программа студии "Мастерская художественного слова"

Нечаева Светлана Николаевна

Программа студии "Мастерская художественного слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

               «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

                                                Центр дополнительного образования

                       Дополнительная общеобразовательная программа

«Мастерская Художественного слова»

Программа рассчитана на детей 7-17 лет, базовый уровень

Срок реализации программы 2 года

Составители: Нечаева С.Н.– педагог дополнительного образования,

г.Надым

  1. Пояснительная записка.

Художественное слово– это искусство, воздействующее на зрителя целым комплексом художественно - эстетических средств.

Программа «Мастерская художественного слова» направлена на  ознакомление и овладение учащимися сущностью  театрального творчества: «языком действий», выразительностью и   содержательностью этого языка; формирование здорового самовосприятия и познание  школьниками  своих возможностей в творчестве. Занятия направлены на развитие таких личных качеств, способностей и интересов, которые ведут к культурной социальной самореализации, к саморазвитию и самоопределению.

Сущность мастерства художественного слова понимается как создание «образа действий»  на основе языкового задания. Театр необходим для детей. Это  возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовывать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями.

 Актуальность.

               В условиях сегодняшней социальной действительности, когда, с одной стороны усиливаются голоса в защиту национальной культуры, её интеллектуальных ценностей, а с другой стороны открыты все информационные «шлюзы»  для мощного потока тривиальности и безвкусицы, как никогда важной представляется работа по эстетическому и нравственному воспитанию молодого поколения. Происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового культурного образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

           Художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как театральное искусство, которое следует рассматривать не только как художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

           Знакомя  детей с языком искусства, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, содействуем творческому, интеллектуальному, физическому развитию ребёнка.

           Актуальность разработки  и создания данной программы обусловлена нереализованностью врождённых способностей детей к ораторскому искусству и актёрскому мастерству, их творческого потенциала, проявляющими  интерес к сценической деятельности. Через обучение выполняется работа по эстетическому и нравственному воспитанию ребёнка, решается потребность в межличностном общении.

  Педагогическая целесообразность.   

Одним из главных показателей становления личности является эстетическое воспитание личности ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое- формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной театрально художественной деятельности учебного объединения под влиянием окружающей среды и формируются  основы эстетического сознания, художественного вкуса.

           В каждом ребёнке от природы заложены творческие, коммуникативные и познавательные способности. Через пробы  и ошибки, через развитие интереса и любви к собственной исполнительской деятельности, обогащение опытом, формирование представления о критериях, определяющих, что значит «хорошо играть» и «плохо играть» - обучающиеся  приближаются к постижению основ актёрского мастерства.

           Данная образовательная программа реализуется с учётом принципов:

  1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
  2. Принцип самореализации.
  3. Принцип равных возможностей.
  4. Принцип доверия и открытости.
  5. Принцип создания «ситуации успеха».
  6. Принцип личностно – ориентированного подхода.
  7. Принцип включенности детей в реальные события, мероприятия, праздники. 

 Новизна данной образовательной программы заключается:

  • В интегрированном характере изучения курса, который включает в себя как основы художественного слова, кукольного театра, так и актёрского мастерства.
  • В обобщении и структурировании сведений по блокам  «Ассоциативное мышление», «Искусство звучащего слова», «Мастерство актёра», «Сценическое движение», «Сценарное мастерство», адаптированных для практической работы в рамках деятельности детского творческого объединения.
  • В использовании межпредметных  связей: литература, музыка, изобразительное искусство, история, технология.

    Программа имеет логическую структуру построения. Образовательный процесс определён 8 блоками, в каждом из которых свои цели и задачи.

    Программа учебного объединения «Театралы» состоит из 8  блоков.

  • I блок – «Введение в специальность».
  • II блок – «Познай себя и других».
  • III блок – «Основы культуры речи».
  • IV блок - «Коммуникативные способности»
  • V блок – «Искусство звучащего слова» (Сценическая речь).
  • VI блок – «Искусство кукольного театра».
  • V II блок – «Сценическое движение».
  • V III блок - «Актёрское мастерство».

   Цели и задачи программы.

   Цель образовательной программы:  Формирование основ духовной,  и эстетической культуры, нравственного воспитания  подрастающего поколения, приобщение к литературно-драматическому искусству и художественно-исполнительской деятельности.

