Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности

Наталья Валерьевна Бочкарёва

Диагностический комплекс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_kompleks.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический комплекс

Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения.

Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7.Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:
1            6        11        16
2            7        12        17
3            8        13        18
4            9        14        19
5            10        15        20

Обработка полученных результатов.

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
ниже среднего – 0,46 – 0,55;
средний уровень – 0,56 – 0,65;
выше среднего – 0,66 – 0,75;
высокий уровень – 0,76 – 1.

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

(разработана М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения.

 Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию "чувство новизны" определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию "критичность" – на вопросы 45-48; по критерию "способность преобразовать структуру объекта"  - на вопросы 49-52; по критерию "направленность на творчество" – на вопросы 53-56. например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. в этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Опросник. «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1.Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту    0
б) построил бы такой, который видел 
на картинке в журнале или в кино            1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого        2
2.Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители
со своими знакомыми                        0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей                2
в) стараюсь провести вечер, 
как любимые герои в кино                    1
3.Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную                            2
б) трудную                                1
в) простую                                0
4.Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое                                1
б) точное                                0
в) необычное                             2
5.Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще            0
б) стремлюсь употреблять те слова,
которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли                    1
в) стараюсь употребить оригинальные, 
новые для меня слова                        2
6.Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали                            1
б) было весело                            0
в) было много нового                        2
7.Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей            0
б) возможность узнать новое ("родство душ")    2
в) взаимопомощь                         1
8.Если бы я был актером, то:
а) стремился бы к тому, чтобы 
всем нравился мой герой                    0
б) придумал бы новые черты характера герою    2
в) старался бы мастерски сыграть роль        1
9.Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:
а) "Седьмое чувство"                        0
б) "Поле чудес"                            1
в) "Очевидное – невероятное"                2
10.    Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут                0
б) неизведанный маршрут                    2
в) маршрут, который хвалили мои друзья        1

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11.Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
12.Лицо – зеркало души (М. Горький).
13.Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14.Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15.Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16.Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17.Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18.Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19.Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20.Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта» (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21.ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ 
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
22.ОЗЕРО – ВАННА
а) лужа
б) труба
в) вода
г) душ
23.ВУЛКАН – ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение

21-23 (для среднего  возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной

22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина    

 в) художник
г) рисунок
д) больной

23. РЫБА – СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха    

в) комната
г) жужжать
д) паутина

24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»

31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу;                                0
б) сочинять книгу;                            2
в) пересказывать содержание книги друзьям            1
32. а) выступать в роли актера                        2
б) выступать в роли зрителя                        0
в) выступать в роли критика                        1
33. а) рассказывать всем местные новости                0
б) не пересказывать услышанное                    1
в) прокомментировать то, что услышали                2
34. а) придумывать новые способы выполнения работ        2
б) работать, используя испытанные приемы            0
в) искать в опыте других лучший способ работы        1
35. а) исполнять указания                            0
б) организовывать людей                        2
в) быть помощником руководителя                    1
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя        2
б) играть в игры, где можно проявить себя            1
в) играть в команде                            0
37. а) смотреть интересный фильм дома                1
б) читать книгу                                2
в) проводить время в компании друзей                0
38. а) размышлять, как улучшить мир                    2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир            1
в) смотреть спектакль о красивой жизни                0
39. а) петь в хоре                                0
б) петь песню соло или дуэтом                    1
в) петь свою песню                            2
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте                0
б) отправиться в путешествие на корабле                1
в) отправиться в экспедицию с учеными                2
5
. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты

Фамилия, имя_______________________________
Дата заполнения________________________