Статья "Театральная деятельность, как средство речевого развития, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

Галина Сергеевна Кобелькова

Моё выступление на республиканском семинаре "Развитие речи через театральную деятельность".

Театральная деятельность позволяет улучшить память. выразительность речи, произношение. Увеличить лексический запас, диалоговую речь. Учит детей работать в команде, сопереживать героям и поддерживать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_pechat_kobelkova_g._s.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность, как средство речевого развития, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.              

В настоящее время в нашей стране на всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Однако,  наиболее важным, сензитивным  периодом дл,я «особенных детей» является младший школьный возраст. Именно тогда специалисты выявляют имеющиеся осложнения и предпринимают первые шаги для наиболее благоприятного освоения детьми образовательных программ и успешной адаптации их в обществе.                                                                                                                                                      Дети могут иметь различные осложнения в развитии:                                                                    * от задержки психического развития до двигательных нарушений и осложнений с речью, зрением, слухом.                                                                                              Поэтому-то и необходим комплексный и систематический подход к решению проблем во всех сферах воспитания и обучения детей с ОВЗ.                                                       -  Каждый ребенок индивидуален и поэтому ежедневно в учебных учреждениях проводят работу не только педагоги сопровождения, логопеды, психологи, дефектологи, но и тьюторы, музыкальные работники, руководители кружков, театральных студий.                                                                                                                 Сам термин «дети с ОВЗ» говорит о том, что ребенок ограничен во многих сферах жизни, что естественным образом влияет на полноценное психическое и социальное развитие его личности. Ребенку, сложно занять себя в своей свободной деятельности, он не испытывает особого интереса к окружающему миру, так как не имеет самостоятельной тяги к творческой деятельности.                               – На фоне всего этого у детей могут возникнуть страхи, эмоциональные срывы,          заторможенность или двигательное беспокойство и суетливость, проблемы с развитием памяти и внимания.                                                                                                             – Чтобы избежать дальнейших осложнений, дети с ОВЗ должны чувствовать, что окружающая обстановка способствует их раскрепощению, помогает им проявить себя и снять зажатость. Наиболее эффективные способы эмоционального расслабления и раскрепощения «особого» ребенка – игры, развитие их фантазии и воображения.                                                                                                – Все это содержит в себе театрализованная деятельность. В ходе нее, дети примеряют на себя роли, другой жизненный опыт, черпают и проявляют не свойственные им в обычной жизни эмоции, а также приобретают свои знания и убеждения. При этом они успешно используют подражание, игру, диалоги и монологи.                                                                                                                                                     – На сегодняшний день существует множество форм работы на музыкальном занятии с « особыми» детьми. Все они уже достаточно изучены и активно применяются в практике музыкальных педагогов.   Одним из многогранных способов является театральная деятельность. Этой теме посвящено большое количество трудов, но за счет своей специфики, а также благодаря огромному воспитательному потенциалу значение театра безгранично.                                                       -         ТЕАТР – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир.                                                                                                                                           -         ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – очень важна в развитии речи детей.                             Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

-          Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодалением  трудностей     общения, неуверенности в себе.                                                                                                             -          Как утверждал Лев Семенович Выгодский:   « Драматизация, основанная на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.»                                                                                                                                       -          Театральная деятельность способствует развитию речи (монолог,диалог)

Как вы понимаете, я работаю в разновозрастной среде « актеров».   Свою работу по коррекции речи выстраиваю, реализуя «Адаптированную коррекционно-развивающую программу «Театр + дети».                                                              -          ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , используемые на занятиях по развитию интонационной выразительности речи :                                                                           -  * Артикуляционная гимнастика;

    *Упражнения по развитию мелкой моторики;

    *Упражнения на развитие эмоциональной сферы;

    *Упражнения на развитие интонационной выразительности речи;

    *Логоритмические упражнения;

    *Театральные этюды;

    *Игры – драматизации;

    *Мнемотаблицы и мнемодорожки.

- Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики, которая воплощается в театральной форме : «Покажи, как волк скалит зубы», «Как кошечка выгибает спинку», «Как облизывается кошечка», «Дразним обезьянку в зоопарке» и т.д.

- Ежедневно включаем театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

* ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ помогают формировать :

 -правильное дыхание;

 -артикуляционную, мимическую и мелкую моторику;

 -умение соотносить темп, ритм речи с движениями;

 -умение разыгрывать знакомые стихи, сказки,передовать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи, а также автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.