   Задачи:

  • Заложить основу общетеоретических знаний  в области народных традиций, речевого  искусства;
  • Формировать специальные умения и навыки  театрального и кукольного искусства;
  • Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных склонностей;
  • Способствовать творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
  • Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе межличностного общения;
  • Включить воспитанников в процесс подготовки и проведения различного рода мероприятий;
  • Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.

I блок – «Введение в специальность»

    Цель: адаптация детей к новому виду деятельности, к новым условиям учебного объединения и учреждения.

    Задачи: 

  • ознакомить учащихся с историей возникновения театра; основными терминами и понятиями; многообразием выразительных средств в театре; видами литературы и их жанрами;
  • рассмотреть и изучить компоненты поведения в актёрском искусстве;
  • развивать навыки чтения и анализа литературных произведений; возможности преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию партнёров;
  • воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство прекрасного, интерес к театру; чувство взаимопомощи.

II блок – «Познай себя и других»

    Цель: создание  условий для самопознания и самоанализа с целью формирования адекватного «Я».

   Задачи:

  • составить  представления о типологических свойствах  и темпераменте  человека, изучить их;
  • обобщить и систематизировать знания о пяти органах чувств, оценив их важность для профессии актёра;
  • овладеть  методиками развития воображения, внимания и памяти;
  • развивать  навыки общения; эмоциональность и фантазию; способности к чувственным  восприятиям и сенсорным ощущениям;
  • воспитывать культуру общения.

III блок – «Основы культуры речи»

   Цель: формирование основ культуры речи, овладение нормами и правилами.

   Задачи:

  • ознакомить с основами культуры речи, с правилами и нормами общения; со средствами эмоционально – образной выразительности, видами пауз;
  • формировать способности ведения монолога, диалога, полилога;
  • развивать навыки орфоэпии (произношении и словоупотреблении);
  • воспитывать культуру общения в коллективе.

IV блок «Коммуникативные способности»

   Цель: формирование первичных навыков социальных коммуникаций.

   Задачи:

  • познакомить с видами и способами коммуникативного взаимодействия в социуме;
  • развивать коммуникативные и организаторские способности, логику монологической, диалогической и сценической речи;
  • способствовать удовлетворению потребности учащихся в межличностном общении.

V блок – «Искусство звучащего слова» (Сценическая речь)

   Цель: организация  системной  работы по формированию знаний, умений и навыков в области искусства звучащего слова.

   Задачи:

  • ознакомить с нормами и правилами произношения и употребления структурных, лексических, грамматических и акцентологических единиц речи;
  • учить владеть (управлять) силой голоса, логически правильно интонировать текст;
  • научить сочинять истории в предполагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
  • развивать навыки фонационного дыхания, правильной дикции и частоты произношения, выразительного чтения; способности дыхательного и речевого аппарата, умения имитировать голоса, музыкальные способности и слух;
  • воспитывать бережное отношение к своему голосу, любовь к песне; любовь к поэзии и уважение к творчески одарённым людям.

VI блок – «Искусство кукольного театра»

   Цель: сочетание общего развития образного и ассоциативного мышления детей со специальным, связанным с реализацией кукольного и театрального образа и необходимым для этого сценическим мастерством.

   Задачи:

  • познакомить с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире; происхождением и видами кукол;
  • научить умению определять идею произведения, сверхзадачу; анализировать пьесу – сказку, давать характеристику героям;
  • научить владению темпом, ритмом, чувством пространства сцены; владеть вождением перчаточной куклы;
  • формировать умения в использовании выразительных возможностей куклы; умения общаться со зрителем и партнёром через куклу;
  • развивать умение имитировать движение в пластике, создавать образы сказочных героев и животных;
  • развивать память, интеллектуальное и образное мышление; способности дыхательного речевого аппарата; музыкальные способности и слух;
  • воспитывать духовность, понятие добра и зла; основы нравственности на примере поведения героев сказки; эстетическое восприятие окружающего мира;
  • воспитывать умение общаться друг с другом, адекватно вести себя и эмоционально реагировать в соответствии с сюжетом сказки.

VII  блок – «Сценическое движение»

   Цель: обучить основам сценического движения посредством тренинговых игр, этюдов и упражнений.

   Задачи:

  • познакомить с происхождением жанра -  пантомима, его особенностями
  • научить владеть своим телом и мимикой;  элементами пластики рук;
  • учить  видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявление определённой индивидуальности человека;
  • учить достигать визуального баланса сцены и отражать конфликты сцены;
  • развивать умения имитировать движения в пластике;
  • развивать навыки сохранения скорости темпо – ритма с учётом характера сценических действий; координацию и синхронность движений; навыки хореографии.
  • способствовать воспитанию творческой личности посредством включения в процесс подготовки мизансцен;
  • воспитывать эстетический вкус.

