Конспект урока «Роль писателя, сценариста, режиссера в создании спектакля на местном историческом материале»

Савельева Наталия Тимофеевна

При изучении темы «Роль писателя, сценариста, режиссера в создании спектакля» будет более плодотворной, если в основу темы берется местный исторический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Азбука театра»

2 класс

на тему:

«Роль писателя, сценариста, режиссера в создании спектакля на местном историческом материале»

Автор:

Савельева Наталия Тимофеевна,

преподаватель

с. Челно-Вершины

2020

Фамилия, имя, отчество преподавателя

Савельева Наталия Тимофеевна

Тема урока

«Роль писателя, сценариста, режиссера в создании спектакля на местном историческом материале»

Класс

2 класс театрального отделения

Тип урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Цель и задачи урока

Цель урока:

- формирование основ создания спектакля на примере страниц истории родного края как системы духовности и нравственности, мудрости и знания при воплощении.

Образовательные задачи:

- закрепление основных понятий: писатель, сценарист, режиссер;

- познакомить с историей родного края и историческими личностями;

- познать радость творчества в процессе воплощения истории на сценической площадке;

- сформировать способности к созданию образа персонажа.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, фантазию в процессе тренинга;

- развивать способность к перевоплощению.

Воспитательные задачи:

- воспитать умение работать в коллективе;

- воспитать готовность к творчеству;

- воспитать любознательность к истории родного края.

Форма урока

Урок-путешествие (Урок, опирающийся на историю родного края)

Методы

Данное занятие предполагает использование методов, которые напрямую связаны с игровой и познавательной деятельностью.

Образовательные технологии:

Словесный (историческая справка), обучение в сотрудничестве (групповая работа), игрового обучения, коллективной творческой деятельности,  здоровьесберегающие.

Дидактические средства

- Предметы сценической обстановки -  (реквизит);

- театральный костюм.

Этапы занятия

1.Организационный этап

  1. Цель

1.2 Задачи

1.3 Методы организации работы учащихся на уроке

Методы мотивации, настроя учащихся

Описание темы занятия

Создать настрой на совместное творчество.

Воспитать чувство ответственности каждого.

Научить работать в коллективе

Развить воображение и фантазию.

Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

Метод игры (средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности).

Метод игрового перевоплощения (развитие восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном способе композиции и роли писателя, сценариста и режиссера).

Доброжелательность, поощрение, игра, поддержка, установка на успех.

«Роль писателя, сценариста, режиссера в создании спектакля на местном историческом материале».

Триединое целое в создании художественного образа — спектакля. Наглядность изучения данной темы будет полноценной, когда в основу темы берется местный исторический материал.

Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, сказаны первые слова. И она навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.

Познание истории родного края, района, даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению личности и народа.

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чувство бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу наречённую,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,

Любите Родину, но только не расчётливо.

Любите Родину, и только навсегда.

2. Изучение нового материала

Новый материал не изучался, так как занятие построено как театрализованное представление.

Сценарий урока

Преподаватель:

Добрый день. Сегодня мы продолжаем изучать тему  «Роль писателя, сценариста, режиссера в создании спектакля» При изучении данной темы мы взяли  местный исторический материал. Вы пробовали, уважаемые ученики, из писательского текста создать сценарий, быть режиссером, работая с актерами. И сегодня, в уроке-путешествии соединим все три роли в создании спектакля. Отправимся в путь по театральным и историческим тропинкам. Будут они извилистыми.

В этом зале нас сегодня

Ожидают чудеса.

Слышите? Здесь оживает

Добрых странствий полоса.

Надо верить в чудеса!

Далеко-далеко раскинулось необъятное государство, невиданное царство–страна путешествий, чудес и конечно, волшебства. Прекрасная страна!

Слышится шум. Спор.

Ваня:

Илья, поторапливайся.

Илья:

Подожди. Надену головной убор. Сегодня же замечательный праздник!

