"Путешествие в театр"
Цель занятия:
Развить интерес к театру, расширить представления о профессиях в театре и сценической речи через интерактивные и игровые формы работы. Результаты освоения детьми знаний о театре.
Задачи занятия
Образовательные:
- Узнать знания детей об основных понятиях театрального искусства (сцена, зрительный зал, актёр, режиссёр, декорации и др.).
- Расширить знания о профессиях в театре.
- Познакомить с правилами поведения в театре.
Развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику и дикцию через упражнения артикуляционной гимнастики.
- Развивать воображение, внимание, память и коммуникативные навыки.
- Формировать навыки выразительной речи и сценического присутствия.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к театральному искусству и труду людей театра.
- Формировать культуру поведения зрителя.
- Способствовать развитию творческой активности и уверенности в себе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Горковская средняя общеобразовательная школа"
Тема занятия: «Путешествие в театр»
для учащихся 2 и 3 классов
Составила: педагог
дополнительного образования
Мединская М.И.
с. Горки 2024 г
Цель занятия:
Развить интерес к театру, расширить представления о профессиях в театре и сценической речи через интерактивные и игровые формы работы. Результаты освоения детьми знаний о театре.
Задачи занятия
Образовательные:
- Узнать знания детей об основных понятиях театрального искусства (сцена, зрительный зал, актёр, режиссёр, декорации и др.).
- Расширить знания о профессиях в театре.
- Познакомить с правилами поведения в театре.
Развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику и дикцию через упражнения артикуляционной гимнастики.
- Развивать воображение, внимание, память и коммуникативные навыки.
- Формировать навыки выразительной речи и сценического присутствия.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к театральному искусству и труду людей театра.
- Формировать культуру поведения зрителя.
- Способствовать развитию творческой активности и уверенности в себе.
Форма проведения:
Игровое, интерактивное занятие-путешествие с элементами викторины, артикуляционной гимнастики, мини-сценок и творческих заданий.
Педагог: здравствуйте всем!
Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся со всеми, но так как мы с вами настоящие актеры, мы занимаемся с вами уже 2 год, поэтому будем здороваться по-особенному! Я скажу вам каждому свою интонацию и таким образом мы поприветствуем друг друга. Слова приветствия каждый из вас скажет в заданной мною интонации.
дрожащий
грустным
веселым
робкий - неуверенным
устрашающий
уверенный
задумчивым
шепотом
задумчивым
с одышкой
- Молодцы!
Наше занятие называется «Путешествие в театр». Ребята вы готовы отправиться в путешествие? Проверим ваши знания, пройдем испытания, узнаем что-то новое.
Отправляемся на первую станцию «Гимнастика лица».
Ребята, скажите перед как начать игру на сцене что должен сделать актер и с чего мы начинаем наше каждое занятие?
(ответы детей)
- Мы начинаем с артикуляционной гимнастики – эти упражнения необходимы для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика!
1) «Лягушка и слоник» - трубочкой вытягиваем, широко улыбнемся как лягушки.
2) Следующее упражнение «чистим зубы— язычком в одну сторону, в другую. Набрали в рот воды и сполоснули.
3) «Уколы»
4) - скороговорка: «Встретил в чаще...» от медленного до быстрого, потом от тихого до громкого.
Вторая станция «Разминка».
Далее у нас следует разминка на расслабление мышц для снятия физических и психологических зажимов на сцене. Покажем нашим гостям что мы умеем.
1) Шалтай-болтай (ноги на ширине плеч, тело как тесто) — замерли.
2) Следующее упражнение «Буратино и пьеро», когда произношу слово буратино, то мы напрягаем мышцы, а когда пьеро, то опускаем голову.
3) Следующее упражнение учит нас чувствовать сцену и скорость. Вообще в театре 10 скоростей, но мы дети - сделаем 5. На раз, два, три занимаем нулевые точечки по всей сцене, занимаем свободное пространство сцены.
- 0 нулевая скорость — замерли
- переключаемся на 1 скорость очень-очень медленную
- 2 скорость
- 3 скорость — спокойно ходим
- 4 скорость быстрым шагом ходим
- 5 скорость — бегаем.
Правило: не задевать друг друга.
- А сейчас добавляем актерское мастерство.
- Я называю любой предмет или любое животное. И вы выполняете на скорости, изображая то, что я скажу.
Все разные, не повторяем!
- Жирафы — на 3 скорости
- сосиски - на 2 скорости
- лягушки — на 1 скорости.
- ракеты — на 5 скорости.
- бургеры — на 0 скорости.
4) Звездочка!
Садимся в точечки! И насчет раз превращаемся в звездочки. (встали, руки наверх по сторонам, напрягаем тело)
- Расслабляем только кисти, локти, плечи, живот, ноги.
5) Упражнение на предлагаемые обстоятельства. Если на сцене ничего нет, а актеру нужно поверить. Ходим хаотично.
- Мы идем по тонкому льду
- Лед превратился в горячий песок.