VIII  блок - «Актёрское мастерство»

   Цель: овладение сущностью исполнительского театрального творчества и познание воспитанниками своих возможностей в творчестве.

   Задачи:

  • ознакомить с основными элементами актёрской игры, учитывая принцип комплексного их использования;
  • совершенствовать и развивать навыки актёрского мастерства; формировать  умение создавать образ и правильно соотносить его с характером мероприятия;
  • научить расслабляться, концентрироваться на ощущениях, используя все возможности своего тела, голоса, воображения;
  • научить анализировать роль, определять «зерно» характера;
  • способствовать формированию и развитию умений и навыков в искусстве импровизировать;
  • воспитывать правильное отношение к работе над собой, уверенность в своих силах, умение помогать друг другу.
  • Воспитывать уважение к людям искусства.

 Отличительными особенностями  данной дополнительной образовательной программы являются:

  • модификация  методик обучения актёрской грамоте («Театральный фургон»,  автор Корнишина С.Н.; «Актёрская грамота», авторы Ершова А.П. и Букатов В.М., «Академия КМ», автор Е.Н.Болтенко), адаптация  к условиям региона  путём внесения в учебный  план подготовку и участие в ежегодном районном смотре-конкурсе «Театральная весна».
  • устранение противоречий в наличии потребности подростков в межличностном общении, но отсутствии первичных навыков социальных коммуникаций, путём отведения часов на формирование первичных навыков социальных коммуникаций.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

        Данная образовательная программа рассчитана на  учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста (7 -17 лет) и учитывает стремления детей в межличностном общении, стремление к самореализации и желание участвовать в художественной самодеятельности.

        Набор обучающихся свободный, независим  от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей или законных представителей. Учебные группы, как правило, формируются из учащихся одной возрастной принадлежности, но не исключается и разновозрастный состав. Возможен переход детей из одной группу в другую. Количественный состав учебной группы 12-15 человек.

Сроки и этапы реализации данной программы

   Программа рассчитана на два года обучения.

   Общий объём часов:

  • первого года обучения - 72 часа в год, недельная нагрузка – два часа (один раз в неделю по два учебных часа), с переменами в 10 минут;
  • второго  года обучения - 72 часа в год, недельная нагрузка – два часа (один раз в неделю по два учебных часа), с переменами в 10 минут.  

         Основной формой обучения является учебное занятие. Место проведения – учебный кабинет, концертный зал. Время проведения – в свободное от школьных занятий время.

Принципы реализации программ

  1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
  2. Принцип самореализации.
  3. Принцип равных возможностей.
  4. Принцип доверия и открытости.
  5. Принцип создания «ситуации успеха».
  6. Принцип личностно – ориентированного подхода.
  7. Принцип включенности детей в реальные события, мероприятия, праздники.

         В основе образовательной деятельности лежит индивидуальный и личностно - ориентированный подход  обучающихся, учёт возрастных, эмоциональных, творческих и коммуникативных способностей.

Ожидаемые результаты от реализации программы, виды контроля: 

  • повышение уровня развития творческих, коммуникативных и познавательных способностей;
  • подготовка воспитанника, владеющего техникой и культурой речи, основами актёрского мастерства и сценического движения;
  • умение адекватно оценивать результаты совместной деятельности;
  • творческая активность за пределами образовательного учреждения;
  • повышение культуры общения в коллективе, удовлетворение в потребности межличностных отношений;
  • повышение уровня эстетической культуры;
  • текущая перспективная сохранность контингента;
  • удовлетворение учащихся и родителей жизнедеятельностью объединения; достижения учащихся в конкурсах, проводимых за пределами образовательного учреждения.

Виды контроля:

  1. Предварительный контроль, выявляющий подготовленность учащихся к актёрскому мастерству.
  2. Текущий контроль – систематическая проверка результативности обучения, диагностика качества знаний, умений, навыков.
  3. Итоговый контроль – участие в социально – ориентированных проектах, школьных мероприятиях, городских конкурсах, открытые занятия.

  1. Первый год обучения

                                            Учебно-тематический план

                                                   

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

всего

 1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Введение в специальность.

2

8

10

3

Познай себя и других.

2

8

10

4

Основы культуры речи.

2

8

10

5

Искусство звучащего слова (сценическая речь).

