Программа по дополнительному образованию "Третий звонок"

 

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

«Школа Станиславского, по свидетельству Вахтангова, имеет своей целью «воспитание» в учениках тех способностей и свойств, которые дадут возможность освободить плененную штампами и предрассудками творческую индивидуальность ученика. Освобождение и раскрытие индивидуальности, — вот в чем должна заключаться задача театральной школы. Театральная школа должна расчистить дорогу творческим возможностям ученика, — двигаться же по этой дороге он сам начнет; научить этому нельзя». Одна из задач современной школьного театра – вовлечение ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся. Современное общество стремительно развивается, и школа не может существовать обособленно в этом мире. В современных условиях системы образования учитель уже не является только носителем информации. Время требует от педагога и ученика новых компетенций. У школьного учителя возникает необходимость в получении других специальностей, среди которых обязательно должны быть те, которые связаны с социальной педагогикой и творчеством. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это очевидная потребность развития современной системы образования, которая переходит от второстепенного присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Программа способствует развитию личности, соответствующей требованиям современного времени: самостоятельно мыслящей, умеющей нестандартно решать проблемы, социально активной, творческой, со сформированным здоровым образом жизни.

Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.

Программа даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Новизна заключается в том, что в ней более детально, подробно рассматриваются и прорабатываются основные элементы работы актера на сцене (актерское мастерство, сценическая речь, ритмопластика и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Третий звонок"89.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №14 г. Тайшета

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ

№ 14 г.Тайшета ____ Лапцевич Е.Н.

Приказ № _____

от « _____» ___________________ г.

Дополнительная общеразвивающая программа художественнной направленности по школьному театру

«Третий звонок»

Адресат программы: обучающиеся 7 - 18 лет

Срок реализации: 2 года

Уровень: базовый

Разработчик программы:

Петрова Д. С.

Тайшет, 2025 год

Дополнительная общеразвивающая программа «Третий звонок» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года.
  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 26 января 2022 года № 55-71-мр «Об утверждении регламента проведения общественной экспертизы по установлению соответствия дополнительных общеобразовательных программ требованиям законодательства Российской Федерации»
  • Положением о дополнительной общеразвивающей программе МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета.

1.Пояснительная записка.

  • Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – школьный театр. Творческий коллектив.

  • Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.

  • Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

«Школа Станиславского, по свидетельству Вахтангова, имеет своей целью «воспитание» в учениках тех способностей и свойств, которые дадут возможность освободить плененную штампами и предрассудками творческую индивидуальность ученика. Освобождение и раскрытие индивидуальности, — вот в чем должна заключаться задача театральной школы. Театральная школа должна расчистить дорогу творческим возможностям ученика, — двигаться же по этой дороге он сам начнет; научить этому нельзя». Одна из задач современной школьного театра – вовлечение ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный и своеобразный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, обучение школьников этому языку, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся. Современное общество стремительно развивается, и школа не может существовать обособленно в этом мире. В современных условиях системы образования учитель уже не является только носителем информации. Время требует от педагога и ученика новых компетенций. У школьного учителя возникает необходимость в получении других специальностей, среди которых обязательно должны быть те, которые связаны с социальной педагогикой и творчеством. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это очевидная потребность развития современной системы образования, которая переходит от второстепенного присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Программа способствует развитию личности, соответствующей требованиям современного времени: самостоятельно мыслящей, умеющей нестандартно решать проблемы, социально активной, творческой, со сформированным здоровым образом жизни.

Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.

Программа даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Новизна заключается в том, что в ней более детально, подробно рассматриваются и прорабатываются основные элементы работы актера на сцене (актерское мастерство, сценическая речь, ритмопластика и т.д.

  • Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:

Цель: Развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.

Задачи:

Личностные задачи: формировать художественно-эстетический вкус; развивать навыки сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;

развивать устойчивость интереса к актерскому творчеству.

Метапредметные задачи: формировать адекватную самооценку и самоконтроль творческих достижений; развивать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; развивать способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развивать познавательные способности.

Предметные задачи: научить взаимодействовать на сценической площадке с партнерами, работать с воображаемым предметом.

Адресат программы: программа рассчитана на школьников 7 – 18 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.

Объем программы - 136 часов в первый год обучения и 136 часов во второй год.

Программа рассчитана на 4,5 ч. в неделю, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 ч. (1 группа) и 2 ч. (2 группа).

  1. Срок освоения программы

Количество детей в группе – до 20 человек. Рекомендуемый возраст детей от 7-18 лет, группы могут быть разновозрастными.

Уровень подготовки вновь пришедших воспитанников при приеме в группу, следующий:

  • дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного чтения;
  • должны знать основы быстрого запоминания

Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения.

Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий, проводятся групповые занятия (количество детей в группе 5 человек), а также индивидуальные консультации.

Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, грим, парики.

  • Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:

Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.

Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

- Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности:

Требования к уровню подготовки учащихся

ЗНАЕТ:

  1. Что такое театр.
  2. Чем отличается театр от других видов искусств.
  3. С чего зародился театр.
  4. Какие виды театров существуют.
  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
  6. Что такое выразительные средства.
  7. Фрагмент как составная часть сюжета.
  8. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

  1. Об элементарных технических средствах сцены.
  2. Об оформлении сцены.
  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
  4. О рождении сюжета произведения.
  5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
  6. О сверхзадаче и морали в произведении.

УМЕЕТ:

  1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.
  2. Образно мыслить.
  3. Концентрировать внимание.
  4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
  5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
  6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
  7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
  8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

  1. Общения с партнером (одноклассниками).
  2. Элементарного актёрского мастерства.
  3. Образного восприятия окружающего мира.
  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
  5. Коллективного творчества.
  6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
  7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
  8. Анализировать последовательность поступков.
  9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты:

будет сформирован художественно-эстетический вкус;

будут развиты навыки сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;

будет развита устойчивость интереса к актерскому творчеству.

Метапредметные результаты:

будут сформированы адекватная самооценка и самоконтроль творческих достижений;

будет развито умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

будет развита способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

будут развиты познавательные способности.

Предметные результаты:

будут обучены технике речи и актерскому мастерству, сценическому движению.

будут сформированы основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;

будут знакомы с упражнениями и тренингами, приемами раскрепощения и органического существования;

будут взаимодействовать на сценической площадке с партнерами, работать с воображаемым предметом

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.

Система поощрений:

  • благодарственные письма кружковцам и их родителям;
  • дипломы за актерское мастерство;
  • творческие поездки на смотры, праздники для детей с ОВЗ, детей дошкольных образовательных учреждений

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

все

го

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.

4

4

Фронтальная (групповая)

Беседа

Театральное искусство России. Виды театров.

2

2

Фронтальная (групповая)

Презентация; беседа

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

2

2

Фронтальная (групповая)

Беседа

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

5

5

Фронтальная (групповая)

Практика

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.

8

4

4

Фронтальная (групповая)

Практика

2

Раздел 2 «Театральная игра»

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческого восприятия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

4

4

Фронтальная (групповая)

Общение

Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

Упражнения на развитие воображения.

7

7

Фронтальная (групповая)

Практика

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств;

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

7

7

Фронтальная (групповая)

Практика, общение

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

3

3

Фронтальная (групповая)

Игра

3

Раздел 3 «Ритмопластика»

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

14

14

Фронтальная (групповая)

Практика

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

8

8

Фронтальная (групповая)

Практика в форме игры

4

Раздел 4 «Культура и техника речи»

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

4

4

Фронтальная (групповая)

Беседа

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;

форма общения – приспособление;

непрерывность общения;

совокупность всех элементов общения.

8

4

4

Фронтальная (групповая)

Практика

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

8

4

4

Фронтальная (групповая)

Беседа

Словесные игры. Пластические импровизации.

2

2

Фронтальная (групповая)

Игра

5

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

Многообразие выразительных средств в театре:

драматургия;

декорация;

костюм;

свет;

музыкальное оформление;

шумовое оформление.

(Создание декоративно-художественного оформления).

13

4

9

Фронтальная (групповая)

Творческая деятельность

6

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

Работа над спектаклем:

как создается спектакль;

знакомство со сценарием;

характеры и костюмы;

чтение по ролям,

работа над дикцией;

разучивание ролей;

вхождение в образ;

исполнение роли;

создание афиши и программки;

музыкальное оформление.

11

5

6

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

Развиваем актерское мастерство. Репетиция.

10

10

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

на районном смотре.

6

6

Фронтальная (групповая)

Спектакль

7

Раздел 7 «Подведение итогов»

Мероприятие, посвященное международному дню театра.

4

4

Фронтальная (групповая)

Выступление

Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

4

4

Фронтальная (групповая)

Творческий отчет

Оформление страниц «Летописи школьного театра».

2

2

Фронтальная (групповая)

Летопись школьного театра

Итого часов

136

Второй год обучения

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов

10

5

5

2

Беспредметный этюд

8

3

5

3

Работа над образом. Сказочные гримы

8

1

7

4

Мимика. «Немое кино»

8

4

5

Знакомство с произведением Дж.Родарри.

2

6

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения

6

3

3

7

Репетиция эпизодов спектакля

10

3

7

8

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением.