- Стукнуло 40 градусов мороза
- Вы оказались на юге, вам стало жарко.
Стоп. Молодцы!
6) Следующее Упражнение на внимание – встали красиво и бежим на месте, улыбаемся. При слове бревно – мы прыгаем, ветка – сели на корточки, собака- лаем, камень справа- наклоняемся налево, камень слева – наклоняемся направо).
7) Пасть льва — 3,4 вытянули язык, сброс - фырканье)
8)«Скажите фразу: «Завтра выходной».
С разной интонацией – все вместе!
С удивлением
Строго
вежливо
просяще
весело
грустно
равнодушно
зло
испуганно
удивленно
Молодцы!
9) Тренинг на фантазию — даю 30 секунд, нужно изобразить свою первую букву имени. На раз, два, три...
Отправляемся на третью станцию «Викторина».
- Что такое театр? (место для зрелищ)
Да, театр в переводе с греческого - место, где собираются чтобы посмотреть - зрелище.
- Ребята, скажите, пожалуйста, с чего начинается театр? (с вешалки). Так сказал известный режиссер Константин Сергеевич Станиславский.
- А кто создает это удивительный, волнующий, незабываемый праздник, представление?
(ответы детей - артисты, режиссер, осветитель, декоратор, гример).
- исполнитель ролей в театральных представлениях (актер)
- Работник театра, подсказывающий актеру слова. (суфлер)
- Объявление о предстоящем спектакле (афиша)
- Краткий перерыв между отделениями спектакля (антракт)
- Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты)
- Специальная площадка, на которой происходит театральное представление (сцена)
- Изображение актером на сцене действующего лица пьесы (роль)
- Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой (балет)
- Какие театры бывают? (кукольный, оперетта, оперы, балета и др)
- Ребята, а какая страна, государство является Родиной театра?
(Древняя Греция)
- Как вы думаете, почему символами театра являются маски с разными эмоциями? (актеры играют героев, у которых разное настроение)
- По мифологии театру покровительствовали 2 музы, кто они? Они являются символом театра.
(Талия — муза комедии и Мельпомена — муза трагедии).
Четвертая станция «Стоп, ошибка»
Я буду сознательно допускать ошибки, а вы должны меня поправлять и говорить «стоп, ошибка», если вы ее заметите. Ваша задача — найти ошибки и исправить их.
1. Итак, вы собрались в театр. Вы причесаны, красиво и опрятно одеты, вышли из дома пораньше, чтобы не опоздать на представление.
2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе перед началом и во время спектакля. Именно для этого на номерках сделаны отверстия или привязаны веревочки. (Стоп, ошибка. Отверстие (или веревочка) сделано для того, чтобы вешать номерок на вешалку).
3. Пробираясь к своему месту в середине зала, повернитесь к сидящим зрителям спиной, а не лицом. Им будет гораздо приятнее видеть вашу спину, а не ваше хмурое лицо. (Стоп, ошибка. Проходя между рядами, надо поворачиваться к сидящим зрителям лицом).
4.Если вы уже сидите, а кому-либо необходимо пройти на свое место, не вздумайте вставать. Если каждый раз вставать, то к концу представления устанут ноги. (Стоп, ошибка. Пропуская другого зрителя, воспитанный человек встает).
5.Место, на котором вам следует сидеть, указано в билете. Но бывают ошибки — на одно место продают два билета. Спор и брань никогда не превращали одно кресла в два. Лучше всего, если дело уладит билетер, работник театра.
6.После того, как вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь это просто несправедливо — вы уже готовы, а представление.
(Стоп, ошибка. Хлопать перед началом спектакля неприлично).
7.Если тебе известно содержание спектакля, расскажи его своим соседям по ряду. (Стоп, ошибка. Разговором вы отвлекаете внимание зрителей от действия и лишаете их удовольствия от просмотра спектакля).
8.Вам понравилась игра актера — поаплодируйте ему. Вы согласны с важной мыслью, прозвучавшей со сцены — ваши аплодисменты скажут ему об этом. Только не хлопайте, когда все аплодисменты смолкли: вы привлечете всеобщее внимание, и вам будет неловко.
9.Долго сохранять неподвижность тела трудно, поэтому, побольше двигайтесь: часто поворачивайтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте локти соседей с подлокотников. (Стоп, ошибка. Все эти действия будут мешать зрителям).
10.Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните ее тогда, когда актер выйдет на сцену. (Стоп, ошибка. В зрительном зале есть что — либо неприлично, ведь для этого существует буфет).
11.Мороженое, принесенное в зал, — это лучший способ испортить себе костюм, а людям настроение.
Пятая станция – «Звуки»
По очереди каждый участник пробует имитировать звуки, издаваемые определенным предметом, а также звуки, сопровождающие явление природы или событие.
Скрипит дверь;
Завывает ветер;
Слышится топот коня;
Кукует кукушка;
Жужжат пчелы в улье;
Звенит школьный звонок.