6

16

22

 6

Искусство кукольного театра.

6

4

10

7

Выездные занятия.

2

2

8

Диагностика.

2

2

9

Работа с родителями.

2

2

10

Итоговое занятие.

2

2

                                                   Всего часов:

72

Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Знакомство с детьми. Беседа на тему: «Театральная деятельность школьников».

Правила поведения в У.О. Правила внутреннего распорядка. Порядок и дисциплина.    

Требования  безопасность труда. Инструктаж по противопожарной безопасности.

Организационные вопросы. Обсуждение планирования работы на учебный год.

Работа по карточкам – тестам  (тесты на знакомство).

     

2.     Введение в специальность.

Тема: История театра (нетрадиционный урок).

Теория: Сообщение познавательных сведений по теме «У истоков истории».

Представление жюри.

Практика: Конкурсная программа. Игровая терапия. Награждение.

Тема: Театральная энциклопедия.

Теория: Основы театральной культуры. Элементарные знания и понятия профессиональной терминологии театрального искусства. Словарь театральных терминов. Театр – экспромт.

Практика: Работа по карточкам с театральными терминами и понятиями. Просмотр иллюстраций. Запись основных понятий в рабочую тетрадь. Работа по подготовке мини – пьесы из школьной жизни в одно действие. Показ.

Тема: Многообразие выразительных средств в театре.

Теория: Виды театрального искусства. Виды литературы и их жанры. Толкование литературных терминов, сущность и их значение.  Беседа на тему «Многообразие выразительных средств в театре» (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное сопровождение и шумовое оформление).  Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актёра. Культура зрителя.

Практика: Чтение и анализ литературных  произведений (работа в группах)

Тема: Значение поведения в актёрском искусстве.

Теория: Лекция – доклад  на тему «Значение поведения в актёрском искусстве». Возможности актёра «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнёров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино  и театральном искусстве, живописи. Термин «распро-ультро-натуральное действие».

Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий   (одновременно, друг за  другом, вовремя). Упражнения на «распро-ультро-натуральное действие. Превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником).

3.    Познай себя и других.

Тема: Типологические свойства и темперамент.

Теория:  Краткая характеристика темперамента. Типы темперамента. Сочетание темперамента с другими свойствами личности. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы.

Практика: Диагностика. Работа по таблице «Паспорт темперамента». Игра «Мой тип темперамента» (по реакции  на смятую шляпу). Обработка данных практической деятельности.

Тема: Внимание и память.

Теория: Беседа по раскрытию понятий «память», «внимание». Особенности свойств внимания и памяти. Влияние  протекания данных психологических процессов.

Практика: Диагностика. Психологический настрой. Психологическая задача на внимание. Оценка  зрительной памяти (долговременной и кратковременной). Упражнения на развитие внимания и памяти. Само – и – взаимооценка качеств внимания и памяти.

Тема: Воображение.

Теория: Беседа на тему «Театрализация – это в первую очередь импровизация». Древнее искусство импровизации. Особенности методик по изучению и развитию воображения. Знакомство с методиками: «Вербальная фантазия», «Невербальная фантазия».

Практика: Упражнения на развитие вербального словесного воображения. Короткие  истории. Игра «Пантомима». Обработка данных.

Тема: Пять органов чувств. 

Теория: Обзорно-обобщающая лекция «Пять органов чувств и переоценка их важности в актёрской  профессии». Зрение, осязание, слух, обоняние, вкус.  Использование органов чувств для работы над вопросами «Кто?» и «Что?». Возможное поведение актёра.

Практика: Различные комбинации пяти вопросов. Упражнения на развитие органов чувств через воображение. Упражнения на релаксацию. Упражнение «Трансформация предметов».

Тема: Учимся взаимодействовать.

Теория: Беседа на тему: «Взаимоотношения и взаимодействия». Конфликтная ситуация.

    Практика: Игра «Комплимент» (психологический настрой). Диагностика (анкетирование).    

    Игра-экспромт. Игровые практикумы ( «Необитаемый остров», «Телеграмма», «Комический  цирк»). Игра на взаимопонимание «Путаница». Конфликтная ситуация. Интерпретация результатов. Выводы.

     

  1. Основы культуры речи.

Тема: Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения. 

Теория: Совокупность норм и правил литературного  языка, регламентирующих оформление звучащей речи. Нормы литературного произношения. История формирования различных форм произношения. Нормы и правила культуры речи. Профессиональный термин «Орфоэпия».

