ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Формирование патриотизма во внеурочной деятельности в процессе реализации школьного театра»

Беляева Надежда Аркадьевна

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм»                                                                           

 В.В.Путин

Любовь к Отечеству необходимо воспитывать с юных лет. Перед школой и другими учебными заведениями стоит ряд задач по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

На государственном уровне создаются различные программы, принимаются стратегии и концепции, которые нацелены на воспитание патриотического самосознания. Но действовать необходимо на местах, в конкретном населенном пункте, учреждении или учебном заведении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д.НИЖНЕИВАНАЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

                                 /Ю.М.Асылкаев/

Приказ №       от « 01 » сентября 2023 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Формирование патриотизма во внеурочной деятельности в процессе реализации школьного театра»

Автор: Беляева Надежда Аркадьевна,                 

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                         МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

д.Нижнеиванаево

2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3                                                                                

I. Описание проекта

1.1. Паспорт проекта………………………………………………4

1.2. Актуальность проекта………………………………..……….4

1.3. Основная проблема……..……………………………………..5

1.4. Новизна проекта………………..………………………………5

1.5. Цель проекта………….……………………………………….5

1.6. Задачи проекта…………………………………………………6      

1.7. Гипотеза проекта………………………………………………6

1.8. Нормативная база…………………..………………………….6

II. Основное содержание проекта

2.1. Реализация проекта……………………..……………………..7

2.2. Этапы и сроки реализации проекта…………………………14

2.3. Распространение проекта…………………………………....15

2.4. Ожидаемые результаты…………………………………..…16

Заключение………………………………………………………..18

Список использованной литературы и источников……………20

Приложения………………………………………………………21

Введение

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм»                                                                           

 В.В.Путин

Любовь к Отечеству необходимо воспитывать с юных лет. Перед школой и другими учебными заведениями стоит ряд задач по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

На государственном уровне создаются различные программы, принимаются стратегии и концепции, которые нацелены на воспитание патриотического самосознания. Но действовать необходимо на местах, в конкретном населенном пункте, учреждении или учебном заведении.

Патриотическое воспитание всегда было для меня актуальной проблемой в моей профессиональной деятельности. У родителей была обширная библиотека. У меня с детства возник интерес к литературе, посвященной теме  Великой Отечественной войны. Даже находясь в отпуске по уходу за ребенком (2021-2022) я продолжала проводить мероприятия патриотической направленности. В деревне, откуда я родом, нет образовательных и культурных учреждений. На территории бывшей начальной школы находится монумент, посвященный участникам Великой Отечественной войны. 9 Мая и 22 июня ежегодно мы организовываем патриотические акции, читаем стихи. В 2018 году вся Россия отмечала 75-летие победы  в Курской битве. В составе сборной Республики Башкортостан, направленной для участия в Сельских спортивных играх, мне посчастливилось посетить город Курск. Во время экскурсии по городу мы познакомились с руководителем поискового отряда. Он подарил нам много предметов времен Великой Отечественной войны. Все эти предметы я активно использую на уроках литературы при изучении произведений, посвященных военным событиям.

С 1 сентября 2022 года по итогам конкурсного отбора меня назначили советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево. Также мне дали руководство школьным театром, в рамках внеурочной деятельности. Это стало очередным успешным шагом в деле патриотического воспитания в МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево.

В связи с последними событиями в нашей стране и в мире мы включили в календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Школьный театр» большое количество произведений отечественной литературы для постановки на сцене. Актуальной темой выступлений стала – тема патриотизма.

Результаты 2022-2023 учебного года показали эффективность проводимых мероприятий. Учащиеся, посещающие внеурочное занятие «Школьный театр», достойно показали себя на районном фестивале-конкурсе среди театральных коллективов «Театральная карусель» (2023), стали дипломантами II степени; также ни одно общешкольное мероприятие не проходило без участия нашей театральной труппы, на сцене мы выступали со спектаклями и миниатюрами, проводили театральные постановки в дошкольных образовательных учреждениях.

Было принято решение углубления программы патриотического воспитания в рамках школьного театра в 2023-2024 учебном году.

  1. Описание проекта
  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Педагогический проект «Формирование патриотизма во внеурочной деятельности в процессе реализации школьного театра»

Разработчик проекта

Беляева Надежда Аркадьевна – учитель высшей квалификационной категории

Участники проекта

Обучающиеся и педагоги МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

Основная идея проекта

Обеспечить условия для формирования патриотизма во внеурочной деятельности в процессе реализации школьного театра

Вид проекта

Долгосрочный, сентябрь 2022 года – май 2025 года.