Последняя шестая станция — это показ спектакля. У нас будет экспромт. Шестая станция: Театр-экспромт.
Для этого нужно распределить роли. Приглашаются 9 человек. Выбираются роли и что они должны делать по мере упоминания их героев.
Роли:
*Кастрюля – Зовите меня Юля (показывает язык)
*Мясо – Пойду сейчас я плясом (пританцовывает)
*Картошка – Копал меня Антошка (держит руки на животе и хохочет)
*Капуста – Без меня в огороде пусто (грустно смотрит на всех)
*Морковь – Покосило слева бровь (подмигивает)
*Холодильник – Я же не будильник (щедро раскрывает дверцы (руки)
*Вода из-под крана – Пейте меня из стакана (строит ехидную гримасу)
*Хозяйка - 100 рублей в займы мне дай-ка (протягивает руку)
*Лук – По коленке тебя стук (стукает по коленке рядом стоящего)
Итак, войдите в роль, я начинаю читать стихотворение, а вы его обыгрываете.
«Щи»
Однажды хозяйка кастрюлю нашла,
В ней щи приготовить решила она.
Воды из-под крана в нее налила,
Мясо сложила, огонь развела.
Хотела на терке морковь натереть,
Та фигу скрутила – противно смотреть,
Хозяйка решила почистить ее –
Морковка ругнулась: «Опять ё моё!»
Морковь в холодильнике нужно держать,
Она и не вздумает вас обижать.
Хозяйка взялась за картошку тогда,
Ведь щи без моркови – совсем не беда.
Картошка в лукошке в духовке жила,
Ростками покрылась картошка – и вся
Скукожилась, будто ей лет пятьдесят.
Хозяйка взглянула – ей горестно стало,
О щах без картошки она не слыхала.
Хозяйка достала вилочек капустный.
От вида капусты ей сделалось грустно.
Капуста, картошка, морковка – беда.
Хозяйка о щах уж мечтать не могла.
Но лук, о котором она позабыла
(Его на балконе в коробке хранила),
Лежа и оранжевым боком, светился,
Он гордый был тем, что один сохранился.
И вот он искрошен, изжарен, посолен,
В кастрюлю закинут, собою доволен.
И пусть же со щами обед провалился,
Зато вкусный луковый суп получился
Однажды ночью (театр – экспромт)
Герои - Ветер, деревья, вор, конь, воробей, пес, хозяйка, хозяин.
(Делаем движения на месте, издаем звуки, ну и походу рассказа выполняем движения.)
Ветер — дует
Деревья — руками махают
вор — руками к себе
конь — издает звуки — иго-го
воробей — чик чирик
пес — лает
Хозяйка — Вася!
Хозяин — Бегу!
Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья.
Между ними пробирается вор. Он хочет украсть коня.
Конь спит и во сне тихонечко ржёт.
Завывает ветер. Раскачиваются деревья.
На ветке пристроился воробей. Он дремлет, только иногда
открывая то один, то другой глаз.
Завывает ветер. Раскачиваются деревья.
На улице спит пёс, он тихонечко поскуливает и ёжится от ветра.
Деревья шумят, а вор пробирается к коню. Вот он хватает коня. Пёс громко лает.
Выбежала хозяйка. Она кричит, зовёт мужа.
Выскочил хозяин и отобрал коня. Вор убегает.
Хозяин ведёт коня в конюшню и нежно похлопывает его по спинке.
Завывает ветер. Раскачиваются деревья.
Пёс прыгает и лает от радости.
Воробей летает вокруг деревьев.
Завывает ветер. Раскачиваются деревья.
Хозяин гладит коня, даёт ему поесть. Всё успокаивается.
Спит пёс, слегка подрагивая задней лапкой.
Дремлет воробей на одной лапке.
Стоя спит конь и иногда во сне тихонечко ржёт…
Итог.
- Ребята, как в театре зритель благодарит артистов за выступление? (аплодисментами). Молодцы! Вам понравилось наше путешествие?
А сейчас небольшой отчет работы нашего кружка.
(видео) Ребята занимаются второй год, ребята участвовали в различных мероприятиях. Посмотрите сами. (ролик)
Ребята какие вы молодцы! Настоящие актеры! Благодарю наших гостей за то, что пришли к нам на занятие. Спасибо за то, что были с нами! На этом наше занятие закончилось!
Методическая и педагогическая литература:
- Карабанова О. А. «Программа внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление. «Юный актёр» (1–4 классы)
- Маркова Е. В. «Театральная студия для младших школьников» — сборник игр, упражнений и мини-спектаклей.
- Литвинова Н. В. «Занятия театрального кружка в начальной школе» — методическое пособие с планами занятий и артикуляционной гимнастикой.
- Фадеева Н. Н. «Играем в театр: сценарии занятий для детей 7–10 лет» — включает викторины, игры и задания по знакомству с театром.
- Князева Н. А. «Театр начинается с детства» — пособие по развитию театральных навыков у младших школьников.