Сценарий театрального праздника «Сначала аз да буки, а потом науки»
Предварительный просмотр:
Сценарий театрального праздника «Сначала аз да буки, а потом науки»
Хлебникова Ю.А.
Пятакова О.А
Трек 1. Фанфары
Учитель: Мы приветствуем гостей на нашем празднике. Сегодня важный день в жизни наших первоклассников. Мы прощаемся с Азбукой, книгой, которая была первой ступенькой к грамоте.
Трек 2. Выход и уход чтецов (только на выход до слов и уводим музыку)
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель-
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять ,
Мы азбуки свои раскрыли
Открыли чистую тетрадь.
Трек 2. Выход и уход чтецов
Дети уходят
Учитель: Первая Азбука на Руси появилась почти 500 лет назад. Какой же путь прошла Азбука, кто создал эту книгу? Книгу -проводник в мир русского языка.
1564 году, 460 лет произошло большое событие в истории русской культуры: вышла в свет первая точно датируемая русская печатная книга. Она вошла в историю как Апостол Ивана Фёдорова. Книга Апостол 1564 года - выдающееся произведение русского печатного искусства. Текст был отредактирован первопечатником, по- видимому, при участии митрополита Макария и других просвещённых деятелей из окружения Ивана Грозного. Язык Апостола был освобождён от архаизмов и неславянских оборотов и выражений. Книга напечатана чёрной и красной красками, в ней много изящных заставок, гравированных инициалов. Апостол завершается послесловием. Написанное самим Фёдоровым послесловие свидетельствует о литературном даровании автора.
Это замечательное творение Ивана Фёдорова долгие годы служило непревзойдённым образцом для поколений русских печатников.
Трек 2. Выход и уход чтецов (только на выход до слов и уводим музыку)
Выход детей на сцену
Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел.
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Учитель: живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас.
Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи.
Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами.
Решетник:
Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью.
В обителях послушники-писцы
Старательно умелою рукой
Строку вели усердно за строкой.
Трек 3. Выход и уход Первопечатника (музыка на выход детей до слов, далее уводим)
Сценка «У печатного станка»
Стоит Первопечатник. Появляется Петя.
Первопечатник (замечает Петю):
Первопечатник:
Ты кто таков? Откуда взялся?
Тебя я прежде не видал.
Петя: Ну, наконец-то я добрался,
Меня сюда к вам Даль прислал.
Он мне рассказывал, что вы
В печать дорогу проторили,
И чтобы там не говорили,
Но мне хотелось бы узнать,
Как дело удалось начать.
Первопечатник:
Да как хоть кличут-то тебя?
Петя:
Ой, извините, Петя я. А это мои друзья.
Первопечатник:
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал:
В них видел мудрости исток.
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чём незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять - уж редкая удача.
Петя:
А я про это и не знал!
(С любопытством.)
И почему ж так редки книги были?
Так долго ведь вручную их писать.
Первопечатник:
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Мне повезло наш царь Иван,
Что средь народа Грозным звался,
Дал разрешенье на печатный стан,
И с Божьей помощью наш труд начался.
Мы буквы, шрифты отливали-
Давалось дело новое непросто,
Ночами тёмными не спали.
(С гордостью.)
И вышла книга первая – «Апостол».
К печатанью второй я приступил.
Но вскоре царь Москву покинул,
И труд мой тут же прерван был.
Бояре-недруги явили злую силу-
Печатню сжечь они пытались.
И мы, хозяйство не ленясь собрать,
В Литву далёкую подались.
Святое дело наше продолжать.
Так начались мои скитанья…
В Литве недолго я прожил,
Вернувшись, напечатал я «Букварь»,
Чтоб нашу азбуку весь мир услышал.
И первый русский « Календарь»-
Он тоже из моей печатни вышел.
Трек 3. Выход и уход Первопечатника
Уход детей за кулисы
Учитель: Прошло уже много столетий с того знаменательного события. И Азбука современная уже совсем другая.
Соколов: а как же раньше дети учили в школе буквы и учились читать?
Учитель: давайте представим, что мы оказались в старинной русской избе, где проходил урок грамоты.
Трек 4. Школа Древней Руси
(музыка только на выход детей до слов, далее уводим музыку)
На сцену выходят учитель, Шувалова, Ружилов, Сатлейкин (массовка Резниченко, Чапаев, Бабченко). Дети с берестяными грамотами
Кирей (выходит из кулис) : Можно и мне грамоте учиться?
Учитель: Проходи, паренек. Зовут-то тебя как?
Кирей: Онфимом меня батюшка с матушкой назвали, Онфимом и кличут.
Учитель: Проходи, Онфим, садись, к ученикам. Мы с вами, ребята, – люди русские. Русские – племя славянское. И язык, который мы с вами учим, – славянский. Азбука славянская зовется кириллица по имени, составившего эту азбуку и создавшего для славянских народов письменность. Святого Кирилла и его святого брата Мефодия зовут учителями славян. В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть значение.
