Дополнительная общеразвивающая программа "Школьный театр"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа "Школьный театр" рассчитана на 1 год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тяжинского муниципального округа

Кемеровской области – Кузбасса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Итатская средняя общеобразовательная школа

имени Данкевич Тамары Файвишевны»

Утверждена приказом № от с учетом мнения педагогического совета (протокол № от)

Директор: _____________________И.Р. Литвинова

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Школьный театр»

(стартовый уровень)

Разработчик: Черткова Полина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации: 1 год

Итатский

2024

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………..……3
  2. Цель и задачи………………………………………………………………………..……5
  3. Содержание программы…….……………………………………………………………..7
  4. Планируемые результаты…………………………………………………………..……...8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график………………………………………………...…….......9
  2. Условия реализации программы…………………………………………………….......9
  3. Формы аттестации……………………………………..…………………………………9
  4. Оценочные материалы……………………………………………………………….…10
  5. Методические материалы…………….…………………………………………...……13
  6. Список литературы………………………………………...…………………………...15

Приложение 1. Календарный учебный график

Приложение 2. Примерный репертуарный список

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный театр» (далее – программа) является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.

Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов и предполагает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в ее освоении.

Программа разработана в соответствии с

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.

– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

– Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 56722).

– Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».

– Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ».

Письмом Министерства просвещения РФ от No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).

– Распоряжением губернатора Кемеровской области от «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».

– Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от № 09-3242).

уставом школы.

Актуальность программы заключается в предоставлении учащимся спектра возможностей по реализации их интересов и способностей, по их успешной социализации в современном обществе и повышении уровня их общей культуры и эрудиции. Театральная деятельность развивает творческие способности, помогает самовыражению и самореализации личности, а также служит средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья учащихся. Поскольку театр сочетает возможности нескольких видов искусств (музыка, живопись, танец, литература), он обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир учащихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основной педагогический подход, на который она ориентируется, соответствует ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии учащегося и его педагогической поддержке. Такой подход может быть реализован наиболее полно именно в системе дополнительного образования детей и взрослых, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор учащимся видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности. Исходя из этого, программа предусматривает такие цели и способы ее реализации, которые способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности каждого учащегося, создают ему социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре. Эти направления переплетаются и взаимно дополняют друг друга, что способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания учащихся. Полученные знания позволят ученикам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений дополнительного образования с массовым контингентом обучающихся, в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности учащихся, содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии творческих способностей школьников.

Адресатом программы являются учащиеся в возрасте 10-14 лет.

На освоение программы принимаются все желающие в соответствии с принципами добровольности и свободы выбора без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы, либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Общая продолжительность обучения составляет 108 учебных часов.

Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. В период действия карантина/ограничительного режима – в дистанционной или очно-дистанционной форме.

Основной формой организации обучения является учебное занятие. Организационной формой учебных занятий в очной форме обучения являются аудиторные групповые занятия. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, практических в виде репетиций, подготовки миниатюр, спектаклей и театральных игр, обобщающих занятий, праздников.

В дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, формами организации учебного занятия являются веб-занятия, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, с учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях по согласованной форме связи. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных учебных занятий и веб-занятий, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.

В очной форме обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут. В дистанционной форме веб-занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 30 минут. Учащиеся, не имеющие доступа к сети интернет, получают индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях и предоставляют результаты работы в установленные педагогом сроки по определенной форме связи.

Цель и задачи программы

Целью программы является развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы учащихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

Личностные:

  • активно сотрудничать с педагогом и сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;
  • формировать организационно-волевые качества: волю, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпение, усидчивость, аккуратность;
  • усвоить основные правила поведения в коллективе (творческом объединении);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе суждения).
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений;
  • принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Метапредметные:

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;
  • учиться планировать практическую деятельность на занятиях;
  • развивать интерес к познавательно-творческой деятельности;
  • корректировать свои действия в процессе выполнения работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные:

образовательные:

  • познакомить учащихся с различными видами театров;
  • приобщить учащихся к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
  • формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
  • учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

развивающие:

Развивать у учащихся:

  • интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
  • умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
  • интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
  • желание выступать перед родителями;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной творческой задачей, умение контролировать и оценивать свои действия;
  • психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение.

