Статья Статья – «Особенности работы с подростками над поэтическим материалом на примере спектакля «Безумное чаепитие с Владимиром Высоцким» автор: Такмакова И.А., соавторы: Ровенских Е.О., Кошелева О.Н.

Ларина Татьяна Альбертовна
  • О работе над музыкально поэтическим материалом, трудности и успехи
  • На примере творчества В.Высоцкого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Такмакова Ирина Александровна

педагог доп.образования ГБУ ДО ДДЮТ Московского района,

соавторы: Ровенских Елена Олеговна

педагог доп.образования ГБУ ДО ДДЮТ Московского района

Кошелева Ольга Николаевна

концертмейстер ГБУ ДО ДДЮТ Московского района

Статья – «Особенности работы с подростками над поэтическим материалом на примере спектакля «Безумное чаепитие с Владимиром Высоцким»

   «Приподнимем занавес за краешек, такая старая, тяжёлая кулиса. Вот какое время было раньше такое ровное-взгляни, Алиса.» Этими словами начинается поэтический спектакль о жизни и творчестве Владимира Семёновича Высоцкого «Безумное чаепитие с Владимиром Высоцким.» Сценарий этого спектакля написан учителями школя номер 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Федотовой Анастасией Гелиевной и Золотарёвой Еленой Дмитриевной для школьного театра.

     Когда этот уникальный материал попал мне в руки я сразу же решила, что надо его поставить в нашем музыкальном театре «Кантабиле» в старшей группе. Прошло четыре года, прежде чем моя мечта осуществилась. И я хочу поделиться своими трудностями и конечно же радостями, с которыми мне пришлось столкнуться в работе над этим не простым спектаклем.

   Всё началось с того, что дети 7-11 классов не знают кто такой Владимир Высоцкий, не слышали, не читали, не смотрели... Список фильмов, стихотворений, который я им написала, они дружно проигнорировали, за исключением одного человека из группы. В результате мы начали на занятиях знакомиться с биографией Высоцкого, смотреть фрагменты интервью с ним, читать стихи, слушать песни, хотя времени на это катастрофически не хватало, но было ясно, что без «ликбеза» нам не обойтись. Подростки материал принимали с трудом, он им казался не ярким, не интересным и не выигрышным на сцене. Группа занималась таким составом последний год, поэтому, им хотелось показать что-то яркое и запоминающееся. Сам сценарий им казался сухим и не интересным, масштаб личности Высоцкого им был абсолютно не понятен, творчество Высоцкого не близко. И я уже была готова отказаться от этого спектакля, но интерес взял верх, и мы приступили к работе. Пришлось немного переработать спектакль в музыкальном плане: добавить песни, стихи, музыкальное сопровождение. Так получилось, что актёр, который умеет играть на гитаре ушёл в начале учебного года и пришлось записывать фонограммы. Хотя, для меня «бардовская гитара» святой инструмент, но фонограммы невероятным образом оживили песенный материал и песни стали детям ближе и понятнее и как будто современнее, хотя, как мне кажется, творчество Владимира Высоцкого очень современно и актуально.

     Спектакль написан и поставлен в стиле Театра на Таганке 60-70 годов двадцатого века. В этом спектакле биография Высоцкого преподносится зрителям через его творчество. О жизни Высоцкого идёт рассказ с помощью его песен, стихов, фактов из биографии, выдержек из прессы тех лет.

   Аудио спектакль «Алиса в стране чудес», по одноимённой сказке Льюиса Кэрролла, одна из самых ярких работ Высоцкого, поэтому главными героями нашего «чаепития» стали: Алиса, Шляпник, Мартовский заяц, Чеширский кот. Мы решили, что все действующие лица спектакли «маски», которые меняют обличие по мере необходимости. Нашими сценическими костюмами стали чёрные футболки с изображением Высоцкого и синие джинсы, а для смены личности персонажа мы использовали аксессуары: шляпы, платки, маски, перчатки…Шляпник, Мартовский заяц и Чеширский кот стали антагонистами Высоцкого, они же исполняли роль приёмной комиссии в Школе студии МХАТ. Они всячески высмеивали его творчество, а в некоторых сценах оставались просто скептиками. Остальные «маски» на время становились: то родителями Высоцкого, то женщинами, которых он любил, то просто людьми сочувствующими. Если говорить простым языком, то конфликт в спектакле выстроен не между Высоцким и обществом, как казалось вначале работы. А Высоцкий оказался над обществом, и чтобы не происходило между участниками спектакля, создавалось ощущение, что Высоцкий над «толпой», а не вместе с ней. Хотя стихи его очень понятны и близки людям.

    Одним из главных действующих лиц спектакля стали часы, на которых были написаны события, даты, люди, которые сопровождали Высоцкого на протяжении жизни. Также в фонограммах, разделяя сцены, был бой часов и тиканье. Начинался спектакль с того, что Алиса подтягивала опущенный маятник и часы начинали идти. И последним этапом в работе часов стал год смерти Владимира Высоцкого «1980», в этом же году состоялась Олимпиада-80 и мы в своём спектакле совместили смерть Высоцкого с Олимпиадой: звучала музыка Т.Мягги, на которую выносили факел и после этого шёл текст «Умер актёр Владимир Высоцкий» и факел превращался в свечу и спектакль мы заканчивали песней Булата Окуджавы «О Володе Высоцком я песню придумать хотел»

          Выбирая такой сложный материал, необходимо заранее готовить детей к нему, рассказывать о личности, читать, петь, смотреть. Дети, которые привыкли к сказкам, к весёлым песням с большим трудом впускают себя серьёзные вещи. Им не хочется выходить из зоны комфорта. Высоцкий очень разный, от глубокой лирики до невероятного протеста, крика. Это всё требует огромных душевных и физических ресурсов. И я считаю своей огромной победой, что мои юные артисты прониклись творчеством Высоцкого и стали читать его стихи и пытаются понять их смысл.