Практико-ориентированный, творческий               (по деятельности), коммуникационный                   (по профессиональной направленности)

Методы

Диагностика, анкетирование, беседа, исследование, поиск информации, постановка спектаклей

География проекта

МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

  1. Актуальность проекта

На фоне политических, социально-экономических и культурных изменений последних десятилетий в нашей стране, не уделялось достаточно внимания патриотическому воспитанию, что привело к формированию у молодежи неправильного понимания патриотизма, несформировавшейся гражданской и культурной  идентичности, ориентации на западный образ жизни и отрицанию своей ментальности. Это создало множество проблем в жизни страны, поэтому патриотическое воспитание становится одной из приоритетных задач отечественного образования.

Патриотическое воспитание в современной системе образования охватывает и  урочную,  и внеурочную работу. Задачи развития  патриотизма и гражданского самоопределения  решаются на уроках истории Отечества, литературы, русского языка,  обществознания, основ безопасности жизнедеятельности, краеведения и др. Во внеурочной деятельности театр – это наиболее продуктивный метод наглядности.

Искусство театра формирует социально - активную, творческую личность, способную понимать духовно-нравственные ценности и любить свою Родину. В театре происходит погружение в мир произведения. Во время погружения подростки идентифицирует себя с героями произведения, и проживают глубокие эмоциональные переживания. Эмоционально пережитые факты из истории Родины, представленные в театральной постановке, вызывают у подростков чувство гордости и сопричастности к истории своей страны.

Известно, что Коменским было сформулировано золотое правило дидактики, где говорилось о вовлечении всех органов чувств для обучения. Театральная  постановка в этом случае намного интереснее, чем просто беседа или показ презентации.

Любая  пьеса, которую разыгрывают в театре, - это маленькая модель жизни. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Педагоги знают, чтобы воспитать какое-нибудь качество, необходимо показать детям его образец, причем ярко и  привлекательно.

  1.  Основная проблема

В настоящее время школа столкнулась с проблемой наличия свободного времени у подрастающего поколения. Поэтому необходимо сделать упор на интерес к истории и культуре нашей страны не только во время уроков русского языка и литературы, но и во внеурочное время. В это время ребята раскрепощены, и учитель может решить не только образовательные, но и воспитательные задачи.

  1. Новизна проекта

Новизна данного проекта заключается в том, что во внеурочной деятельности учащимся предлагается познать основы актерского мастерства, примерить на себя эту профессию, проявлять коммуникативные и творческие способности. Реализация проекта посредством школьного театра  является актуальной тем, что сейчас в нашей стране проходит много конкурсов, акций патриотического характера. Это позволяет ученикам выступать с репертуаром на различных мероприятиях.

  1. Цель проекта

Способствовать формированию патриотических чувств, любви к Родине, через театрализованную деятельность.

  1. Задачи проекта
  1. Формирование потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
  2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в спектакле и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  3. Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; обогащать словарь детей, активизировать его;
  4. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.
  5. Повышение мотивации и психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно-патриотического воспитания школьников.

1.7.        Нормативная база

Система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается по поручению Президента Российской Федерации и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов.

Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Российским движением школьников и Театральным институтом имени Б. Щукина в 2022 году утверждена дорожная карта по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации, аналогичный План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров на 2022–2024 годы разработан и утвержден в Республике Башкортостан.

  1. Основное содержание проекта
  1. Реализация проекта

Основные направления реализации проекта

  1. Образовательные мероприятия: организация лекций, семинаров, тренингов и других форм обучения, направленных на формирование патриотических ценностей у молодежи. В рамках мероприятий можно использовать различные формы работы, такие как чтение произведений, дискуссии, кейсы и т.д.
  2. Культурно-массовые мероприятия: постановка театральных представлений, проведение фестивалей, выставок (куклы, афиша) и других мероприятий, направленных на пропаганду патриотических ценностей; организация встреч с ветеранами и участниками боевых действий (в том числе, участниками СВО).
  3. Добровольческие проекты: организация благотворительных акций, показ спектаклей в дошкольных образовательных учреждениях.
  4. Информационно-просветительская работа: создание и ведение сайта, социальных сетей, публикация в печатных изданиях о деятельности школьного театра по патриотическому воспитанию.
  5. Повышение квалификации по направлению «Школьный театр»: посещение руководителем семинаров и курсов повышения квалификации.

