Практика организации досуговой деятельности с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ

Галина Сергеевна Кобелькова

Делюсь практикой работы с родителями, которые в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке и сопровождении узких специалистов, учителей и психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_deyatelnost.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Практика организации  досуговой деятельности  с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ

        

Формула успеха: театр + ребенок + родитель =Творческая личность.

Цель: создание условий для сотрудничества  школы с родителями детей с ОВЗ.

Задачи: вовлечение ребенка  с ОВЗ и родителей в театральную школьную деятельность;

            развитие творческих задатков и многогранных способностей обучающихся;

            включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы.

Формат практики: школьный театр.

В последнее десятилетие в связи с общей гуманизацией жизни в России происходит усиление внимания к проблемам воспитания, обучения, социальной адаптации, развития социальных компетенций детей и подростков с различными нарушениями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.

         

Дети с ОВЗ наравне со всеми детьми обладают правом на образование, на полную интенсивную жизнедеятельность в социуме, а не вялотекущее пребыванием в обществе.  

       Ребенок с низкими интеллектуальными способностями должен вовлекаться в социум – это один из важнейших  общественных и демографических вопросов современного общества.           Утверждает  Л.С. Выготский , у таких детей основные жизненные процессы могут протекать вполне нормально, так что они могут служить для нас источниками знаний о детской природе. В жизни всегда может найтись место не только для активного, не только для нейтрального ребенка, а даже для ребенка пониженной одаренности. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самый эффективный метод для социальной адаптации детей с интеллектуальным уровнем, ниже нормы, а также формирования у них коммуникативных способностей.  Вся жизнедеятельность состоит из игровой деятельности.                                          

              По мнению Л.С. Выгодского, центральная педагогическая проблема - это связи специального обучения с общими началами социального воспитания. Все специальные дисциплины, по его мнению, должны без остатка растворяться в игре, в занятиях и в трудах. Учить детей играть, а в ходе игры выполнять действия и принимать на себя роль, одновременно с этим помогать ему, приобретать житейский  навык – все это может помочь реализовать театральная деятельность.                                                                                                    

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дает возможность формировать опыт специальных навыков поведения, вследствие этого, любая легенда, либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную направленность (добросердечность, решимость). Вследствие чего, через театральную деятельность дети познают  мир не только лишь разумом, но и сердечком и высказывают собственное мнение к доброму делу и злу.                                                                                                            ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ может помочь детям справиться с неуверенностью в себе, стеснительностью. Театр научит детей наблюдать прекрасное в жизни, породит желание лично превносить в жизнь прекрасное и доброе. Излюбленные герои делаются примером для подражания. Играя роль, ребенок с ОВЗ учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует познавательные способности – мышление, память, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя уверенне и преодолевать страх.                                       Для детей с ОВЗ показать себя также очень важно: привлечь внимание, посредством исполнения роли выразить свои собственные переживания и эмоциональные потребности. Всем известно: чем больше что-то делаешь, тем лучше это получается. Также и с выступлением – с каждым новым выходом на сцену, особые дети чувствуют себя на сцене более уверенно, учатся преодолевать  волнение, демонстрировать результаты своих трудов все более качественно и вдохновенно, оказывает положительное эмоциональное воздействие.       Позволяет не только знакомить их с миром прекрасного, расширять представление об окружающем, но и пробуждать способность к сопереживанию, активирует когнитивные процессы, а главное помогает успешной адаптации ребенка в социуме, что дает возможность преодолевать робость, связанную с трудностями в общении, неуверенность в себе.                    

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому, что каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честь, совесть, честность, смелость).  Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, приобщает к фольклору, национальной культуре.     Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им освоить азбуку взаимоотношений.      Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представление о плохих и хороших человеческих качествах.     Ребенок благодаря театральной деятельности учится решать многие проблемные ситуации и преодолевает застенчивость.    

   Через развитие театральной деятельности совершается многостороннее формирование социальной личности ребенка, существенно облегчается его адаптация к условиям жизни в обществе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

        Наш театр «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

        Существует с сентября 2022 года.

Занимаются 43 человека, совместно со своими детьми 18 родителей. Всех ребят уже можно назвать  «бывалыми»  артистами! Они сыграли в нескольких спектаклях. За два года подросли и повзрослели.    А начиналось все очень просто…  Вместе с родителями, записавших в студию ребят, мы начали создавать условия для проведения занятий.  Трудились вместе, дружно, весело.

 *    308 кабинет принял кружковцев уже в октябре месяце 2022г.

Параллельно тому, как шло оформление помещения, начались репетиции мини-спектакля  «Три поросенка». В этой постановке участвовало 4 ребенка, двое сопровождающих родителей. И уже в декабре наш маленький коллектив занял первое место в Республиканском конкурсе, в номинации  «Инклюзивный театр».

*В феврале 2023 года коллектив участвовали в Международном фестивале-конкурсе культуры и искусства «ВЕРШИНА ТАЛАНТА», Россия, г.Санкт-Петербург.    Спектакль поставлен по поэме Валерия Майнашева  «ЧАТХАН».  Состав труппы:             20 детей и 10 взрослых (родители и педагоги).                                                      Награда Благодарственное письмо

* В марте 2023нам была оказана честь открывать  « Театральную весну» в республике Хакасия этим спектаклем  В спектакле участвовали  уже 22 ребенка и 10 взрослых родители и педагоги.

* В апреле 2023г. наш коллектив стал Лауреатом 1 степени в открытом конкурсе « Краски жизни» со спектаклем  «Три поросенка»,.

За 2 года поставлено 8 спектаклей, в каждом принимают участие родители, лети, педагоги.

Ко всем постановкам и спектаклям шились костюмы, создавались декорации, три передвижных композиции с изображением хакасской степи, гор,   Енисея.                                                                                                                                                                                                             *Руками пап-родителей изготовлены избушка , печка- самоход , деревья, бутафорская утварь.                                                                                      

 *Папы смастерили для театра ширму для показа кукольных спектаклей.                                                                                    

Представляемый опыт высоко оценен  Министерством образования и науки Республики Хакасия и Министерством культуры Республики Хакасия( грамоты и благодарности).

Поставленная цель достигнута в полном объеме.