Работает экран
Учитель показывает буквы, предлагая детям повторять названия букв
Учитель: Эта буква «Аз».
Дети: «Аз».
Учитель: Это «Буки».
Дети: «Буки».
Учитель: Это «Веди».
Дети: «Веди».
Учитель: «Аз» по-славянски означает «я». «Буки» – «буква». «Веди» – от глагола «ведать», что значит «знать». Повторяя название первых букв славянской азбуки, человек как бы говорит: «Я знаю буквы». Повторите-ка, ученики, названия букв.
(Учитель показывает детям буквы, дети хором громко произносят их названия.)
Кирей: Громкое какое у вас ученье получается.
Шувалова: Каждую букву мы хором произносим, пока не запомним. Азбуку учат, на всю избу кричат.
Учитель: А теперь поупражняемся в письме. Вам надо будет переписать в свои берестяные грамотки буквы. Писание требует усердия и старания. Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело.
(На листках бумаги, затонированных так, что они стали похожими на берестяную кору, карандашами-писалами ученики переписывают буквы.)
Кирей: вот непросто-то как в руке писало держать. Пальцы стерженьком по бересте царапают, как будто поле вспахивают. Приду домой, папеньке с маменькой загадку про письмо загадаю – пусть догадаются, что мы на уроке делали. Пять волов одной сохой пашут.
Учитель: закончили упражнение в письме? Вы будете учиться читать по книгам «Букварь», «Часослов», «Псалтирь». Книги надобно беречь, читать с почтением и аккуратностью.
Сатлейкин :А я слышал, что про книги иногда говорят: «Прочитал от доски до доски». Как это?
Учитель: Ну-ка, кто на этот вопрос ответит? У нас Николка уже всю азбуку одолел. Сможешь ли, Николай, ответить?
Ружилов: издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски» значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.
Кирий: Сколько ты, Николка, знаешь!
Ружилов: да вовсе и немного. Только азбуку выучил. Низкий поклон (Николка кланяется) учителю нашему за науку.
Трек 4. Школа Древней Руси (на уход детей со сцены)
Учитель: Прошло много столетий. И книга стала неотъемлемой часть в жизни каждого из нас. Мы восхищаемся произведениями великих поэтов и писателей, чьи произведения читаем в книгах, бережно перелистывая страницы. Но как бы жили мы без книг? Об этом нам расскажут ребята 1 А класса, прочитав стихотворение Сергея Владимировича Михалкова.
Трек 5. Выход 1а на Михалкова
(музыка только на выход детей на сцену, далее музыку уводим)
Мы дружны
с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных
добрых сказок
До веселых повестей?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за
книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет твоей
любимой книжки -
"Чипполино", например,
И сбежали,
как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя
себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой,
книге честной,
Пусть немного
в ней страниц,
В целом мире,
как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
"Тихий Дон" и
"Дон Кихот"!
Слава нашей
книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
Учитель: а сейчас прозвучит забавная песенка про Азбуку, в исполнении 1 А и 1 Б классов. Приглашаем их на сцену.
Трек 6. Выход детей на песню Веселая азбука
Трек 7. Песня Веселая азбука
Дети после песни остаются на сцене и присоединяется учитель
Учитель: ребята, давайте проверим, как хорошо вы знаете Азбуку. Поиграем?
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
1) Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
2) На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран. (банан)
3) Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.
4) На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
5) Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей)
6) Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда – сюда.
7) Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
8) Старый дедушка Пахом
На козе (коне) скакал верхом.
9) Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
10) Не учил уроки, а играл в футбол.
Оттого в тетрадке появился гол (кол).
Трек 8. Уход всех детей со сцены
Основная часть детей уходит в зал, остальные – за кулисы
Учитель: Школьные будни – это не только уроки. Но и перемены, прогулки, игры и кружки. Наша вокально-эстрадная студия «Юла» приготовила подарок для сегодняшнего праздника. Встречаем, песня «Солнышко».
Трек 9. Светит солнышко с уходом!
Поет эстрадная группа «Юла».
После поклона дети уходят в зал под окончание (уход) трека 9
Игра в зале. Ребусы.
Работает экран
Учитель: Наш праздник подходит к завершению. Теперь ребята с гордостью могут сказать, что они освоили аз да буки. Впереди их ждут науки! В завершении нашего праздника прозвучит гимн нашей школы, в исполнении первых классов.
Трек 10. Выход на гимн.
Дети выходят из зала на сцену
Трек 11. Гимн школы
Дети остаются на сцене
Учитель: Слово предоставляется директору школы
Трек 12. Выход директора
Слово директора.
Директор или учитель говорят о вручении детям подарков
Трек 13. Вручение подарков
Детям на сцене вручают подарки под музыку.
Учитель: Спасибо всем за внимание.
Трек 13 еще раз на уход со сцены всех детей