Практика: Работа в тетрадях. Упражнения по развитию  культуры  речи (индивидуальная работа и работа в группах). Сюжетная игра «В кругу семьи».

Тема: Логическая эмоционально-образная выразительность речи.

Теория: Средства логической эмоционально-образной выразительности (интонация, логическая мелодия, интонирование знаков препинания, паузы). Виды пауз (логические, психологические, ритмические).

Практика: Упражнения на придумывание ситуаций к фразе или слову. Упражнения со

скороговорками («медленное чтение» по листу). Зрительное ознакомление с графическим

«расплыванием»  звукозаписи. Чтение текстов со сложным расположением пауз, где выделяются наиболее типичные ошибки.

5.  Искусство звучащего слова. Сценическая речь.

Тема: Правильное фонационное дыхание.

Теория: Профессиональный термин «фонационное дыхание». Принципы правильного дыхания. Чувство самосохранения.

Практика: Упражнения по  развитие навыков правильного дыхания. Игры на три типа выдоха: долгий, средний, короткий. Самостоятельная работа над созданием упражнений по развитию навыков дыхания и применения их на практике.

Тема: Звук и сила голоса. Диапазон голоса.

Теория: Звук и сила голоса детского голоса. Диапазон голоса. Тихое поведение группы и более громкий голос отдельного участника. Принципы правильной постановки голоса при говорении и пении. Решение проблемы слышимости разными способами. Принципы тренировки голоса.

 Практика: Упражнения по развитию навыков речевого голоса («Колокол», «Самолёт», «Этажи» и др.). Самостоятельная работа над звуками и силой голоса. Конкурс «караоке». Работам над созданием истории с предложенными обстоятельствами и с заданной музыкой.

Тема: Дикция и частота произношения.

Теория: Особенности речевой манеры как средства создания характера персонажа. Виды речи. Художественная речь ( прозаичная и стихотворная). Ритмическая организация прозаической речи. Чёткость дикции и частота произношения.

Практика: Освоение артикулярной гимнастики: язык, губы, нижняя челюсть. Упражнения с междометиями типа «Птичий двор» ( кормить птиц, призывая к себе: «Цып-цып», «Тёга – тёга» и т.д.). Упражнения со стихотворениями на чёткое произношение гласных и глухих согласных. Разучивание скороговорок. От простых к сложным с определённой интонацией, разным темпом произношения (Автор Е.Леонарди).

Тема: Смысловые и ритмообразующие элементы стихотворного текста.

Теория:  Рассказы учащихся по теме «Истории жизни русских поэтов». Ритм в стихотворной речи ( чередования ударных и безударных слогов внутри стопы и стоп внутри строки). Рифма – созвучие конечных слогов в строке. Мужская и женская рифмы. Точные и неточные, простые и составные рифмы.

Практика: Индивидуальные упражнения по выразительному чтению. Групповые упражнения по выразительному чтению. Работа над стихотворениями. Конкурс стихотворений собственного сочинения.

6.   Искусство кукольного театра.

Тема: Происхождение кукол.

Теория: История театра кукол. Происхождение куклы – вера первобытного человека в существование духов. Праздники в Египте. Роли богов отведены куклам. Театр пенджет. Театр кукол в Древней Греции. Италия – самая кукольная страна в Европе. Куклы Италии. Российский театр кукол – Петрушка. Середина 17 века. Красная площадь, скоморохи, кукольник – Петрушечник. .  

Практика: Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Тема: Виды кукол.

Теория: Беседа на тему «Что может быть куклой?». Вифлеемский ящик – наследство поколениям (рассказ и показ иллюстраций). Кукла, танцующая на доске – планшетная кукла. «Буратини» - перчаточная кукла. История Пунчинеллы, Панча, Петрушки. От фигурки Девы Марии к кукле – марионетки. Куклы Востока – Индокитай – тростевая кукла. Япония, Индия – театр теней.

Практика: Упражнения на снятие мышечного напряжения. Актуализация внимания (теневые фигуры, придумываются самими учащимися).

7. Итоговое занятие.

Тема: Традиционное мероприятие  «Праздник, который придумали мы»

Практика: Приглашение учащихся других У.О. Творческий отчёт. Награждение за проявленные творческие способности и активное участие в жизни объединения. Чаепитие.

10. Диагностика.

Тема: Диагностика результатов театральной деятельности.

Практика: Диагностика развития творческой активности (в том числе и за пределами У.О.), артистических и музыкальных способностей. Диагностика развития техники вождения кукол. Фиксация достижений и усвоение учащимися программы.