Помимо этого, реализация проекта предполагает проведение ряда мероприятий на подготовительном и заключительном этапах: формирование команды проекта, которая будет отвечать за планирование, организацию и контроль за выполнением мероприятий; определение целей и задач проекта, а также методических, кадровых и материальных ресурсов, необходимых для его реализации; разработка плана мероприятий, включающих в себя организацию театральных постановок патриотической направленности, организацию взаимодействия с другими школами и организациями, создание уголка школьного театра, организацию встреч с работниками театров; оценка эффективности реализации проекта и проведение анализа результатов; организация мониторинга и контроля за выполнением мероприятий проекта; обеспечение информационной поддержки проекта, путем ведения страницы проекта на сайте автора

Сроки и этапы проекта

                     Проект реализуется с 1 февраля 2016 года по 06 мая 2016 года

Название этапа

Цели и задачи

I этап

Подготовительный

Февраль 2016 г.

 Цель: подготовка условий для реализации проекта

Задачи: 

1.     Изучить сценарии, внести коррективы. 

2.     Разработать, обсудить  проект.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 

II этап

Внедрение

Март-апрель 2016 г.

Цель: реализация проекта

 Задачи: 

  1. Репетиционные занятия.
  2. Просмотр фильма «Завтра была война».
  3. Беседа о довоенном времени.
  4. Разработка костюмов и декораций.
  5. Подбор музыкального материала.
  6. Создание видеоряда из художественного фильма для применения в спектакле.

III этап

Отслеживание и анализ результатов

Май 2016 г.

 Цель: анализ итогов реализации проекта. 

 Задачи: 

  1. Постановка спектакля на сцене СДК.
  2. Обобщить результаты работы. 
  3. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ с. Николо-Березовка с целью выявления коммуникативных умений (Приложение 2).  Результаты показали, что в области общения многие дети испытывают проблемы и даже страхи.

  1. Распространение проекта

Распространение педагогического опыта проводилось на разных уровнях.

Региональный уровень

1. Методическая мастерская по теме «Развитие коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности в процессе реализации школьной газеты» на республиканском конкурсе «Молодой учитель года» в 2023 г. (Приложение 6).

  1. Воспитательное мероприятие «Делаем газету» на базе лицея №155 г.Уфа. (Приложение 7).

Муниципальный уровень

1. Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы «Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы».

2. Открытое внеурочное мероприятие «В редакции газеты» было представлено на базе МБОУ СОШ с. Музяк Краснокамского района в рамках республиканского конкурса «Учитель года 2023» (Приложение 8).

Школьный уровень

1. Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы «Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы».

2. На неделе русского языка и литературы провели внеклассное мероприятие   по русскому языку для обучающихся 6 классов «В редакции газеты».

Данный проект опубликован на моем персональном сайте

https://nsportal.ru/pechenkina-viktoriya-igorevna

  1. Ожидаемые результаты

Реализация проекта будет способствовать:

  • повышение  ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
  • совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  • использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.

Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость:

В результате реализации проекта ожидается:

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;

- вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Развитие у учащихся чувства любви к Родине.
  • Формирование у школьников готовности к защите Родины.
  • Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
  • Активизация творческого потенциала школьников.
  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
  • Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Заключение

Учащиеся, задействованные в школьной газете, умеют работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат – создают собственные тексты. Изучение газетных жанров позволяет ученикам повысить уровень своих творческих работ по русскому языку и литературе.    В мероприятиях интеллектуальной направленности юные журналисты выступают всё более уверенно. На уровне района ребята принимают участие во всех мероприятиях, часто являются победителями.   Сами предлагают идеи, сами реализовывают многие проекты.

При этом юные журналисты владеют устной речью, умеют представить себя устно и письменно, владеют приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования информации; преобразованием информации. Критически относятся к получаемой информации, умеют выделять главное, оценивать степень достоверности.   Все эти умения и навыки составляют коммуникативную и информационную компетенции.          

Работа в газете – это один из способов разрешить проблемы учебного и психологического характера, возникающие у детей разного возраста с разным уровнем обученности и общения, а также расширение информационно-образовательного пространства района.

Таким образом, интеграция условий основного и дополнительного образования в школе способствует формированию и развитию ключевых компетентностей детей через использование современных образовательных технологий, в том числе метода проектов.

Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках литературы и русского языка, а также во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы и источников

1.

Приложение 1

Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся МБОУ СОШ с. Николо-Березовка

         

Приложение 3

Приложение 4

Результаты анкетирования

Приложение 5

Достижения обучающихся

           

             

Приложение 6

Методическая мастерская по теме

Приложение 7

Воспитательное мероприятие

Приложение 8

Конспект внеурочного мероприятия «