 - Большое внимание на своих занятиях отвожу упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи.    Здесь не обходиться без театральной игры: «Ты добрый ветерок, который спасет колобка;» «Ты ураган, который разрушит дом;» «Помоги животным найти дорогу домой».

* ОЧЕНЬ ВАЖНО научить детей передавать мимикой страх, боль, испуг, состродание, смущение, радость, грусть, удивление, огорчение, восхищение, гнев.

* Часто провожу занятия по сюжету какой-либо сказки.

* Использую различные виды театров:

-театр на фланелеграфе, пальчиковый, кукольный театр. Дети ведут роль игрушечного персонажа, действуют за него, изображают его интонацией и мимикой.

* «Изобрази героя ( голосом, движением, мимикой…».

* «Кто как голос подает?»

* «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем…».

* «Коза Дереза»; « Обиженный Зайка»; «Рыщет Волк»; «Веселые козочки»; «Два веселых гуся».

*Интересно и ненавязчиво проводить артикуляционную гимнастику;

*Использую в сюжетно-ролевых играх кукол, игрушки. Изображаем с их помощью выбранные персонажи.

* В индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, на этапе

автоматизации звуков в предложениях и стихотворных текстах использую пальчиковый и перчаточный театр.

*Проводя беседы по содержанию сказок, рассказов, выкладываю сюжет из плоскостных изображений – тем самым решаю задачи по совершенствованию граммотического строя речи.

 * ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

       Те, кто хоть однажды общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но, это не значит, что шансов быть счастливыми у них меньше.                                                                      Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое «Я»? Понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?                                    Средством, способным решать все эти задачи является театральное искусство.                     Дети с нарушением развития являются особой категорией, в работе с которыми театр используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции.     Существует множество форм обучения и воспитания, как процесса всестороннего развития детей, но по-моему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

        Вопросы адаптации детей с ОВЗ (особые возможности здоровья) в современном обществе сейчас стоит особенно остро: не решенными остаются как вопросы на уровне издания законодательных актов и создание социальных организации, так и вопрос атмосферы, в которой живут семьи этих детей.                              Но самый важный – это ощущение ребенка с ОВЗ в этом мире, возможности его общественной адаптации, формы через которые возможно само представление его как личности.                                                        

                        В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии.  По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567825, а в 2019 году уже 670006 человек.

                        Дети с ОВЗ наравне со всеми детьми обладают правом на образование, на полную интенсивную жизнедеятельность в социуме, а не вялотекущее пребывание в обществе.

                         Ребенок с низкими интеллектуальными способностями должен вовлекаться в социум – это один из важнейших общественных и демографических вопросов современного общества.

                        Человек, который хоть раз разговаривал с детьми с низким интеллектуальными способностями, понимает, как сложно найти путь общения с ним.              Каждый из нас появляется на свет с разными возможностями. Но разные возможности    никак не могут быть связаны с тем, что у ребенка с ОВЗ нет шансов быть счастливым.

                         Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.  Известно, что у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвывчайную способность к перевоплащению и вживанию в роли. И, как известно, эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то в последствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено. (1)

             Понятие умственная отсталость есть самое неопределенное и трудное понятие социальной педагогики. До сих пор нет точных критериев для распознавания истинного характера и степени ответственности.

             По мнению Л.С.Выгодского у таких детей основные жизненные процессы могут протекать вполне нормально, так что они могут служить источником наших знаний о детской природе.  (3)

              В жизни всегда может найтись место не только для активного, не только для нейтрального ребенка, а даже для ребенка пониженной одаренности. К примеру, Ю.Б.Гиппенрейтер высказала мнение о том, что роль первых толчков в развитии способностей очень велика, и они связаны с яркими эмоциональными переживаниями и подкрепляет свои рассуждения известным фактом. (4)   Так Чарли Чаплин вышел на сцену в возрасте 5 лет. В тот день у его матери-актрисы сорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Возник неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Но тут директору пришла в голову мысль вывести на сцену мальчика, который был здесь же с матерью за кулисами. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал, подражая ей. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив мальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему стали кидать деньги. Он воодушивился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В тот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение; он понял, что сцена- его призвание. (4)

                 Но этот пример рассматривается в рамках развития способностей в пределах нормы. А как яркие эмоциональные переживания могут влиять на развитие психики детей с особенностями?