11. Работа с родителями.

Тема: День открытых дверей.

Теория: Повышение педагогической культуры родителей. Индивидуальные беседы и консультации. Родительское собрание по итогам учебного года.

12. Воспитательная работа.

Тема: Досуг на каникулах.

Практика: Проведение традиционных мероприятий из цикла «Досуг на каникулах». Работа по созданию дружеских отношений  в коллективе.

13. Выездные занятия.

Тема: Экскурсия.

Практика: Экскурсия с привлечением родителей. Посещение кукольного театра Дом Творчества г. Надым.

  1. Второй год обучения

                                             Учебно-тематический план

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

2 год

1

Вводное занятие.

2

2

2

Введение в специальность.

2

2

3

Сценическое движение.

4

8

12

4

Коммуникативные способности.

2

8

10

5

Актёрское мастерство.

6

20

26

6

Жанры актёрского искусства.

4

6

10

7

Выездные занятия.

2

2

8

Диагностика.

2

2

9

Воспитательная работа.

2

2

10

Работа с родителями.

2

2

11

Итоговое занятие.

2

2

                                                   Всего часов:

72

Cодержание программы.

  1. Вводное занятие.

       Теория: Знакомство с содержанием учебного курса, его целями и задачами. Правила по  

      ведения. Правила  поведения в У.О. Правила внутреннего распорядка. Порядок и дисцип-

      лина. Требования  безопасности труда. Обсуждение представленного плана и организации  

      работы на второй год  обучения.  Рассматривание предложений  и внесение изменений  в

      содержание курса.

      Практика:  Работа по карточкам-тестам.

      2.   Введение в специальность.

      Тема:  Театральная энциклопедия.

      Теория: Толковый словарь «театроведа». Понятие «этюд», «авансцена», «антракт»,  

     «аплодисменты», «афиша», «бутафория», «грим», «декорация», «занавес», «кулисы»,    

     «мизансцена», «режиссёр», «реквизит», «репертуар», «репетиция».  Просмотр иллюстра-

      ций.

      Практика:  Запись новых основных понятий в рабочую тетрадь. Работа по карточкам с тер-

      минами и понятиями.

      Тема: Мастера театра. Создание сценического образа.

      Теория: 1. Опыт многообразного использования предметов, деталей костюмов в  театрли-

     зованном представлении. Опыт жизненных  наблюдений. От образа к рисунку. Макияж,  

     причёска, костюм. Декорации и предметы для импровизации.

     Практика:  Фиксация найденного образа. Игры-превращения. Разыгрывание этюдов.

     3.    Сценическое движение

    Тема:  Основы сценического движения.

     Теория:  Роль режиссёра в постановке сценических движений. Основы сценического дви-

     жения. Практические  советы по управлению зрительским вниманием. Композиция и груп-

     пировка актёров  на сцене. Визуальные линии. Вещи, которые не стоит делать на сцене.  

     Значение времени (хронометраж, темп и ритм)

     Практика:  1. Тренинговые игры и упражнения по совершенствованию навыков сцениче-

     ского движения.  Интермедия.

       Тема:  Координация и синхронность движения.

Теория: Координация, согласование действий без партнёра и с партнёром.

       Практика: Практические занятия по хореографии. Практические занятия по развитию пла

       стики. Упражнения на развитие координации и синхронности движений (Кох И.Э.).

Тема:  Понятие темпо - ритма сценического движения.

Теория: Темпо – ритм и характер сценического движения. Виды танцев и их элементы.

       Практика:  Практические занятия по хореографии. Практические занятия по развитию пла

        стики  движений. Танцы – миниатюры.  Танцевальные импровизации (кадриль, полка,  

        вальс, цыганочка и т.п.). Просмотр танцевальных композиций. Подведение итогов прати

       ческих  занятий по хореографии.

Тема:  Стилевое поведение.

Теория: Стилевое поведение различных эпох времени, их особенности. Культура общения.

Практика:  Практические опыты по определению эпохи времени. Зарисовать варианты одежды каждой эпохи. Подготовка к мероприятию.

Тема: Мизансцена тела.

Теория: Мизансцена тела.

       Практика: Постановка сценической сверхзадачи посредством решения мизансцен. Спосо-

       бы решения сверхзадачи посредством   мизансцен. Упражнения на тренировку тела. Ре

       петиция. Показ выступлений. Анализ и обсуждение выступлений.

