Проблема правды на сцене

Педагогические размышления о проблеме правды в условиях современного театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._problema_pravdy_na_stsene.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема правды и веры на занятиях в театральной студии

На сцене нужно переживать иначе, чем в жизни. Что такое правда? Это то, во что я верю. Что такое вера? Это когда я отдаю часть души объекту. Правда и вера в театре зарождаются в воображаемой жизни – это надо принять: все поступки и действия на сцене надо оправдывать своими “если бы” и предлагаемыми обстоятельствами. Что такое игра на сцене? Это правда чувств в воображаемых обстоятельствах.

Вызвать чувство правды и веры помогают малые простые физические задачи и действия. Правда физического тела способствуют зарождению душевной правды. Правда греет на сцене! Поэтому роль должна строиться на малых физических действиях (надо находить и кидать артисту физическое действие внутреннего переживания, внутреннего действия), которые будут поддерживать артиста. Часто и в самой жизни возвышенные переживания проявляются в конкретных обыкновенных маленьких действиях[1]. Физическое действие (а малая правда рождается из понимания больших правд!), подкидываемое артисту, должно быть ясное четкое волнующее, но легко выполнимое; это действие нужно окутать манкими - интересными волнующими - обстоятельствами, тогда артист начнет с азартом выполнять действие, не напрягаясь. Благодаря такому подходу чувство родится естественно.

На занятиях работа с воображаемым предметом помогает тренировать внимание, а главное – логику и последовательность физического действия. Нарушенная логика уничтожает правду, а без правды нет веры и самого переживания как у артиста, так и у зрителя. Цель работы с воображаемым предметом – подлинная правда чувствования и искренняя вера в нее творящего артиста[2], так как правда физической жизни приводит к подлинным внутренним переживаниям. Правда физических действий и вера в них возбуждает жизнь нашей психики[3]. Рождается состояние “я есмь”. В моменты физического бездействия (трагическое бездействие) нужно просматривать соображения, которые необходимо каждый спектакль обновлять. Там, где правда, вера и я есмь, там неизбежно подлинное человеческое переживание. Это самые сильные манки для нашего чувства. Сценическая правда должна быть подлинной, очищенной от житейских подробностей, сущностной, но опоэтизирована творческим вымыслом.


[1] Станиславский К. С. Работа над собой в творческом процессе переживания. М., 1958. С. 192.

[2] Там же. С. 204. 

[3] Там же. С. 216.