                 П.Я.Трошин, автор первой в России монографии по сравнительному изучению нормальных и аномальных детей, вышедшей в 1916 году, исследовал различия в перцептивных, мнемических и мыслительных процессах у детей здоровых и детей с умственной отсталостью.

                « По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, т.е. те и другие – дети, и у тех и других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития». (5)                       Тем не менее он не может не отметить, что детская ненормальность составляет в громадном большенстве случаев продукт ненормальных общественных условий, и величайшая ошибка в том, что в  «ненормальных» детях видят только болезнь, забывая, что в них, кроме болезни есть еще нормальная психическая жизнь, которая – в силу особых условий – получает, такой примитивный, простой и понятный вид, которого мы не встретим у нормальных детей.» (3)

                  Изучая проблемы развития личности, Л.С.Выгодский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. В целом им было определено два уровня психических процессов : естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу, реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

                  Социальное взаимодействие ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе в общении с другими детьми. Таким образом, ребенок получает информацию, нужные умения, у него создаются личные потребности, приемы поведения, закладываются личные особенности характера. Ведь в самом ребенке есть все для того, чтобы стать активным участником социальной жизни.

                Необучаемых детей нет, только лишь необходимо найти приемлемое для понимания ребенка задание и запастись терпением. Для детей с особыми потребностями незначительные успехи уже результат.

                ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛНОСТЬ – это самый эффективный метод для социальной адаптации детей с интеллектуальным уровнем , ниже нормы, а также формирование у них коммуникативных способностей. Вся жизнедеятельность ребенка состоит из игровой деятельности.

По мнению Л.С.Выгодского, центральная педагогическая проблема – это связи специального обучения с общими началами социального воспитания. Все специальные дисциплины, по его мнению, должны без остатка раствориться в игре, в занятиях и трудах. (3)

                 Учить детей играть, а в ходе игры выполнять действия и принимать на себя роль, одновременно с этим помогать ему, приобретать житейский навык, - все это может помочь реализовать театральная деятельность. Она дает возможность формировать опыт специальных навыков поведения, в следстве этого, любая легенда, либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную направленность (добропорядочность, решимость). В следствии чего, через театральную деятельность дети познают мир не только лишь разумом, но и сердечком и высказывают собственное мнение к доброму делу и злу. (2)

                         Театральная деятельность может помочь детям справиться с неуверенностью в себе, стеснительностью. Театр научит детей наблюдать прекрасное в жизни, породить желание лично переносить в жизнь прекрасное и доброе. Излюбленные герои делаются примером для подражания. Играя роль, ребенок с ОВЗ учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует познавательные способности – мышление, внимание, память, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя увереннее и преодолевать страх.

Для детей с ОВЗ показать себя, очень важно: привлечь внимание, посредством исполнения роли выразить свое собственные переживания и эмоциональные потребности. Всем известно :  чем больше что-то делаешь, тем лучше это получается. Также и с выступлением – с каждым новым выходом на сцену особые дети чувствуют себя на сцене более уверенно, учатся преодолевать волнение, демонстрировать результаты своих трудов все более качественно и вдохновенно, оказывает положительное эмоциональное воздействие.

               Позволяет не только знакомить их с миром прекрасного, расширять представление об окружающем, но и пробуждать способность к сопереживанию, активирует когнитивные процессы, а главное помогает успешной адаптации ребенка в социуме, что дает возможность преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенности в себе.

               Одним из методик подобного воздействия является

                                         СКАЗКОТЕРАПИЯ .

 Сказкотерапия – это психологическое воздействие на человека через сказку.  Посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми. Способствует развитию положительной и многогранной личности, устраняет страхи и внутренние комплексы.

                    Дети с ОВЗ – это особая группа детей, которые имеют психические или и физические отклонения. У них наблюдаются стойкие нарушения познавательной деятельности, психического, речевого развития с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.              

                    Если эти нарушения вовремя не исправить, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

                    Поэтому руководитель театра во время изучения постановочного материала и репетиций, в понятной и доступной форме доносит информацию, зашифрованную в сюжете сказки, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, с учетом структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

Так как эмоциональное состояние детей часто меняется, то они и по-разному могут смотреть на одну и ту же ситуацию. Для этого необходимо многократное повторение сюжета, отрывков из сказки, их детальный разбор и закрепление выводов.

