Сценарий открытого занятия по актерскому мастерству

Шафик Елена Николаевна

Сценарий открытого занятия по актерскому мастерству "Фантазия и воображение" для учащихся второго года обучения театральной студии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_zanyatiya_shen.docx749.25 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого занятия «Фантазия и воображение»

Педагог дополнительного образования: Шафик Елена Николаевна

Тема занятия: Тренинг по актерскому мастерству «Фантазия и воображение»

Возраст учащихся: 8-9 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Программа: «Веселое путешествие в мир творчества»

Раздел программы: Актерское мастерство

Цель занятия: Развитие творческих элементов актерского мастерства

Задачи:

Обучающие задачи

  • Обобщение понятия «Фантазия», «Воображение»
  • Практическое освоение элементов актерского мастерства
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене

Развивающие задачи

  • Развитие творческой фантазии и непроизвольности приспособления к сценической условности
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.
  • Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла
  • Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике

Воспитывающие задачи

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки
  • Воспитание нравственного отношения к окружающему миру
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством

Средства обучения: ноутбук с колонками, фонограмма для заданий, карточки с заданиями, реквизит для заданий

Методы обучения:

  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Метод усложнения заданий

Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу

Прогнозируемые результаты: учащиеся приобретут практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества

План занятия

I. Организационный момент

Приветствие. Настрой и мотивация учащихся.

II. Основная часть

  1. Сообщение темы и цели занятия
  2. Беседа по теме занятия
  3. Актерский тренинг
  4. Практическая часть по освоению темы

Творческие задания: упражнения, импровизация

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия

Оборудование и инвентарь: стулья, папка с карточками, игровой реквизит

Ход занятия

I. Организационный момент: 

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада нашей встрече и хочу пригласить вас в удивительный мир театракоторый находится ... совсем рядом. Пожалуйста, проходите через эту волшебную дверь и рассаживайтесь в нашем театральном закулисье. (учащиеся проходят, рассаживаются).

Педагог:

Волшебный мир, прекрасный мир театра!
Он верить заставляет в чудеса!
Лягушка превращается в царевну,
Плывет хрустальный город в небесах!
Здесь все прекрасно: жесты, маски.
Костюмы, музыка, слова.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети перечисляют). Правильно, хорошая речь, пластика, костюмы, грим, музыка помогают актеру играть на сцене самые разные роли. Но есть качества, без которых не может обойтись ни один актер. Без них невозможно театральное творчество. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это фантазия и воображение. Вы согласны?

Секретам актерского мастерства и будет посвящено наше открытое занятие. Тема занятия: Тренинг по актерскому мастерству «Фантазия и воображение».

Давайте вместе вспомним, что же такое фантазия?

Фантазия – создание новых, нереальных, сказочных ситуаций.

А что же такое воображение? Как говорится в толковом словаре русского языка Ожегова, воображение – это способность воображать, творчески мыслить, фантазировать.

А в актерском творчестве Воображение – это когда ты ставишь себя на место какого-то героя и думаешь, как бы ты поступил и что бы делал, если бы был им. Герой в театре может быть человеком, предметом, животным, растением.

А помогает актеру магическое слово «Если бы», которое часто любил повторять великий режиссер, актер Константин Сергеевич Станиславский, говоривший своим актерам: «Не верю», если они не умели воображать и фантазировать, играя на сцене.

Давайте с вами проверим, помогает ли в актерской игре магическое «Если бы»

2. Актерский тренинг. Игры на эмоциональный настрой, внимание.

Педагог: Представьте, что вы никому не известные актеры и придумайте себе псевдоним

Упражнение «Фраза+»

По очереди, вы называете свое «имя, псевдоним», повторяя «имя, псевдоним» предыдущего игрока. Нужно запомнить и повторить всех игроков. Готовы?

Проводится упражнение, подводится итог

Педагог: Ребята, следующее упражнение называется «Точь-в-точь»

Игра «Точь-в-точь»

Сейчас каждому из вас нужно представить себя любыми, даже неожиданными жестами. Так, чтобы было интересно. Для этого по очереди надо сделать шаг в центр круга, и представить себя. А все остальные повторяют представление участника «Точь - в точь». Задание понятно? Начнем движение по часовой стрелке.

Проводится упражнение

Педагог: Как вы думаете, чье представление было самым необычным? Почему? (Ответы) Спасибо, молодцы. Теперь мы точно познакомились. Прошу вас сесть в творческий полукруг.

3. Практическая часть по освоению темы.