9

2

7

9

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

3

1

2

10

Сочинение - рассуждение по выбранной пословице

1

1

11

Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!»

4

1

3

12

День пантомимы

2

13

Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра.

7

1

6

14

Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).

6

1

5

15

Постановка пальчикового кукольного театра дл показа в начальной школе

8

1

7

16

Репетиция

6

6

17

Генеральная репетиция

7

7

18

Создание сценических этюдов.

8

4

4

19

Изготовление декораций

8

8

20

Круглый стол «Азбука общения»

4

4

21

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики )

4

4

22

«Капустник»

4

4

23

Анализ работы за год

3

1

2

Итого часов

136

  1. Содержание программы.

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
  • создание совместно с детьми экскизов, декораций и костюмов;
  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
  • репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпо-ритма спектакля;
  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
  • премьера спектакля;
  • повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

  1. Календарный учебный график.

2 года обучения, 272 часа.

Теоретически-познавательный – 26 часов;

Актерское мастерство (сценическое движение, сценическая речь) – 44 часа;

Тренинго-развивающий (этюды, игры) –24 часа;

Театральная игра - 42 часа;

Работа над спектаклем - 74 часа;

Основы театральной культуры - 42 часа;

Подведение итогов - 20 часов.

5. Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной программы.

I. «Методическое сопровождение программы»

  • Методические материалы:
  • пособия (см. Список литературы),
  • справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
  • дидактический материал (сценарный отдел).

  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

  • Условия достижения наилучшего результата:

Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

  • Необходимое оборудование и реквизит:

  • Кабинет детских инициатив;

- Техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);

- Актовый зал (импровизированная сцена);

  • Видеоматериалы, аудиоматериалы;

- Дидактические пособия;

- флажки, платочки, ленточки, веночки;

- театр петрушек (1-2 куклы (петрушка, бабушка, дедушка и др., театр игрушек - фигурок);

- костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций;

- ширмы, ограждения, декорации;

- Банеры. (весна, лето, осень, зима, лес, дом);

- пальчиковый театр - 2 вида (вязанный на всю длину пальца ребенка и картонный с прорезями для пальцев);

- куклы би-ба-бо (образы людей, животных);

- фланелеграф с набором персонажей и декораций (театр картинок).

  • Методические разработки по темам программы (см. Приложение).

  • План и методика ведения воспитательной работы в объединении:

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений, неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

- Рефлексия

Принципиальное значение имеет проведение экспресс-рефлексии после каждого занятия или по итогам нескольких занятий. Самоанализ своей деятельности воспитывает у детей чувство ответственности за выполненную работу, и в случае успеха или неудачи они приобретают навык искать причины в самом себе. Подводя итог своей работы, ребята высказываются – что понравилось, что нового узнал, чему научился, что не получилось, над чем нужно еще поработать, что чувствовал во время игры или тренинга, сравнивая свои ожидания до занятия и реальные результаты, как изменились ощущения и т.п. Обязательно надо выслушать каждого ребёнка! Уважительно относиться к мнению и чувствам выступающего. Нельзя перебивать и критиковать выступающего во время сообщения. В конце обсуждения можно попросить участников назвать те эмоции и ощущения, которые были неприятны, пусть они «выбросят» их в центр круга, где горит воображаемый костёр. Эмоции не осуждаются! Попросите обучающихся оценить свою искренность, открытость или вовлеченность, показав на пальцах оценку от 1 до 10. Правила проведения таких бесед определяются заранее. Время и формат выступления устанавливает руководитель школьного театра. В заключение беседы педагог подводит итог и на позитивной ноте прощается с обучающимися. Такие беседы предполагают высокую степень эмоциональной открытости детей, а значит – и высокую степень уязвимости. Для взрослого человека, прежде всего, это огромная ответственность перед детьми. Каждый промах педагога может нанести ребенку серьезную психологическую травму, последствия которой непредсказуемы. Основной принцип руководителя школьного театра – «не навреди!». Необходимо помочь ребятам поверить в себя, избавиться от существующих комплексов. Вариант обратной связи важен и педагогу, и обучающимся. Педагог, получая информацию, может скорректировать план дальнейшей работы, уделить больше внимания моментам, которые не получаются у школьников, пересмотреть этапы и формат проведения занятий. Школьник, проговаривая итоги занятия, проводит самоанализ и начинает задумываться, что нужно сделать, чтобы получить лучший результат.

Развитие навыков самоанализа: 1. формирует в обучающихся верные представления об уровне своих возможностей; 2. способствует формированию критического отношения к полученным результатам, активизации мыслительных процессов; 3. развивает логическое мышление; 4. учит быть собранным в мыслях, целенаправленным. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием объективных оценок со стороны окружающих, прежде всего, педагога, ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности. Задача педагога состоит в умении научить ребят раскрывать свои лучшие стороны и уметь о них рассказать.

  • Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий

II. «Диагностические материалы»

  • Формы аттестации/контроля:
  • собеседование, беседа;
  • игровые задания для определение уровня практических умений и теоретических знаний;
  • отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
  • презентация, творческий отчет.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.

  • Оценочные материалы:

- пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см. Приложение № 1.

III. «Дидактические материалы»:

  • тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
  • материалы диагностических и обучающих игр;
  • видео-презентации, электронные презентации.

Приложение № 1

Нормативно- правовые основы осуществления дополнительного образования детей и внеурочной деятельности

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; №1 18 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 17. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

Приложение № 2

Свод правил школьного театра

Устав – документ, который будет отражать всю совокупность нормативных и поведенческих правил, задач, регламентирующих порядок работы детского и юношеского творческого коллектива с его отличительной спецификой деятельности, включая систему взаимоотношений внутри коллектива и самого коллектива с внешним миром, детали, имеющие принципиальное значение для успешного проведения обучения. Устав школьного театра или театрального объединения должен быть «живым», он не может существовать в вакууме. Рекомендуется прописать устав так, чтобы он вдохновлял, воодушевлял детей, побуждал их гордиться своей причастностью к большому и важному делу, которым они занимаются. Важно, чтобы была мотивация соблюдать правила. Нужно заранее договориться, какие будут поощрения или последствия. Правила и последствия позволяют показать, что все ученики равны. Мотивацией к соблюдению правил может стать следующее – вербальная похвала, определенный жест, разговор на интересующую тему; в конце занятия совместное чаепитие, коллективное прочтение и обсуждение интересного произведения, экскурсия; накопительные поощрительные бонусы/смайлики, которые потом можно обменять на приз. Каждый руководитель должен знать – нарушение правил не связано с отношением к ребенку! Свод правил школьного театра нужно составить всем участникам вместе, откорректировать, распечатать и разместить на видном месте. Такой документ должен стать своего рода эталонной инструкцией для всех участников школьного театра: педагогов, обучающихся и их родителей. Борис Евгеньевич Захава – замечательный режиссер и актер, педагог, народный артист СССР, профессор, доктор искусствоведения, являлся одним из основоположников Вахтанговского театра и в течение полувека руководил Щукинской театральной школой, в своей книге «Вахтангов и его студия» посвятил целую главу правилам поведения учеников Вахтанговской театральной студии. Надо отметить, что учениками были взрослые люди, а студия начала свое существование в 1913 году. СВОД ПРАВИЛ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА ПРИЛОЖЕНИЕ №2 19 Фрагмент главы из книги Бориса Евгеньевича Захавы «Вахтангов и его студия» «ТРЕБОВАНИЯ «СТУДИЙНОГО ТАКТА» «…Исключительно требовательным был Вахтангов в области студийной дисциплины, порядка и добросовестного отношения к своему делу. Он не выносил того вульгарного и самоуверенного тона, который отличал учеников тогдашних драматических школ. Деликатность и скромность он считал обязательным качеством учеников своей Студии. Он не мог видеть у себя тех накрашенных девиц с папироской в зубах и с «челкой» на лбу, которые наполняли собою учебно-театральные заведения того времени. «Художник, должен быть художником во всем, — говорил Вахтангов, – высокий аристократический вкус есть непременное качество всякого художника». Этот вкус Вахтангов воспитывал в своих учениках, и он проявлялся во всем, начиная с манеры поведения, заканчивая костюмом. Каждый ученик Вахтангова должен был усвоить ряд правил, которые Вахтангов называл требованиями «студийного такта». Сюда относилось: вежливость в обращении (как с товарищами, так и с посторонними людьми), скромность в отношении личной жизни (как своей собственной, так и своих товарищей), уменье вести себя во время работы (репетиции или урока) так, чтобы не мешать, а помогать (своим вниманием и добрым расположением) товарищам, занятым работой, максимальная скромность (как за себя, так и за Студию в целом) среди посторонних Студии людей, отсутствие легкомыслия, такт и осторожность в критике художественной работы товарищей и т. д. и т. д. От каждого студийца Вахтангов требовал заботливого и бережного отношения к имуществу Студии. Заботу о поддержании чистоты и порядка в помещении Студии он также считал непременной обязанностью каждого студийца. Он требовал особого отношения со стороны каждого студийца к сцене как к месту, предназначенному исключительно для работы и творчества. Находиться на сцене без надобности строжайше воспрещалось. Однажды Вахтангов пришел в неописуемый гнев, когда один из учеников позволил себе, находясь на сцене, разговаривать с ним, заложив руки в карманы. Особые требования предъявлял Евгений Богратионович к тем студийцам, которые были поставлены во главе административного управления Студией. Следуя в этом отношении учению Л. А. Сулержицкого, Вахтангов требовал от каждого студийца, призванного к управлению Студией, чтобы он помнил о том, что он принял «не власть, а служение». «Часто тот, кто призван к управлению другими людьми, — говорил он словами Сулержицкого, — и сам не успевает заметить, как он из служителя идеи превращается в урядника». Того, кто любит ответственное положение преимущественно ради удовольствия держать других людей в подчинении себе, Вахтангов рекомендовал лучше совсем не ставить в столь опасное (в этическом отношении) положение»