                 С помощью этого метода можно добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и сохранение психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния, снижению утомляемости, напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, но и развитию коммуникативных умений и навыков, расширению словарного запаса, развитию мыслительных процессов, памяти, мелкой моторики, проявлению творческих способностей и фантазии.

                Положительными результатами практики по методике «Сказкатерапия», можно отметить:                                                                                                      * - значительное снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности среди обучающихся;                                                                                                                                  * - дети через сказку получают положительный заряд энергии, нормализуется эмоциональный фон;                                                                                                                                 * - снижается уровень психического и мышечного напряжения;                                                  * - повышается работоспособность и, как следствие, дети готовы получать знания, воспринимать нормы и правила поведения, искать решения;                                       * - выходы из сложных жизненных ситуаций.                                                                                    

В группе (труппе) налаживается:                                                                                                            * - доверительная атмосфера между педагогом и детьми;                                                            * - формируется адекватная самооценка, уверенность в своих силах;                                        * - ребенок не боится преодолевать трудности и справляется со страхами.                             При проигрывании сказок дети учатся подражать поведению людей, повадкам животных, явлений природы, таким образом происходит развитие моторики, координации движений, мимики, пластики, речи.                                                                                                                                  

                    Через сказку дети учатся переживать, радоваться, сочувствовать, лучше понимать себя, свой свой внутренний мир и чувства другого человека.                       Происходит формирование ценностных ориентиров и нравственных понятий.  Таким образом, сказка прививает у детей любовь к природе, воспитывает скромность, доброту, ответственность, дружелюбие и др. положительные качества.  Все это способствует успешной адаптации детей в обществе, труде.                         Приобщение детей к театральной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к самопереживанию.                                                                                                                                    Благодаря театру ребенок не только познает мир, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, приобщает к фольклору, национальной культуре. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им освоить азбуку взаимоотношений.

              Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представление о плохих и хороших человеческих качествах.

               Ребенок благодаря театральной деятельности учится решать многие мальпроблемные ситуации и преодолевает застенчивость.

ВЫВОД : - Через театральную деятельность совершается многостороннее формирование личности ребенка, существенно облегчается его адаптация к условиям жизни в обществе.

     Литература :

  1. Андреева Г.М.     «Социальная психология» М., 2017
  2. Белшинина А.А   «Театральная деятельность для детей с ОВЗ»  М., 2017

                                      Жур. «Молодой учитель» №49

      3.Выгодский Л.С.      «Психология и педагогика детской дефективности».

                                               «Альманах» №39, 2019

      4.Трошин П.Я.            «Сравнительная психология нормальных и

                                                Ненормальных детей.» СПб., 1916, т.1,2.

      5.Федеральная служба государственной статистики 01.12.2020.

                                              СКАЗКАТЕРОПИЯ
                         одна из ведущих методик в работе с детьми с ОВЗ.

                                                             1.

     *СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИАНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО                  МЕТОДИКЕ «СКАЗКОТЕРАПИЯ».  