ПедагогПожалуйста, посмотрите на предмет. Я предлагаю вам, используя магическое «Если бы» превратить его в совершенно новый. Вот, например, эту шляпу. Вам нужно передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. (Если необходимо, педагог на примере демонстрирует, что можно сделать со шляпой)

Упражнение «Обыграй предмет»

Педагог: Молодцы, получилось очень здорово. А сейчас, я предлагаю вам выйти на площадку и разделиться по парам.

Театр не может существовать без актеров и режиссеров. Я предлагаю вам определить, кто из вашей пары будет играть роль актера, а кто режиссера. (дети определяются). Задание: режиссер, подобно скульптору, под музыку, создает куклу, эскиз сказочного героя, возможно предмет. Затем оживляет его. Задача актера отгадать по своей пластике созданный персонаж, оживить его. Задание ясно? (звучит музыка, ребята создают образ)

Упражнение «Актеры-режиссеры»

Друзья, что вы увидели? Какая пара вам понравилась больше всех? Почему? (Ответы)

Педагог: Как вы думаете, трудно показать, как из зернышка появляется и растет цветок? (Ответы детей) А если он растет в разных местах? (Ответы детей) Давайте попробуем прожить этот этап жизни цветка.

Мы сейчас с вами поделимся на 2 группы. Одна - актеры, другая - зрители. Потом меняемся. Внимательно послушайте задание. На карточке, которую вы сейчас получите, написано, где будет расти ваш цветок. (Приложение 1) Каждый из вас будет расти в своем предлагаемом месте (раздает карточки) А зрители будут угадывать, где вы растете. Пожалуйста, 1 группа встаньте со своих мест и расположитесь там, где вам удобно, присев на корточки. Представьте себе, что вы - маленькое зернышко, которое хочет вырасти в большой красивый цветок. (Звучит музыка).

Упражнение «Зернышко»

Просмотр задания. Группы меняются местами. Обсуждение упражнения.

Педагог: На примере этого упражнения я думаю, вы уже догадались, какую роль играет воображение и фантазия в творчестве актера.

Следующее упражнение на развитие фантазии и воображения «Морские жители». Под музыку вы двигаетесь по кругу в образе морского обитателя. По хлопку нужно остановиться. Затем, по одному игроку будем вызывать на площадку и отгадывать ваших морских жителей.

Упражнение «Морские жители»

Просмотр работы. Во время выполнения работы педагог помогает, спрашивает: «Что вы делаете, кто вы?»

Педагог: Молодцы. Спасибо, ребята. Занимаем места в творческом полукруге. Мы с вами проделали большую работу по тренировке элементов актерского мастерства. Теперь, я думаю, вы готовы разыграть небольшую сценку, как самые настоящие артисты. Упражнение называется «Театр одного актера». По одному игроки втягивают карточку с названием сказки или мультфильма и разыгрывают его на площадке. (Приложение 2) Остальные ребята – зрители, пытаются отгадать. Задание ясно?

Разыгрывается сценка-импровизация

Педагог: Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Педагог: По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты). Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).

Если бы вы были смайликами, покажите мимикой, с каким настроением вы пришли на занятие. (дети показывают, педагог комментирует)

А теперь покажите, с каким настроением вы пойдете домой (дети показывают)

Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом. А чтобы ваш интерес к театру не угасал, я хочу подарить вам буклеты с кроссвордами и загадками о театре. (Приложение 3)

Все! До скорой встречи!

Список использованной литературы:

  1. К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
  2. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с

Дополнительные источники.

  1. http://www.stihi.ru/2010/11/23/4090
  2. http://belebey-teatr.ru/index.php/magic-world-melipomeny
  3. http://www.e-reading.club/bookreader.php/42594/Ozhegov%2C_Shvedova_-_Tolkovyii_slovar%27_russkogo_yazyka.html
  4. https://www.youtube.com/watch?v=xaYNH016cwA

Приложение 1

В песках, в пустыне

На камнях,

на скалах в горах

В горшочке,

на подоконнике

Пробивается сквозь асфальт

У бабушки

 на грядке

В поле

В теплице

Под снегом

На опушке в лесу

В ботаническом саду

Приложение 2

Колобок

Приключение Незнайки

Репка

Сказка о Золотой рыбке

Смешарики

Приключения Лунтика

Фиксики

Леди Баг и супер-Кот

Золотой ключик или приключения Буратино

Чебурашка

Приложение 3

F:\всё\image (4).jpg     F:\всё\image (7).jpg

F:\всё\image (3).jpg       F:\всё\image (1).jpg

F:\всё\image (9).jpg