Приложение № 3

Игры на знакомство

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Игры на знакомство позволяют создать из собравшихся незнакомых (или знакомых) ребят коллектив, помогают детям перестать стесняться. Руководитель студии заинтересован в том, чтобы и он, и дети не только узнали имена, но, и чтобы у них зародился интерес друг к другу, сформировалась дружественная, доброжелательная атмосфера.

СНЕЖНЫЙ КОМ Играющие сидят в кругу. Руководитель первый называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д., пока очередь не дойдет до первого, который называет всех. Эту игру можно усложнять, добавляя к имени жест, гримасу или краткую характеристику, которая начинается на ту же букву, что и имя. СНЕЖНЫЙ КОМ С ЭПИТЕТАМИ Все то же самое, только, говоря свое имя, участник называет еще и эпитет на ту же букву, что и его имя (Лариса – ласковая, Шурик – шумный). Следующие по очереди перечисляют имена с эпитетами. В конце игры можно устроить «угадайку» и спрашивать у ребят: «Кто самый шумный? Кто ласковый?» и т.п.

О СЕБЕ В ТРЕХ СЛОВАХ Главное условие игры – нужно сказать о себе как можно «больше», но все должно «поместиться» в трех словах. Участник игры может назвать имя, где учится, чем любит заниматься, любимую еду или описать себя тремя словами. Можно выбрать любой вариант. Например, «Мария, танцы, чаепитие» или «Алексей, добрый, озорник». ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинает игру руководитель, он бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя и то, что он любит делать (например, «Я – Петя, я люблю петь»). После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Во втором раунде другие правила. Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Участник бросает мяч и называет имя и любимое занятие того человека, которому бросает мяч (например, «Это Лена, она любит танцевать»). Первый участник не опускает руку, иначе про него никто не скажет. А следующие участники опускают руку (опущенная рука – это знак, что участник уже поиграл). Второй раунд можно сделать проще – каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Варианты игры могут быть разные. Можно придумать любой другой жест, можно называть свои лучшие характеристики, любимую еду, любимый школьный предмет или, наоборот, назвать нелюбимый предмет, нелюбимое занятие и т.п. Следующие игры можно проводить на втором и последующих занятиях, когда участники уже знают имена друг друга.

МЯЧ ПО КРУГУ Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.

СЧЕТ В КРУГЕ Дети располагаются по кругу. Задание – не договариваясь, сосчитать по порядку, при этом каждое число должен называть только один человек. Если число произносят двое, счет начинается сначала. При этом детям нельзя устанавливать какую-либо очередность. Задание можно усложнить. Дети не располагаются по кругу, а хаотично ходят по залу или классу.

КОГО НЕТ? После представления каждого, гасится свет, и один человек покидает помещение. Оставшиеся должны угадать, кого нет, и назвать его имя.

ЛУЧШЕЕ О БЛИЖНЕМ Эта игра совершенно универсальна. Играть в нее хорошо в новом коллективе и в группе, в которой все знакомы; на первом занятии или на следующем для закрепления знакомства; с малышами или с ребятами постарше. Она не только знакомит, но и помогает создать добрую атмосферу в группе. Главное ее достоинство — она позволяет внимательно и с интересом посмотреть на другого. Можно любым способом разбить ребят на пары. Дать им 5 минут на то, чтобы они узнали, как можно больше интересных фактов друг о друге. Затем озвучить задание: за 1 минуту представить своего партнера как можно лучше и интереснее. Можно попросить придумать легенду: «Вам нужно рекомендовать нового члена в элитарный клуб», «Сделать выпуск телепередачи о супергерое» и пр.

Приложение № 4

Анкета участника школьного театра

1. Фамилия Имя, класс

2. Дата рождения.

3. Посещал(а) ли театр? Если «ДА», то сколько раз? (выбрать вариант ответа) а) нет; б) 1-2 раза; в) менее 5 раз; г) от 5 до 10 раз; д) более 10 раз.