Ваня:

Какой?

Илья:

Сейчас узнаешь!

Ваня и Илья заносят лавочку.

Ваня:

Тропинка начальная – театральная.

Берут кукол и разыгрывают сценку

Скоморох.

Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»

Петрушка.

У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!

Скоморох.

Петрушка! Горожане к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!

Петрушка:

Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый! И приглашаю всех вас ко мне в гости!

Мы такое вам покажем,

На всю жизнь разуважим!

Во имя веселья, шуток и смеха

Будет на нашем празднике потеха!

Ваня:

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.

Илья:

Вы создали волшебную реальность,

Но это мир живой, в нем есть душа.

У каждой куклы индивидуальность,

И каждая отдельно хороша.

Не даром учредили праздник этот

Поклонники таланта всей Земли.

Чтоб профессионалов всей планеты

Они достойно чествовать могли.

Желаем кукольникам вдохновенья,

Желаем куклам вас не огорчать.

Давайте же с весенним настроением

День кукольника вместе отмечать.

21 марта отмечается – Международный день кукольника

Ваня:

Тропинка первая – исторически-важная.

Выходят императрица Елизавета Петровна и придворный

Императрица Елизавета Петровна:

Дошло до меня, господин министр, что в Ярославле силами нескольких юношей открыт собственный театр. Известно ли вам что-либо? 

Придворный:

Да, доподлинно известно, что некто Фёдор Григорьевич Волков, сын ярославского купца, построил на пожертвования горожан свой театр. При строительстве сего театра был он сам архитектором, живописцем и машинистом, а когда приведён был оный к окончанию, стал директором и первым актёром. 

Императрица Елизавета Петровна:

Россия давно нуждается в профессиональном русском театре, он необходим не только для развлечения, но и для поддержания нашего престижа.

Придворный:

Позвольте, матушка Елизавета Петровна, у нас при дворе есть театр. Мы приглашаем лучшие иностранные труппы. Как раз сейчас идёт постановка пьесы г-на Шекспира «Гамлет». Не изволите взглянуть?

Императрица Елизавета Петровна (возмущенно)

Нет, это никуда не годится! Россия – великое государство, а в царском дворце играют иностранные труппы! Нет, срочно издам указ о создании театра! (Берёт бумагу, перо, пишет. Подаёт бумагу придворному.) Извольте прочесть. 

Придворный: (Читает) 

«Повелели мы нынче учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головинский каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома. Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову. Создание труппы поручаем актёру Фёдору Волкову. Августа 30 дня 1756 года».

Придворный и императрица присаживаются на театральную ложу и смотрят отрывок из спектакля (монолог Димитрия из трагедии А. П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»)

                                 

Димитрий (один)

             Нетвердо на главе моей лежит венец,

             И близок моего величия конец.

              Повсеминутно жду незапныя премены.

              О устрашающи меня Кремлевы стены!

              Мне мнится, что всяк час вещаете вы мне:

              «Злодей, ты – враг, ты – враг и нам и всей стране!»

              Гласят гражданя: «Мы тобою разоренны!»

              А храмы вопиют: «Мы кровью обагренны!»

              Уныли вкруг Москвы прекрасные места,

              И ад из пропастей разверз на мя уста.

                Во преисподнюю зрю мрачные степени

                И вижу в Тартаре мучительские тени.

                Уже в геенне я и в пламени горю.

                Страшуся сам себя и тени я моей.

                Отмщу!.. Кому?.. Себе?.. Себя ль возненавижу?

                Живу к несчастию, умру ко счастью ближних.

                Завидна участь мне людей и самых нижних.

                И нищий в бедности спокоен иногда,

                А я здесь царствую и мучуся всегда.

                Терпи и погибай, восшед на трон обманом,

                Гони и будь гоним, живи, умри тираном!

Герои уходят.