воспитательные:

Воспитывать:

  • артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
  • аккуратность, старательность;
  • коммуникативные способности;
  • эмоциональную отзывчивость и культуру поведения.

  1. Содержание программы

Учебный план

Наименование темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

беседа

2.

Театр: история, виды, театральные этюды

18

1

17

устный опрос,

наблюдение

3.

Дикция и артикуляция

24

1

23

устный опрос,

наблюдение

4.

Актерское мастерство

30

1

29

устный опрос,

наблюдение

5.

Постановка спектаклей

34

-

34

наблюдение

6.

Итоговое занятие

1

1

наблюдение

Итого

108

3

105

Содержание учебного плана

Вводное занятие (1 час)

Оценка готовности учащихся к освоению программы стартового уровня (определение способности и уровня имеющихся у конкретного учащегося знаний и необходимости индивидуальной работы для успешного ее освоения).

Театр: история, виды, театральные этюды (18 часов)

Теория: История театра, виды театра. Актерское мастерство, театральный этюд, средства театральной выразительности.

Практика: Подвижные игры, творческие импровизации под музыку (образы животных, птиц, механизмов). Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию, свободу и контроль движений. Упражнения на снятие телесных зажимов. Игры и упражнения на развитие и удержание произвольного внимания, на развитие фантазии, речевой свободы. Театральные этюды на заданные темы.

Дикция и артикуляция (24 часа)

Теория: Дикция, артикуляция, сценическая речь.

Практика: Игры-подражания звукам и голосам природы. Артикуляционные упражнения с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков. Упражнения на освоение средств выразительности (сказать, спеть, показать одно и то же медленно или быстро, громко или тихо, связно или отрывисто, разным тембром голоса и т.д.) Артикуляционная гимнастика, выполнение упражнений на дыхание, дикцию, подачу звука, всестороннее развитие голосового аппарата. Тренировка сложных звукосочетаний, скороговорки. Выразительное чтение стихотворений. Тематические миниатюры.

Актерское мастерство (30 часов)

Теория: Импровизация, пантомима. Взаимодействие участников спектакля на сцене. Костюмы, грим, декорации.

Практика: Игры, импровизации с различными словесными действиями. Сочетания одного действия с разными текстами и одного текста с разными действиями. Упражнения на органичное сосуществование на сцене вдвоем, втроем; на развитие воображения, скорости реакции, навыка совместной слаженной работы. Отработка вариантов: одновременное действие и действие друг с другом. Импровизации, «досочинение своей роли» в логике, заданной другим человеком. Бытовые сценки и коммуникативные ситуации. Чтение басен по ролям, смена ролей. Инсценировки басен по законам разных театральных жанров. Игры на развитие фантазии, речевой свободы. Этюды, миниатюры.

Постановка спектаклей (34 часа)

Практика: Этюдная работа по предлагаемым обстоятельствам. Выбор репертуара. Подготовка к праздникам. Разбор выбранного драматургического материала. Читка по ролям, репетиции, изготовление костюмов и декораций.

Итоговое занятие (1 час)

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

  • активно сотрудничать с педагогом и сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;
  • усвоить основные правила поведения в коллективе (творческом объединении).
  • в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе суждения).
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений;
  • принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Метапредметными результатами изучения является формирование учебных действий:

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;
  • учиться планировать практическую деятельность на занятиях;
  • развивать интерес к познавательно-творческой деятельности;
  • уметь корректировать свои действия в процессе выполнения работы;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметными результатами изучения является формирование следующих знаний и умений:

  • уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
  • уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного театрального образа.
  • знать основы театрального искусства;
  • знать основные правила постановки спектаклей;
  • владеть навыками правильного произношения и культурой речи;
  • владеть основными приемами передачи образов с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
  • уметь использовать театральные предметы по назначению;
  • уметь пользоваться профессиональными понятиями и терминами;
  • активно проявлять своих индивидуальные способности в оформлении декораций, в музыкальном оформлении спектакля;
  • уметь работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;
  • знать и соблюдать основы безопасной работы при проведении постановок спектаклей.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36 недель.

Количество учебных дней – 108 учебных дней.

Даты начала и окончания учебных периодов: 15 сентября – 31 мая.

Календарный учебный график представлен в Приложении 1.

Условия реализации программы

Для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов ее освоения необходимы:

материально-техническое обеспечение:

  • кабинет, рассчитанный на 10 человек;
  • репетиционный зал (сцена);
  • столы учебные;
  • стулья ученические;
  • музыкальный центр, ноутбук;
  • костюмы, маски, реквизит.

