Речь и ритм как манки "киноленты видений" на занятиях в театральной студии

Разработка дает практические упражнения для провокации киноленты видений через речевую разминку и ритмический подход. Технологии развивают артистический организм целостно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Речь и ритм как манки для “киноленты видений”
на занятиях в театральной студии”

Л. В. Грачёва в своих исследованиях[1] выделяет физические (физическое неудобство, танцевально-пластическое выражение мысли), ритмические (“навязанный внешне ритм”, рече-мыслительные), чувственные, ассоциативные методы провокации воображения. С детьми младшего и среднего школьного возраста эффективны упражнения на воображение с речевыми и ритмическими манками.

1. “Разговор по телефону”: разговаривать с воображаемым собеседником по телефону, при этом важно слышать его голос, верить и честно участвовать в разговоре (эффективно задание – объяснить воображаемому собеседнику какой-либо маршрут, адрес и т.д.);

2. “Письмо”: написать воображаемое письмо кому-либо;

3. “Наговор”: бормотать себе мысле-образы о проблемной ситуации из жизни (важна непрерывность бормотания (активно думать вслух), которое вызовет непрерывность мысле-видений. Зрительное воображение возбуждается словами[2]. Непрерывность обусловлена абсолютной свободой мысле-образов. О значении непрерывности пишет и Станиславский: “…нам нужна непрерывная вереница видений. В каждый момент вашего пребывания на подмостках, в каждый момент внешнего или внутреннего развития пьесы и ее действия артист должен видеть или то, что происходит вне его, на сцене, или же то, что происходит внутри, в воображении самого артиста, то есть те видения, которые иллюстрируют предлагаемые обстоятельства жизни роли”[3]. “Наговор” (мышление вслух есть текст[4]) улучшает процесс самопознания[5], который крайне важен в подростковом возрасте);

4. “Мяч воображения”: в определенном ритме участники перекидывают друг другу мяч со словом-ассоциацией на заданную тему, например, “Репетиция”: моя роль, черная коробка, кулисы, текст, мой педагог и т.д.;

5. “Когда я думаю…”: участники сидят в творческом полукруге, первый начинает: “Когда я думаю о театре, я думаю о таланте. А ты, Полина, о чем ты думаешь, когда думаешь о таланте?”; Полина продолжает: “Когда я думаю о таланте, я думаю о поте. А ты, Андрей, о чем ты думаешь, когда думаешь о поте?”; Андрей продолжает т.д. Важно сохранять заданный ритм и выдерживать голосовой полет сценической речи;

6. “Скорости”: смена и оправдание (обстоятельствами, действием) трех скоростей движения, от первой, самой медленной, до третьей, самый быстрый шаг.  


[1] Грачёва Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб., 2003; Грачёва Л. В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2003; Как рождаются актёры. Книга о сценической педагогике. Коллект. Монография под ред. В. М. Фильштинского, Л. В. Грачёвой. СПб., 2001; Грачёва Л. В. Тренинг участия. Методические рекомендации. Л., 1992.

[2] Грачёва Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб., 2003. С. 98.

[3] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1960. С. 89-90.

[4] Грачёва Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб., 2003. С. 87.

[5] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 292-293.