Выход ведущих

Арина:

Уже через месяц первый русский профессиональный театр начал свою работу. Во главе его встали Фёдор Волков и Александр Сумароков (писатель и драматург, сочинявший русские пьесы для театра). Волков стал в театре и первым актёром (играл главные роли). Первому профессиональному театру жилось нелегко: часто не было ни костюмов, ни декораций, актёры жили впроголодь, сам Сумароков жалованье получал нерегулярно.

Диана:

В 1762 году на престол всходила новая императрица Екатерина II. Фёдор Волков поставил к празднику коронации уличный карнавал «Торжествующая Минерва». Распоряжаясь этим карнавалом, он простудился и 5 апреля 1763 года умер. А театр, созданный им, живёт и сейчас.

Ваня:

Тропинка вторая - личности великие.

Выбегает герой следующей тропинки

Диана:

Девочка!

Девочка? – едва слышно переспросила мать новорожденной и закрыла глаза.

Тому, кто родился в праздничный день, предназначается судьба другая, чем обыкновенным «будничным» людям. Ее высочество Софию Августу Фредерику ждет необыкновенная, блестящая будущность!

Екатерина II:

Маленькой бедной принцессой пришла я сюда. Единственным моим богатством была мечта о далеком необъятном царстве. И когда мечта стала правдой, когда царство приняло меня, как свою, новые мне самой неведомые силы проснулись в моей душе. Могучая страна несет мне свои лучшие дары, и цель жизни ясна предо мною: все мои силы, все богатства моей пробужденной души отдам я твоему и моему народу, великая любимая Россия!

Арина:

Екатерина уделяла большое внимание театру, сама писала пьесы. Ее в театральных кругах называли «торжествующая Минерва». Одним из известнейших актеров того времени был Сала Николаевич Сандунов. Свободолюбивый и независимый, он всю жизнь отдал служению искусству. Его судьба трагична. Хотя чего больше может желать актер, который играл не только на сцене, но и в жизни. Сандунова называют «русским Фигаро».

Ваня:

Тропинка третья – край родной.

Входят  девочки в русских костюмах

Диана:

Вот смотри! Здесь проходил знаменитый вал.

Арина:

Подожди, я дверь прикрою.

Диана:

Вот, вот смотри! (Увидев гостей) А давай мы горожанам покажем!

Арина:

Давай.

Раздают горожанам – гостям план вала

Диана:

Возьмите, пожалуйста.

План вала  раздали

Диана:

Наш Челно-Вершинский район богат своей историей.

Арина:

Он связан с историческими личностями: Екатериной II, Александром Суворовым, Емельяном Пугачевым,

Диана:

Денисом Давыдовым. История возникновения нашего села относится к первой половине XVIII века. Первые жители пришли из-под Чистополя. Вначале это были татары, затем русские, чуваши, мордва.

Арина:

Происхождение названия села Челно-Вершины, которое кажется мудреным, на самом деле очень простое. Первоначально село именовалось Челна Солдатская. Топоним произошел от Челнинки, где тюркское «чаллы» означает «каменный», «каменистый», то есть река с каменистым дном.

Диана:

На территории нашего района проходит знаменитый вал, вырытый в незапамятные времена русичами и служащий границей Руси с восточными народами.

Арина:

Вал этот длиной в тысячи километров доходит до каспийского моря. До города Астрахани и имеет форму пилы. В ее огромных зубьях расположенных, как правило, на крупных возвышенностях. Располагались внешние гарнизоны русских воинов. Один из таких форпостов был в поселке Поляна Редут.

Диана:

Как не подивиться такой красоте и как не рассказать об этом.

Арина:

В 2018 году нашему району исполнилось 90 лет со дня образования. Мы охватим тот период Екатерины II, когда образовывались губернии.

Диана:

Этот период связан с нашим предком Платоном Зубовым, последним фаворите Екатерины II. На территории нашего района находится село Зубовка, названное в честь потомков Зубовых.