дидактическое обеспечение:

  • методические, наглядные и мультимедийные материалы;
  • тексты спектаклей, выбранных для постановки;
  • аудиозаписи, формат MP3;
  • записи выступлений, спектаклей;
  • доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
  • доступ к информационно-коммуникационным сетям.

кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образования, обладающий уровнем образования и квалификации, предусмотренными кодом А, обозначенным в таблице п.2 (описание трудовых функций) Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Формы аттестации

Аттестация учащихся осуществляется в виде:

  • стартовой диагностики, проводимой на вводном занятии в форме беседы. Стартовая диагностика позволяет определить способности конкретного учащегося к усвоению программы, выявить уровень имеющихся у него знаний, необходимых для успешного усвоения программы, и при необходимости разработать план организации индивидуальной работы с ним для успешного освоения им программы с учетом его возрастных, психологических и физиологических особенностей.
  • текущей оценки, объектом которой являются результаты освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему. В очной форме обучения она проводится в процессе каждого учебного занятия в форме беседы, устного опроса, анализа деятельности, наблюдения и других. В дистанционной форме обучения – по предъявлении учащимися результатов их самостоятельной работы (видеоотчета, проекта, участия и результатов участия в онлайн конкурсных мероприятиях и т.п.) в установленные педагогом сроки. В очно-дистанционной форме обучения текущая оценка проводится в сочетании оценки результатов освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему в процессе каждого учебного занятия с оценкой результатов самостоятельной работы в установленные сроки. Текущая оценка позволяет актуализировать у учащихся полученные ранее знания, оценить уровень освоения ими изученного учебного материала и сформированности предметных учебных умений и при необходимости провести корректировку методик проведения учебных занятий и организовать индивидуальную работу с ними для полного освоения ими программного материала.
  • итоговой оценки, проводимой педагогом в конце учебного года без специально отведенного времени по методике Кленовой Н.В. и Буйловой Л.Н., изложенной ими в работе «Методика определения результатов образовательной деятельности детей» и адаптированной к условиям школы. Полученные результаты свидетельствуют об успешности/неуспешности освоения данным учащимся программы. При этом неудовлетворительные результаты освоения учащимся программы не влекут по отношению к нему каких-либо ограничительных действий.

Оценочные материалы

Методика

определения результатов образовательной деятельности учащихся

Данная методика позволяет определить уровень соответствия усвоенного материала и сформированности учебных умений предъявляемым программой требованиям.

Параметрами итоговой оценки результатов реализации программы являются показатели (оцениваемые параметры), критерии к показателям, уровни выраженности у учащегося оцениваемого качества.

Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют критерии оценки – те требования, которые предъявляются к учащемуся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляет заложенные в программу ожидаемые результаты, являющиеся неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся по итогам учебного года. Совокупность измеряемых показателей разделена на группы: теоретическая подготовка учащегося, практическая подготовка учащегося, творческая активность учащегося, общеучебные умения учащегося.

Критерии содержат совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных предметных знаний и учебных умений учащегося тем требованиям, которые заданы программой.

Степень выраженности оцениваемого качества включает перечень возможных уровней освоения учащимся программного материала и общеучебных умений — от минимального до максимального. Каждому уровню дается краткое описание в содержательном аспекте. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами.

Для каждого из оцениваемых показателей определен тот способ, с помощью которого педагог определяет соответствие результатов обучения учащегося программным требованиям.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количе-ство баллов

Методы диагнос-тики

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по разделам учебного плана)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объём предусмотренных программой знаний)

1

2-5

6-10

наблюдение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (избегает употреблять специальные термины)
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой)
  • максимальный уровень (употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблюдение

II. Практическая подготовка:

#1059;чебные умения, предусмотренные программой (по разделам учебного плана)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений)
  • средний уровень (объём усвоенных умений составляет более 1/2)
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1042;ладение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

#1058;ворческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (выполняет лишь простейшие задания педагога)
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца)
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблюдение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (работает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблюдение

Умение давать доказательные ответы на вопросы разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы разделов учебного плана

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (выполняет с помощью педагога)
  • максимальный уровень (выполняет самостоятельно, не испытывает трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

2. Учебно-коммуникативные умения:

#1059;мение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога)
  • средний уровень (воспринимает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

#1059;мение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьёзные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога)
  • средний уровень (осуществляет с помощью педагога)
  • максимальный уровень (осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:

Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит и убирает при постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (готовит и убирает с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит и убирает)

1

2-5

6–10

наблюдение

Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (овладел менее чем ½ объёма умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • средний уровень (реальные умения в основном соответствуют программным требованиям)
  • максимальный уровень (реальные умения соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблюдение

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (овладел менее чем ½ объёма умений)
  • средний уровень (объём усвоенных умений составляет более 1/2)
  • максимальный уровень (освоил практически весь объём умений)

1

2-5

6-10

наблюдение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода подачи подготовленной информации

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно.

Методические материалы

Программа реализуется в очной форме обучения. Формами занятий являются групповые аудиторные учебные занятия комплексного характера, включающие практическую работу с элементами теоретической. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является сочетание очных индивидуальных теоретических и практических учебных занятий в аудиторной и внеаудиторной форме и веб-занятий как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

  • перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
  • словесные (рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста, ситуации общения и др.);
  • наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приемов исполне-ния, наблюдение и т.д.);
  • практические (упражнения, выполнение заданий);
  • логические, т.е. организация и осуществление логических операций (аналогии и др.);
  • гностические (репродуктивные);
  • самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с текстами и пр.).

По форме проведения занятия подразделяются на следующие типы:

  1. занятие-прослушивание
  • при наборе в театральный коллектив;
  • для периодической оценки индивидуального темпа развития исполнительских и творческих навыков обучающихся;
  • для работы с исполнителями главных ролей;

2) занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и навыков (актерские этюды и упражнения, импровизации; разучивание ролей);

3) творческая проектная деятельность (создание декораций, костюмов, реквизита; реклама и PR коллектива в целом, конкретной постановки; работа над режиссерским замыслом спектакля; популяризация театрального искусства среди сверстников);

4) репетиционно-постановочный процесс: работа над фрагментами спектакля, групповая (по ролям) и коллективная работа, постановка мизансцен;

5) сводная репетиция, прогон спектакля;

6) сценический показ: спектакль, представление, концерт;

7) просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ событий театральной жизни.

Указанный перечень типов занятий не является исчерпывающим и может быть дополнен, скомбинирован с другими элементами и формами по выбору учителя.

Педагогические технологии: словесные, работа с информацией, методы примера, методы познавательной деятельности, методы эмоционального воздействия, стимулирования личностной значимости учения.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, иллюстрации, тесты, викторины, тексты спектаклей.

Алгоритм учебного занятия:

1 этап – организация (подготовка к занятию, подготовка рабочего места, настройка учащихся на продуктивную деятельность, объявление темы занятия и постановка учебных

задач);

2 этап – теоретическая часть (изложение нового материала, устное описание объекта практической работы, объяснение терминов по теме занятия, описание и показ технических приемов выполнения практической работы и их последовательности, техника безопасности);

3 этап – практическая часть (разделение практики на определенные этапы, подбор специальной литературы, раздаточного материала, распределение работы среди учащихся при коллективной или групповой деятельности, практическая работа, контроль, помощь и консультация педагога);

4 этап – окончание занятия (подведение итогов, закрепление изученного материала, уборка рабочего места).

Список литературы

для педагога:

1. Гончарова Т.Е. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Школьный театр». [Электронный ресурс]:сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:

2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. [Текст] / Г. Калинина. – М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта Книга, 2007. – 512 с.: илл.

3. Панкова М.В. Методическое пособие для театральных студий «Театральная игра». [Электронный ресурс]:сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:

4. Театр детей. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией Никитиной А. Б. [Электронный ресурс] / текстовые данные (1,98 Мб). – 2016.

5. Хлопотина Л.П. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» [Электронный ресурс] / текстовые данные (672 Кб). – 2023.

6. Шутова Н.Ю. Театральные игры. Методическое пособие [Электронный ресурс] / текстовые данные (352 Кб). – 2018.

для учащихся:

1. Аннушкин В.И. Техника речи. Учебное пособие [Электронный ресурс] / текстовые данные (186 Кб). – 2015.

2. Генералова И. А. Театр. 4 класс: тетрадь для внеурочной деятельности [Текст] / И. Генералова. – Издательство Ольги Кузнецовой, 2023. – 52 с.

3. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. – Москва: Либерея-библиопринт.

Интернет-ресурсы

Драматешка:

Проза.ру:

Олеся Емельянова:

Приложение 1

Календарный учебный график

Число, месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Вводное занятие

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

устный опрос

Театр: история, виды, театральные этюды

2

История театра. Виды театра

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

устный опрос

3

Актерское мастерство. Импровизации под музыку

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

4

Упражнения на снятие телесных зажимов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

5

Упражнения «Не скажем, а покажем»

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

6

Упражнения на внимание

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

7

Театральные игры. «Угадай персонажа»

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

8

Театральные игры. «С миру по букве»

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

9

Театральные игры. «Замри», «Зеркало»

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

10

Импровизации: действия с различными предметами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

11

Импровизации в предложенных обстоятельствах

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

12

Этюд. Этюдная работа на заданные темы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

13

Индивидуальные этюды на заданные темы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

14

Парные этюды на заданные темы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

15

Этюды со словесными действиями

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

16

Упражнения на совместную работу на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

17

Импровизации с досочинением ролей

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

18

Импровизации и этюды на сказочную тематику

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

19

Этюды на бытовую тематику

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

Дикция и артикуляция

20

Дикция, артикуляция. Упражнения

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

устный опрос

21

Упражнения. Игры-подражания

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

22

Упражнения на освоение средств выразительности

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

23

Упражнения на дыхание

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

24

Сложные звукосочетания, скороговорки

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

25

Выразительное чтение стихотворений

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

26

Декламация наизусть, жесты

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

27

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

28

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

29

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

30

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

31

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

32

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

33

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

34

Тематические миниатюры

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

35

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

36

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

37

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

38

Этюдная работа по взаимоотношениям между персонажами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

39

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

40

Изготовление реквизита и костюмов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

41

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

42

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

43

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

Актерское мастерство

44

Пантомима. Тематические этюды

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

45

Тематические миниатюры

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

46

Упражнения на взаимодействие

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

47

Игры на развитие фантазии

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

48

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

49

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

50

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

51

Этюдная работа по взаимоотношениям между персонажами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

52

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

53

Изготовление реквизита и костюмов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

54

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

55

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

56

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

57

Этюды на бытовую тематику

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

58

Выразительное чтение басен

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

59

Чтение басен по ролям, смена ролей

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

60

Инсценировка басен в разных театральных жанрах

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

61

Тематические миниатюры

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

62

Тематические пантомимы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

63

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

64

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

65

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

66

Этюдная работа по взаимоотношениям между персонажами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

67

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

68

Изготовление реквизита и костюмов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

69

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

70

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

71

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

72

Этюды на заданную тему

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

73

Игры на развитие речевой свободы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

Постановка спектаклей

74

Этюды на заданную тему

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

75

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

76

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

77

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

78

Этюдная работа по взаимоотношениям между персонажами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

79

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

80

Изготовление реквизита и костюмов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

81

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

82

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

83

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

84

Тематические миниатюры

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

85

Тематические пантомимы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

86

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

87

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

88

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

89

Этюдная работа по взаимоотношениям между персонажами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

90

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

91

Изготовление реквизита и костюмов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

92

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

93

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

94

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

95

Тематические этюды

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

96

Парные и групповые этюды

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

97

Выразительное чтение стихотворений

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

98

Тематические пантомимы

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

99

Выбор репертуара

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

100

Разбор выбранного драматургического материала

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

101

Читка по ролям

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

102

Этюдная работа по взаимоотношениям между персонажами

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

103

Читка по ролям с движениями на сцене

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

104

Изготовление реквизита и костюмов

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

105

Репетиция с музыкальным сопровождением

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

106

Генеральная репетиция

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

107

Показ спектакля

1

аудиторное, групповое

актовый зал

наблюдение

108

Итоговое занятие

1

аудиторное, групповое

учебный кабинет

наблюдение

108

Приложение 2

Примерный репертуарный список

«Сказки-изобреталки от кота Потряскина» А. Гин

«Кто сказал мяу» В. Сутеев

«Яблонька желаний» А. Котляр

Басни. И. Крылов

«Перепутанные сказки» М. Икрамова

«Блеск серебристой звезды» Л. Казарновский

«Откуда берутся сказки» А. Богачева

«Вредная Настя» А. Володарский

«Вовка в Тридевятом царстве» В. Гроссман