       4. Актёрское мастерство.

Тема: Десять основных элементов игры на сцене.

       Теория: Десять основных элементов актёрской игры ( пять основных вопросов и пять ор

       ганов чувств). Принцип комплексного использования. Принцип «пяти вопросов». Пять

       сенсорных  раздражителей (видеть, слышать, обонять, пробовать, осязать). Физические и

       эмоциональные возможности тела. Восприятие окружающего мира через пять основных

       вопросов.

       Практика: Упражнения на релаксацию. Упражнения на сенсорное восприятие.

Тема:  Артистическая смелость.

Теория: Что такое артистическая смелость? 

       Практика: Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Работа с тестами.

       Упражнения  на развитие артистической смелости: «Игрушки», «Птичий двор», и т.д.

Тема: Актёрское внимание.

Теория: Работа актёра над собой. Профессиональный термин «Актёрское внимание». Ас-

пекты актёрского внимания.

Практика: Практические опыты. Упражнения на развитие актёрского внимания.

Тема:  Искусство импровизации.

       Теория: Древнее искусство импровизации. История её появления. Важность импровиза-

       ции.  Ключ к творчеству. Прилагательные и глаголы. Расслабление, концентрация на ощу-  

       щениях.  Использование возможностей своего тела, голоса, воображения.  

       Практика:  Игры на расслабление. Упражнения на развитие чувственного восприятия и

       воображения. Упражнение «Трансформация предметов». Упражнения на пять вопросов и

       различные их комбинации.

5.  Коммуникативные способности.

Тема: Особенности общения и характер мероприятия. Правила общения.

Теория: Азбука общения. Особенности общения в зависимости от характера мероприятия.

       Практика: Тренинги и упражнения  коммуникативной направленности( по СмелковойА.З.).

       Игры  «Зеркало», «Угадай, кто я?», «Зарисовки».

       Тема: Виды и способы общения. Монолог. Диалог. Полилог.

Теория: Виды общения.  Монолог. Диалог. Полилог. Монологическая, диалогическая и сценическая речь. Виды и способы коммуникативного взаимодействия. Правила и нормы общения.

      Практика:  Тест «КОС» (коммуникативные и организаторские способности), автор Н.Е.

      Щуркова. Практические занятия  по ведению монолога, диалога, полилога (индивидуаль

      ная работа, работа в парах, работа в группах).

6.  Жанры актёрского искусства.

 Тема: Жанры эстрадных номеров.

       Теория: Понятие об эстраде как о форме театрального искусства. Жанры эстрадных номе-

        ров. Ассоциативное мышление.

       Практика: Просмотр иллюстраций. Просмотр видеороликов. Фронтальный опрос ( опре-

       деление  каждым учащимися жанров, показанных на видеоролике).

       Тема: Подготовка показательных выступлений.

       Теория: Ситуация свободного выбора цели и действия. Создание выразительного образа

       на сцене.

       Практика: Прослушивание или просмотр музыкального номера. Работа над эстрадными

      номерами (в параллели). Работа над костюмами (привлечение родителей).

        Тема: Генеральная репетиция. Показательные выступления.

        Практика: «Песня года» - показательные выступления. Анализ и обсуждение. Выбор луч

        ших  номеров к праздничному концерту для родителей.

        Тема: Разговорный жанр. Жанры клоунады и пародий.

        Теория: Жанры клоунады и пародий. Просмотр видеороликов программы «Аншлаг». 

        Особенности бессловесного элемента. 

        Практика: Конкурс юмористических частушек. Конкурс «Позитивные стороны острых уг

        лов», разыгрывание мизансцен.

        Тема: Подготовка показательных выступлений.

        Теория: Ситуация свободного выбора цели и действия. Раскованное поведение на сцене.

        Практика: Работа над  созданием самостоятельного  номера ( разговорный жанр, жанр

        клоунады или пародии – по выбору учащихся).   Пробы. Репетиция в параллели  с изго-

        товлением сценических  костюмов и необходимого реквизита.  Выбор музыкального со-

        провождения выступлений.                                                                                                                                                                

         7. Актёрское мастерство.

         Тема: Театральная игра. 

         Теория: Роль игры в развитии навыков актёрского мастерства.

         Практика: Упражнения по технике речи. Упражнения на движение. Театральные игры

         - «Сам себе режиссер»,

         - «Японская мышка»,

         - «Цирковое представление» и др.

       8.  Итоговое занятие.

        Тема:  Отчёт о проделанной работе.

