паре, команде.

воспитательные:

воспитывать общекультурные ценности;

воспитывать речевую культуру.

Методы:

словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (показ), практические (упражнения, игры).

Структура урока:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Рефлексия

Образовательные технологии:

технология сотрудничества, здоровьесберегающая (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика), игровая.

Оборудование:

стулья, стол, зеркальце, карточки со скороговорками.

Ход урока

Вводная часть

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть!

Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен много лет упражнялся, чтобы стать искусным оратором. Он ходил ежедневно на берег моря, набирал в рот камешков, закрывал глаза, чтобы шум морского прибоя напоминал ему гул людской толпы, и так, воображая себя окруженным слушателями, произносил речи.

Но, чтобы научиться говорить четко и выразительно, вовсе нет надобности брать камешки в рот.  Что для этого необходимо? Как вы думаете?

Ответы детей:

Упражнения, игры.

Преподаватель:

Правильно. Лучше поупражняться. Поупражняться в произношении скороговорок для выработки хорошей дикции.

Что же такое скороговорка?

Ответы детей:

Скороговорка - элемент творчества народа, его истории.

Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром.

Преподаватель:

Все верно. Какие вы молодцы.

Тема нашего урока: «Поговори скороговорочку за скороговорочкой».

В скороговорках, ребята, отражается история и мировоззрение, создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.

Скороговорки обязательный элемент на уроках по театральным дисциплинам, потому что  правильная четкая речь нужна актерам, чтобы их было слышно со сцены без микрофона. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.

Польза  скороговорок: если правильно произносить скороговорки, делать это регулярно, то занятия будут способствовать: развитию внимательности, памяти, концентрации внимания; расширению словарного запаса; оттачиванию звуков; хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе. Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

  Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Преподаватель:

Чтобы улучшить нашу дикцию, я предлагаю сделать артикуляционную гимнастику, но прежде давайте вспомним из чего состоит наш артикуляционный аппарат? Начнем с разогрева мускулатуры нижней челюсти.

1. Открыть широко рот и закрыть 4-5 раз,

2. Нижней челюстью сделать 5 движений  влево и вправо, следов вперед и назад.

3. Сложить руки в замок и подпереть ими подбородок, открывать рот преодолевая сопротивление рук, при этом не закидывать голову назад.

Сейчас мы разомнем наши губы, так как они так же непосредственно участвуют в процессе речи.

  1. Сжать губы в «пятачок» и сделать им 5-6 движений влево и вправо, затем вверх и вниз, а после 6 круговых движений по часовой стрелке и против.
  2. Чередование «пятачка» и улыбки.
  3. Чередование «пяточка» и «голливудской» улыбки, широко растянуть уголки рта, при этом обнажить зубы.

Упражнения на развитие мускулатуры языка.

  1. «Иголочка». Напряженным языком делаем уколы в щеки 5-6 раз, а после круговые движения языком по и против часовой стрелки.
  2. Чередование языка напряженного, острого и расслабленном состоянии.
  3. Скручивание языка в трубочку.
  4. Растяжка языка. Тянем к носу, к подбородку, к левому и правому уху.
  5. Цоканье.
  6. «Болтунья», быстро передвигать язык влево и вправо со звуком.

Преподаватель:

Спасибо. Мы замечательно размялись, заметили ли вы, что язычок стал более подвижным?

Нашу дикцию так же может улучшить работа со скороговорками. А какие вы знаете скороговорки? Давайте мы с вами их проговорим.

Ответы детей:

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул в реку руку Грека.

Рак за руку Грека – цап.

Преподаватель:

Молодцы, ребята. И сейчас начнем трудится над скороговорками.

Работа со скороговорками

Преподаватель:

Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно,  шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса, быстро.

Следующее задание:

  1. Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот.
  2. Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно как «черепаха».
  3. Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»).
  4. Произнести скороговорку «На сосне сидит сова, Под сосной стоит лиса» удивлённо.
  5. Произнести скороговорку «Шапка да шубка – Вот и наш Мишутка» радостно.
  6. Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно.
  7. Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном, как генерал.

Преподаватель:

Молодцы, ребята. Справились с заданием. Следующее задание.

Упражнение «Сказочное телевидение» - подберите нужную интонацию голоса.

  1. Диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  2. Как глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени.
  3. Сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп.

Преподаватель:

Ребята, вы наверное, немного устали. Давайте отдохнем.

Физминутка.

В темном лесу есть избушка. (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем).

Бабушка Яга живёт. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (показывают)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Преподаватель:

Продолжаем наше занятие, предлагаю вам поработать с раздаточным  материалом, у каждого из вас есть несколько скороговорок. Ваша задача проговорить  данные скороговорки сначала индивидуально, потом совместно. Тот, кто быстрее и четче проговорит скороговорку, тому предлагается выбрать одну скороговорку,  понравившуюся ему и совместно разучить ее.

Вам предлагается несколько скороговорок на выбор:

1. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.

2. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

5. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

8. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

9. Жутко жуку жить на суку.

10. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке

Работа с чистоговорками

Преподаватель:

А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она служит для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки (произносим чётко, громко, не спеша)

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

Преподаватель:

Ну вот и закончилось наше путешествие по скороговоркам. Все были молодцы. Был задор и веселье.

Мы славно потрудились вместе с вами,

Но расставаться все ж пришла пора.

Закончить нашу встречу предлагаем

Громким троекратным мы «УРА!»

Список литературы

  1. Бруссер, А.М Основы дикции [Текст] / А.М. М.: Просвещение, 2003
  2. Васильева, Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «сценическая речь» [Текст] / Т.И. Васильева. - М.:ГИТИС, 2004
  3. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь» [Текст] / И. П. Козлянинова, И.Ю. Промптова. - М.: ГИТИС, 2011
  4. Лаптева, Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие
  5. Петрова А. Н. Сценическая речь [Текст] / А.Н. Петрова. - М.: 2002