4. Что нравится, что привлекает в театре?

5. С кем посещаешь или с кем хотел(а) бы посещать театр?

6. Почему решил(а) заниматься в школьном театре?

7. Какие ожидания от занятий в школьном театре?

Приложение № 5

Алгоритм создания театральной постановки

«Вахтангов любил самый процесс творческой работы, а не ее результат… Этому же он учил и своих учеников: «практический результат придет сам собой», — говорил Вахтангов, и его ученики не думали о «результате»: они целиком отдавались творческим радостям сегодняшней репетиции, сегодняшнего урока, сегодняшних исканий». Школьный театр – дело, требующее очень глубокого личностного участия. Первым важным этапом в создании спектакля является выбор пьесы, которая должна быть актуальна, понятна и интересна для всех участников спектакля. Нельзя забывать, что актеры – дети, которые только начинают свое знакомство с театральным искусством. Классика беспроигрышна и подходит для любого возраста. И в современном обществе могут возникнуть ситуации, в которые попадают герои Мольера, Гоголя, Островского, Чехова… Увлекательными, искренними получаются спектакли, где дети играют своих ровесников. Нельзя брать то, чего дети не понимают, что не соответствует их возрасту! Конкретно намеченная цель будет хорошим мотиватором для ребят. При определении материала первой работы рекомендуется опираться на «Вахтанговскую триаду»: время-автор-коллектив. То есть — почему именно в это время собираетесь ставить именно этого автора именно с этим коллективом. Процесс постановки спектакля начинается не с распределения текста между артистами. Прежде чем начать раздавать роли и репетировать сцены спектакля, руководитель школьного театра «презентует» учащимся сценарий будущей театральной постановки, «погружает» в события, растолковывает замысел и идею автора, знакомит с жанром, характерами персонажей, мотивацией поступков героев. Знакомит детей с историей произведения и биографией его автора. Если есть возможность, можно организовать просмотр театральных постановок по выбранному произведению в театре или предложить дома посмотреть телеспектакль. После знакомства с произведением и просмотра спектакля, рекомендуется всем участникам вслух почитать отрывки, подготовленные заранее руководителем, и провести обсуждение, высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения. Во время обсуждения произведения выявляется мировоззрение участников, проявляется собственная позиция по отношению к разным конфликтным вопросам и проблемным ситуациям, происходит пересмотр и формирование новых убеждений. Самое сложное для руководителя состоит в том, чтобы научить ребят видеть то, что стоит за текстом. Одновременно с этим выбирается тема, созвучная со сценами выбранного спектакля. Ничего не разъясняя, руководитель предлагает детям показать зарисовки из этой темы, как они это понимают. Этюд – это территория выбора детей, их фантазии, их свободы (но этому надо сначала научить, объяснить). Задача руководителя – следить, чтобы творчество детей оставалось в рамках приличия и в пределах театрального искусства (не скатывалось на уровень стендап-шоу). Для педагога очень важна эта подготовительная работа. Наблюдая за обсуждением, руководитель «примеряет» на участников их роли. Следующий этап. Поделить пьесу на эпизоды, раздать роли детям и организовать творческий пересказ этих эпизодов. Можно попробовать представить отдельные эпизоды в форме этюдов. При подборе исполнителей ролей в спектакле и организаторов театрального представления в школе, необходимо открыто объяснять детям причину данного выбора. Не скрывать от ребенка его сегодняшнюю данность как актера или организатора, но в свою очередь, показывать те возможности, которые могут быть открыты именно им на предложенном месте. Безусловно, делать это нужно серьезно и максимально тактично. Каждому ребенку необходимо понимать, как именно его личностные качества соотносятся с выполняемыми функциями, и осознавать важность его работы в общем деле. В этом случае внешне незначительная работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. Помочь ребенку найти свое место в структуре школьного театра и сделать его весомым в глазах коллектива – один из способов ухода от конфликта и обид. Перед педагогом стоит важная задача – при распределении ролей в предстоящем спектакле необходимо занять всех желающих, причем так, чтобы каждый чувствовал себя нужным и мог проявить себя на сцене. Поэтому каждому желающему нужна пусть маленькая, но интересная роль, а не просто минутный выход «в массовке». Для решения этой задачи существует два пути: использовать для постановки подходящее произведение, добавив и сократив какие-то роли, или сделать распределение «на два состава». Не надо бояться двойных-тройных составов (когда на одну роль утверждаются два-три ребенка). Это может быть необходимо не только в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации. Текучка кадров в школьном театре может серьезно порушить далекоидущие планы, если сильно понадеяться на участие конкретных ребят. На уход школьников из школьного театра может повлиять множество внешних факторов: неожиданное изменение самочувствия, смена места жительства или расписания, появление репетиторов, факультативов для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ и пр. При распределении ролей на два-три состава важно помнить: в школьном театре не должно быть «первого» состава и «запасного» – все составы равнозначны, а играющие одну роль – не конкуренты, а союзники, каждый со своим видением, помогающие друг другу в создании образа! Все актеры студии имеют право на выход на сцену, все имеют право на свое индивидуальное прочтение роли, каждый из них привыкает к возможной вариативности действий на сцене, таким образом снижается риск «звездной» болезни. И главное – все составы ОБЯЗАНЫ получить право сыграть спектакль для зрителя! Постановка спектакля привлекает к работе не только учащихся-актеров. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии или к новым технологиям. Школьный театр дает возможность каждому ребенку попробовать себя в разных профессиях, почувствовать себя начинающим актером, помощником режиссера, декоратором, музыкантом, костюмером, стилистом, гримером, фотографом, оператором, аниматором и др. После определения мизансцен, совместно с детьми, создаются эскизы декораций, костюмов, афиш, программки, пригласительные билеты. Для их изготовления можно привлекать родителей и педагогов соответствующих дисциплин. Руководитель назначает ответственных за смену декораций и реквизита на сцене во время спектакля, за световое и звуковое оформление. Важные действующие лица – это видео и фотооператоры, которые ведут летопись создания спектакля с первых дней и до ее премьерного показа. Также надо подумать об ответственных в зрительном зале, которые будут встречать зрителей, раздавать программки и приглашать занять места. Заранее нужно подумать о рассадке в зрительном зале. Первые ряды оставить для маленьких зрителей, последующие ряды закрепить за определенными классами (мож- 24 но отметить стикерами с номером и литерой класса). Также не забудьте пригласить учителей, родителей, бабушек, дедушек, друзей. Самый сложный и ответственный этап – репетиционный процесс. «Самый скромный профессионал, репетируя, трудится, не жалея сил. Лишь тогда и мускулы наши, и сознание получают нужную тренировку. Кстати, слово «репетиция» происходит от французского «гeрeter» — «повторять». Поэтому не ленитесь повторять все по многу раз, если нужно — «до упаду». Выработайте в себе привычку рваться на сцену, даже если задание трудное или вы не знаете, что вас ждет» (Ю. Молчанов «Первые уроки театра»). Отдельное место занимает поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Важна работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Немаловажным является закрепление отдельных мизансцен и работа над эпизодами, уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Использование светового оборудования, уместность декораций, реквизита, звуков на сцене… Это далеко не полный перечень повседневных забот руководителя школьного театра. Определив идею и сквозную линию спектакля, начинается работа над ролью. Создать образ, постараться понять логику действий, поступков, мыслей героя, «вжиться» и почувствовать своего героя – для юных актеров эта задача не из легких. Важна репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением, а также репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Это позволит уточнить темпоритм спектакля. После определения всех ответственных назначается день для генеральной репетиции. Генеральная репетиция должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. На генеральной репетиции не должно быть заминок, остановок, переговоров. Если актер где-то ошибся, пусть не останавливается, а импровизирует, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. После репетиции необходимы комментарии руководителя. Перед показом ничего нельзя кардинально менять, можно только постараться доработать. «Выходя на сцену, нельзя позволить себе роскошь испугаться. Прием для этого простой: я говорю себе, что не на меня смотрят зрители, а я смотрю на них! Задача? Заставить всех себя слушать. Этого я добиваюсь уже на ходу — гляжу, кто в зале особенно шумит. Но делаю это вежливо: ведь я ведущая концерта, то есть гостеприимная хозяйка. Иду небольшими шагами, чтобы не отвлекать ими публику, не слишком размахивая руками. Остановилась. Можно ли сразу говорить? Ведь у зрителей еще в глазах моя движущаяся фигура. Смотрю в углы, где особенно неспокойно. Строго, но не слишком, чтобы меня не подняли на смех. Лучше с иронией отнестись к любому беспорядку в зале — быстрее затихнут. Затихли. Объявляю (слушайте, какие я буду ставить знаки препинания)… Запомните: автор идет впереди заглавия, имя — впереди фамилии. Фамилия впереди — годится только для списков, а в обществе это неприлично. Вы же не скажете: «Толстой Лев или Михалков Сергей»! Как я говорю? Прежде всего, чтобы все слышали. Четко: дикция — вежливость актера. Громко, но не слишком: голос — тонкое орудие, и к нему всегда надо относиться бережно. Не кричу, а, как у нас говорят, «посылаю» слово в последние ряды. Говорю неторопливо, приветливо и строго. Объявила. Ни в коем случае не ухожу сразу. Этим я сотру сказанное, как пальцем можно смазать невысохшие чернила. Спокойно оглядываю зрителей — все ли слышали? И только после этого удаляюсь, также нескорым, легким шагом — по сцене нельзя ходить тяжело. Уходя, снимаю с себя внимание или, уступив дорогу другому человеку, переношу интерес зрителей на него. Ухожу далеко в кулису, чтобы ни с одного стула в зале меня не было видно» (Ю Молчанов «Первые уроки театра»). И самое главное – школьный театр не должен копировать «взрослые театры». Любое стремление школьного театра изобразить из себя театр профессиональный ведет к антипедагогическому результату. Дети перестают быть детьми, теряют тот живой творческий потенциал, которым так щедро наградила природа любого ребенка, превращаются в подражателей, становятся похожими на механических кукол, которых можно включить и выключить по необходимости. Важным условием в школьном театре, так же, как и в профессиональном, является работа в коллективе, ответственность за то дело, которое выполняет лично каждый. И тогда каждый ребенок почувствует себя нужным и значимым вне зависимости от того, выходит он на сцену как главный герой трагедии или рассаживает малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли. Постановка спектакля – это результат общих стараний и усилий! Пусть не принято в профессиональных театрах, а в школьном театре необходимо и очень важно в конце спектакля поблагодарить всех, кто трудился над созданием праздника – администраторов, организаторов, гримеров, костюмеров, художников, работников сцены, режиссера, актеров. Даже если представление всех участников будет затянутым, имя каждого участника, кто создал театр в школе, должно быть объявлено публично! И каждый причастный с трепетом и радостью должен услышать: «Сегодняшний спектакль школьного театра «название» для вас подготовили (перечисляются все участники, кроме артистов) и сыграли (артисты), режиссер спектакля «ФИО». Сразу после показа необходимо провести обсуждение со всеми участниками, подвести итоги о проделанной работе