                   Последние десятилетия внесли в жизнь детей изменения, из-за которых им стало труднее понимать свои и чужие чувства, осваивать навыки поведения. Одной из причин трудностей формирования навыков социального взаимодействия и адекватного выражения эмоций можно назвать общее эмоциональное нездоровье общества.                                   -       Практика показывает, что современные дети стали более нервными и раздражительными, более упрямыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными. Это является результатом значительных изменений, происходящим в нашем обществе. Новые экономические условия вынуждают родителей работать больше, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми. Все большее количество семей проживают вдали от своих родственников, часто в районах, где родители бояться позволить играть на улицах, не разрешают заходить в гости к соседям. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.                                                      -         А ведь в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми. Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям.                                                                                                               -           Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контролировать всплеск негативных эмоций.         Джоан Деклер и Джон Готтман отвечают, что большая часть сегодняшних  родителей игнорируют мир эмоций ребенка. Они больше внимания уделяют поступкам и игнорируют чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей  хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используя свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.  (6)                                                                                                               -            Рассказывание сказок помогает детям и родителям прийти к единению и вместе отдохнуть. Ребенок имеет возможность видеть благодушно настроенного родителя, понимать и доверять ему. Сказка доставляет удовольствие и ребенку, и родителю. Она снимает эмоциональное напряжение, вызывает позитивные эмоции, сглаживает проблемы и укрепляет надежду.                                                                                                   -            Погосова Н.М. предполагает, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Эмоции отличаются полярностью, обладают положительным или отрицательным знаком:    удовольствие – неудовольствие, радость – грусть, любовь – ненависть, гордость – унижение и т.д. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. (12)                                                                                  -          Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – и будь то ощущения или воображение, мышление или память. Хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.                                                                       -              Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов.          Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки.                                                                                                                         -              Автор  коррекционно-развивающей программы для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью, Н.М.Погосова выделяет несколько типов детей в соответствии с дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний:                                                                                      1. Первый тип – возбужденные дети, расторможенные, суетливые, не умеющие слушать, стремящиеся к самоутверждению любой ценой, без учета интересов окружающих. Такие дети переполнены положительными эмоциями сверх всякой меры. Они восторженны, азартны, смешливы и болтливы, наполнены гордостью и чувством превосходства. Они склонны преувеличивать свои способности, но в реальности редко доводят начатое дело до конца. Выражение их лиц ежесекундно меняется, руки и тело находятся в постоянном движении из-за напряженного состояния мышц. Такое поведение можно объяснить неосознанным стремлением сбросить нервное напряжение.                       2. Ко второму типу относятся дети тоже возбудимые, но с преобладанием отрицательных эмоций. Эти дети выглядят раздражительными, угрюмыми и упрямыми. Они постоянно чем-то недовольны, на кого-то обижены. Свое мышечное напряжение дети пытаются сбросить при помощи грубых слов, резких движений. Они большие любители подраться и в трудной ситуации отдают предпочтение грубой физической силе.                                                                                                                                3. Дети третьего типа тихие, болезненные, неуверенные в себе, одинокие, застенчивые и покорные. Их «любимыми» выражениями являются фразы: «Я не могу», «У меня не получится», «Я не сумею». Они еще и неприступали к деятельности, еще и не попробовали, но уже «знают», что не справятся. Такие дети не проявляют инициативы, склонны идти на поводу у других, более сильных. Они не любят активных действий и состояний, требующих напряжения. Мышцы их тела чаще всего вялые, слабые, «безжизненные». Можно предположить, что высокий уровень подсознательного страха, тревоги, чувства вины парализует их волю и понижает тонус мышц.                                                                                                                              4. Дети четвертого типа кажутся как бы вообще лишенными эмоций. Внешне они выглядят равнодушными, безразличными и , что называется, «непробиваемыми». Их трудно чем-либо увлечь, трудно разбудить их любознательность и воображение. Они склонны действовать и мыслить по шаблону, идти по давно другими «протоптанными тропами». Они не проявляют чрезвычайной радости и не впадают в отчаяние, как некоторые дети. Их связи с миром, природой и окружающими людьми носят поверхностный характер. Такие дети в значительной степени лишаются богатства чувств, радости приобщения к красоте мира, удовлетворения, радости приобщения к красоте мира, удовлетворения от умения сопереживать, эмоционально помогать «нуждающимся». Безусловно они не лишены эмоций, то есть эмоции присутствуют, но остаются «невидимыми» для сознания самих детей.                                                                                                -Предложенная типология лишь приблизительно  отражает картину эмоционального мира детей и не может быть абсолютно точной. Один и тот же ребенок способен проявить себя по-разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов. Часто вообще невозможно определить, что послужило толчком к проявлению той или иной эмоции. Психические процессы настолько переплетены и взаимосвязаны, что порой совершенно неясно, что на что влияет: внимание на волю или воля на внимание; восприятие ли порождает мысль, или мысль заставляет воспринимать мир соответствующим ей образом.    Ясно лишь одно, что правильно воздействуя даже на какую-то одну область, мы тем самым улучшаем и совершенствуем работу всего организма.                                     -          Человеческий организм – это удивительная самонастраивающаяся система. На каком-то глубинном, подсознательном уровне он всегда стремится к совершенству и гармонии. И важно лишь создать подходящие условия для четкой и слаженной работы человеческого организма. Проведение «сказочных» занятий – не что иное, как попытка создания таких условий. (12,с.38)                                                                            -             Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, вызывает восторг. Она предоставляет ребенку словесные  картины и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Сказка представляет героев и моделирует ситуации, над которыми можно подумать, которые можно скопировать и оценить. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения.                                        -            Сказка развивает у детей способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так как у маленьких детей часто не получается «увидеть» путь из эмоционального тупика.                   -            Психотерапевтические сказки эффективны в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии.                                                                   -                 ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ очень эмоционально воспринимают сказки, обсуждают их, рисуют сказочные сюжеты, обыгрывают сказки на занятиях и постепенно преодолевают психическое недоразвитие во всех сферах психической деятельности. Обсуждая сказку, они учатся устанавливать  причинно-следственные связи и зависимости, усваивают новые знания об окружающем мире, развивают речь, у них явно возрастает познавательный интерес.                                                -        Сверстники не любят с ними играть, поэтому они находят себе друзей младших по возрасту. Дети с задержкой психического развития с удовольствием прослушивают сказку, даже если она предназначена для младших детей. Особую радость они испытывают при инсценировке сказки или обыгрывании отдельных эпизодов.                                                                        -        У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет недоразвитие всех сторон речи: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, недостаточную целенаправленность  и концентрацию внимания, снижение уровня обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими  людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества (11,с.261).                                                                                                                       -          Имея нормальный интеллект, такие дети рано начинают осознавать свой речевой дефект и сознательно уходят от речевого общения. Дети с заиканием отказываются играть со сверстниками или же соглашаются на «подчиненные» роли, где не надо говорить, а только молча выполнять чьи-то указания.  Это сказывается на формировании низкой самооценки.                                 -       Так же надо иметь в виду, что в отличие от детей с нарушенным слухом дети с сенсорной алалией слышат речь, но  не всегда понимают ее из-за нарушения фонетико-фонематического восприятия. А значит, они могут не понять инструкцию или просьбу педагога и попасть в разряд невнимательных и непослушных детей.                                                               -       Особые трудности у таких детей возникают при ведении диалога. В сказке много диалогов, которые можно использовать, обыгрывая сказку или ее эпизоды с детьми, для формирования у них навыков речевой коммуникации.                                   Таким детям работу со сказкой желательно сочетать с методами  арт-терапии, в том числе с рисованием. Ведь их рисунки свидетельствуют о недостаточно развитом воображении и неточных представлениях о предметах и явлениях окружающего мира: у изображенного ими человека не хватает частей тела, у животных лишние лапы. Рисование по сказке поможет им в развитии навыков рисования и умения осознавать свои и чужие чувства.                                                                                                                           -      У детей с АУТИЗМОМ И ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ( РАС)    наиболее ярко выражены нарушения эмоционально-волевой сферы и трудности коммуникации.                                                                                                             -     В пособии «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ» авторы выделяют яркие внешние проявления синдрома РДА:                                    * аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Имеются сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимание им состояний других людей. Трудности установления эмоциональных связей проявляется даже в отношениях с близкими, но в наибольшей степени аутизм нарушает развитие отношений с чужими людьми;                                                                                                                          * стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением  сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Ребенок сопротивляется малейшим изменениям в обстановке, порядку жизни. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом:        трясение, постукивание, верчение; захваченность одной и той же темой разговора, рисования и т.п. и постоянное возвращение к ней;                                                                                                     * характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Не менее, чем в одной трети случаев это может проявляться в виде мутизма (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации при сохранении возможности случайного признесения отдельных слов и даже фраз). Ребенок с РАС может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой взрослой фразой. Однако такая речь носит характер штампованности, «попугайности», «фотографичности». Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь, может увлеченно декламировать одни и те же стихи, но не использовать речь даже в самых необходимых случаях, т.е. имеет место избегание речевого взаимодействия как такового. Для ребенка с РАС характерны ,речевые эхолалии (стереотипное бессмысленное повторение услышанных слов, фраз, вопросов), длительное отставание в правильном использовании в речи личных местоимении, в частности ребенок долго продолжает называть себя «ты», «он», обозначает свои нужды безличными приказами: «дать пить», «накрыть» и т.д. Обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика речи ребенка (11,с.393).                                                              -         У детей с расстройствами аутического спектра может быть разная степень выраженности заболевания. Каждый такой ребенок неповторим и требует отдельного подхода, организации коррекционной работы с ним команды специалистов. В зависимости от тяжести заболевания и индивидуальных особенностей ребенка родители и педагоги  должны понять насколько и как включить такого ребенка в работу со сказкой.                                                                                                       -        Примером может быть следующая ситуация: мальчик, 7 лет, диагноз ранний детский аутизм (РДА).     От речи отказывается, но в рамках стереотипного поведения договаривает за взрослого слова. Очень любит играть в ванной с водой, наливает в леечку и поливает дно ванны. Берем такую же лейку, так