Арина:

Мы с вами перенесемся в эпоху Екатерины II. Ее эпоха была золотым веком Российской государственности. Женщина завершила начатое Юрием Долгоруким, продолженное Иваном Калитой, созданное Дмитрием Донским, Иваном III и Иваном IV, сотворенное Петром Великим, ученицей которого она себя считала.

При Екатерине II Россия вошла в сонм Европейских государств. Какие люди ее окружали, или, вернее, какими людьми она себя окружала!...

Каждое имя – эпоха, каждое талант, гений!...

Суворов, Румянцев, Спиридонов, Потемкин, Бецкий, Державин, Крылов, Фонвизин, и конечно – Зубов.

С десяти часов утра стали съезжаться к малому подъезду Зимнего дворца кареты сановников, прибывших с докладом. В приемной было много народа, ждавшего своей очереди.

Приемная Екатерины II. Входит Екатерина II. Просматривает бумаги.

Екатерина II:

Кто там будет? Нет, нет, Безбородко подождет. Князя Платона Александровича…. Зубова ко мне.

Входит Зубов

Службой довольны ли?

Зубов:

Счастлив государыня, что Вам служу… Вдвое счастлив, могу видеть ту, перед кем все преклоняются, на кого молятся…. Чье имя благословляют.

Екатерина II:

Вы все свое! Не ждала я, чтобы вопрос р службе такие горячие дифирамбы мне вызывал. Да Вы поэт! Чай, и стишки пишите?

Зубов:

Нет, не случалось, государыня… Не тем я занят… Мечты не те мои…

Екатерина II:

Мечты? Значит, мы мечтать любим? Интересно. О чем же нынче мечтают молодые люди? Военные особливо? О сражениях, поди? О славе? О победах? Чтобы все величали и знали Ваше имя? Да?

Зубов:

Бывает и это государыня. Но…

Екатерина II:

А какие у Вас привычки, Зубов?

Зубов:

Никаких нет, государыня… Службу свою несу, как и другие офицеры. Вам она ведома.

Екатерина II:

Хорошо!... Платон Александрович, Вы родом из Самарского края.

Зубов:

Самара построена на красивом и уникальном месте, в междуречье полноводных Волги и Самары.

Екатерина II:

Но Самара представляет собой захолустный город, несмотря на свое удобное географическое положение. Необходимо, чтобы развивалась экономика, чтобы Самара превратилась в транспортный центр. Я издала законодательный акт о губерниях. Самара – губернский город. Как Вы на это смотрите, Платон Александрович?

Зубов:

Я весьма благодарен, государыня!

Екатерина II:

Тогда с Богом! От Вас многое зависит. И будут ли Вас вспоминать потомки.

Вика:

В 1775 году Екатерина II издала «Учреждение для управления губерниями» - это стало эпохой в истории местного самоуправления в России. Вместо прежних двадцати губерний стало пятьдесят, в том числе и наша Самарская.

Ваня:

Тропинка последняя – прощальная.

Искусство строго, как монетный двор.

Считай его своим, но не присваивай.

Да не прельстится шкуркой горностаевой

Роль короля играющий актер.

Самара, рождённая в сердце России, –

Народов Поволжья большая семья,

В веках своё гордое имя носила

Любимая наша,

Самарская наша,

Вовеки священная наша земля!

Все актеры выходят на поклон.

Преподаватель:

Вот и завершилось наше путешествие. Сегодня вы все работали как великие мастера сцены. Вы многое узнали, многому научились. Спасибо за ваш труд и мастерство. Урок завершен. Желаю всем дальнейших творческих успехов.

Приложение

http://izo.kz/uploads/7/9/5/15462.jpg

http://kolomna-speed-skating.com/wp-content/uploads/2015/12/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0.jpg

Карта, где проходил знаменитый вал

Карта крепостей

http://xn--80accmaabhm4ccaclb6adgpe6a4r.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/01/%D1%8F-2.jpg