Рекомендуемый репертуар

1. «О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»

2. «Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».

3. «Сапфиры принцесс» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

4. «Святочный калейдоскоп» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

5. «Венок из мертвых цветов» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

6. «Волшебник Изумрудного города» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»

7. «Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»

8. «Волшебные часы» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»

9. Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал краше не было бала» из сборника «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.Учитель,2004г

6. Список использованной литературы

  • Основной:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
  5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
  6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
  7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
  11. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. [Текст] / Записаны заслуж. артисткой РСФСР К.Е. Антаровой ; [Общ. ред. и вступ. статья, с. 3-20, Ю. С. Калашникова]; Всерос. театр. о-во. – 3-е изд., испр. и доп. – М., «Искусство», 1952.
  12. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: «Первое сентября», 2002.
  13. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – Ивантеевка, 1994.
  14. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. – М., «Типография «Наука», 2010.
  15. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М., «Просвещение», 1973.
  16. Каргина З.А. Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной программы. – М., 2017.
  17. Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! – М., NAVONA, 2017.
  18. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра – М., «Просвещение», 1986.
  19. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., Издательство Юрайт, 2016.
  20. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. – М., «Искусство», 1957.
  21. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., «Искусство», 1954.
  22. Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей. М., 2015.
  23. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие / Под ред. М.П. Семакова. — 67е изд., — СПб., «Планета музыки», 2014.
  • Дополнительный:

- Рекомендуемый

1. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. [Текст] / Записаны заслуж. артисткой РСФСР К.Е. Антаровой; [Общ. ред. и вступ. статья, с. 3-20, Ю.С. Калашникова]; Всерос. театр. о-во. – 3-е изд., испр. и доп. – М., «Искусство», 1952.

2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2000.

3. В помощь художественной самодеятельности. Серия библиотечка – М., «Советская Россия», 1948-1990.

4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. – М., 1990.

5. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – Ивантеевка, 1994. 6. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия. – М., «Типография «Наука», 2010.

7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М., «Просвещение», 1973.

8. Каргина З.А. Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной программы. – М., 2017.

9. Корогодский З.Я., Первый год. Начало. – М., «Советская Россия», 1973.

10. Корогодский З.Я., Первый год. Продолжение. – М., «Советская Россия», 1974.

11. Любимцев П.Е. Вахтангов продолжается! – М., NAVONA, 2017.

12. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены) – М., «Просвещение», 1981.

13. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра – М., «Просвещение», 1986.

14. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М., Владос, 2001.

15. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. – М., «Искусство», 1957.

16. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., «Искусство», 1954.

17. Филатова М.Н. Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей. М., 2015.