        Подведение итогов учебного процесса ( достижение целей и задач, поставленных внача-

       ле  учебного года). Диагностика ЗУН. Диагностика результативности.  Просмотр фотогра-

       фий и видеосъемки. Выявление недочётов в работе и способы их устранения. Подготовка

       к отчётному праздничному концерту для родителей.

       9. Диагностика

       Диагностика развития музыкальных и артистических способностей обучающихся.

 Работа по карточкам с заданиями. Контроль ЗУН. Фиксация достижений. Изучение удовлетворённости обучающихся.

        10. Работа  с родителями.

       Родительское собрание по теме: «Развитие артистических и музыкальных способностей

       школьников через театральную деятельность». Индивидуальные беседы и консультации.

Сотрудничество родителей с У.О.

       Коллективно – творческое дело «Праздник, который придумали мы». Показательные  

      выступления учащихся по номинациям:

      - жанр клоунады;

     - разговорный жанр;

     - пародия;

     - эстрадные номера.

     Чаепитие. Награждение грамотами родителей за активное участие в жизни У.О.  Награждение

     учащихся дипломами, грамотами и праздничными сувенирами.

11. Воспитательная работа.

      Работа по созданию дружеских отношений в коллективе.

      Проведение  традиционных мероприятий из цикла «Досуг на каникулах».

      Работа по созданию дружеских отношений в коллективе.

     Проведение  традиционных мероприятий из цикла «Досуг на каникулах».

      12. Выездные занятия.

      Посещение театрального клуба  Дом  Творчества  г. Надым.

    Организационно-педагогические условия реализации программы:

     Материально-техническое обеспечение:

  •    инструкции по Т.Б;
  • иллюстрации, рисунки;
  • фотографии актёров, сценических персонажей;
  • набор аудиокассет  и CD дисков с произведениями и записями фонограмм;
  • бутафория;
  • декорации;
  • сценические костюмы;
  • куклы;
  • грим;
  • литература для учащихся.

Техническое оснащение программы

В настоящее время в кабинете установлена учебная мебель:

  • шкафы для музыкальной и методической литературы;
  • столы - 3 шт;
  • стулья -15 шт.

Для работы письменный стол и стул для педагога

  • магнитофон – 1 шт.
  • ПК.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года.
  • Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Приказ департамента образования Надымского района от 17.12.2015 № 1178 «Об использовании в практической работе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности, проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях Надымского района»
  • Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».

Методическое обеспечение дополнительной программы предполагает:

  • систематическую работу с литературой научно-методического характера в области педагогики;
  • поиск эффективных методов и образовательных технологий;
  • систематизацию накопленных и авторских методических материалов;
  • повышение квалификации в рамках КПК и самообразования.

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает

  • разработки педагога для проведения занятий: раздаточный материал, иллюстрации, рисунки;
  • разработки информационного характера: беседы, игры  по темам программы;
  • мониторинг состояния  и результатов деятельности: тесты, анкеты;
  • творческие отчеты по программе: фотоархив, видеозапись;

Список литературы:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в школе: игры, упражнения, сценарии.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2.  Аванесов Р.П.  Орфографический словарь русского языка. М.,1999 г.
  3.  Ватапова Д.Х.. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах./ М., 1999 г.
  4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в школе. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5.  Козляникова И.П. Произношение и дикция./ М., 1991 г.
  6. Петерсон Л., О Коннор Д. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  7.  Саригева Е.Ф. Сценическая речь. М., 2001 г.
  8. Щёткин А.В. Театральная деятельность детских творческих коллективов./под редакцией О.Ф. Горбуновой.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Литература для обучающихся

  1.  Буяльский Б.А. Исскуство выразительного чтения./ М.1995
  2. Сценарии и репертуар. Культурно-издательский центр «Фест». Подписка 2007-2008год, 2008-2009 год.
  3.  Смелкова З.А.Азбука общения/ Челябинск,1997
  4.  Поляк Л.Я. Театьр сказок: Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  5. Интернет – сайт  www. tc-sfera . ru.

Словарь основных понятий и терминов

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актёр – деятельный, действующий ( акт-действие) участник игры.

Амфитеатр – места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт- промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей.

Афиша – объявление о представлении.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи под обеими сторонами портера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу(посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.

Декорация – украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма – сочинение для сцены.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Опера – музыкально – драматический  спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта – весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик – накладные волосы.

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссёр – управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр  - место для зрелищ.

Штанкет – металлическая трубка на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.