Размышления о спектакле и актерах: М.Ю.Лермонтов, "Маскарад"

Волкова Елена Алексеевна

Размышление о посещенных спектаклях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посещение театра – это труд!

   Так уж вышло, что почти друг за другом я побывала в одну неделю на двух спектаклях: на драме "Маскарад", поставленной по произведению М. Ю. Лермонтова, и на мюзикле "Непыльная работёнка" (название с английского допускает интерпретации: что-то вроде того, что "и вы с этим легко справитесь").

  На "Маскарад" мы пришли со старшеклассниками, некоторые из них - с родителями, в Театр юного зрителя имени Брянцева. В этом здании я была впервые, и устройство зала мне понравилось. Но я, честно, готовилась к сложной душевной работе - для меня драматургия Лермонтова отнюдь не проста. Наивно рассчитывать, что просмотр данной драмы - развлечение. Вовсе нет! Это большой душевный труд: понять, принять, обдумать, оценить, удивиться, сравнить... Так и вышло. Глядя на игру актёров, слушая их пение, наблюдая за режиссёрской мыслью, где-то я ловила себя на совпадении, а где-то воспринимала происходящее как впервые увиденное или давно позабытое. "Маскарад" не входит в программные школьные произведения", и этому есть причины: жизнь светского общества, измены и сцены ревности, занятия героев не связаны напрямую с осознанием роли человека в обществе. Но Лермонтову важно было показать, что вся наша жизнь подобна маскараду, что мы играем отведённые нам роли и сами, в общем-то без посторонней помощи, выбираем роль и маску. К тому же маска позволяет скрыть как истинное лицо, так и настоящие помыслы героев, да и людей в целом.

  Этот спектакль больше про то, как не надо делать. Не надо заигрывать с огнём, не надо бездумно проводить вечера в карточном клубе, не надо не доверять любимым людям, даже если говорится не вся правда. Не сказать правды - ещё не значит обмануть.

   Спектакль поставила Сусанна Цирюк, главный режиссёр ТЮЗа, обладатель многих театральных наград. И что было для меня интересным - по замыслу режиссёра, артисты читают не только лермонтовские стихи, но и ахматовские, звучат строки И. Северянина, Андрея Белого. Они вносят атмосферу холода, одиночества, поселяют в душе грусть, особенно когда хор исполняет поминальную песню. Не знаю отчего, но музыка действовала в эти минуты на меня сильнее слов и сценического действия. И модное ныне слово "абьюзер" - это точь-в-точь про Арбенина, который не слышит своей жены, видит лишь себя, не готов к прощению и к пониманию ни на секунду. Как они жили вместе всё это время?!

     Рядом с действующими героями всегда находилась актриса, играющая Добропорядочность. Этот персонаж то выходил вперёд, играя свою роль на переднем плане, то он оказывался в тени, если этим качеством другие пренебрегали. Добропорядочность всегда была среди них, людей, но иногда они забывали о ней и вели себя развязно, распущенно. Скрывшись за масками, они позволяли себе смеяться над другими, язвить, предаваться безумному веселью.

   Арбенин удивил своим холодноватым характером человека, умудренного жизненным опытом. Нина под стать своему супругу: не капризна, не взбалмошна, не кокетлива. Почему они живут в мире масок и не могут найти в этом мире своё окружение? Похоже, и они наделены чертами воспитавшего их времени. Поют хорошо. Двигаются отлично. Сцена, сценический реквизит, такой немногословный, дает героям возможность быть мобильными. И Добропорядочность то на авансцене, то задвинута в дальний угол. Иногда даже вроде вообще сходит на нет. Вот же оно - жизненное: мы иногда теряем равновесие в обществе и ведём себя не так, как надо бы. И, похоже, Лермонтов, показывая страсти, кипящие в груди героев, говорит своему зрителю: смотрите и учитесь, как не нужно поступать с теми, кого вы любите!

   Много тем для размышления появилось после просмотра "Маскарада". Ещё я думала, понимают ли дети всю эту историю? Вера из 11 класса, сидя рядом со мной, была серьезно-внимательна, и, как мы выяснили после короткого обмена впечатлениями, поняла всё происходящее, имеет об увиденном своё мнение.

  Через неделю после драмы по пьесе Лермонтова я оказалась на мюзикле в Театре музыкальной комедии. Спектакль весёлый, лёгкий, с танцами, шутками, красивый и очень зрелищный! Сюда можно прийти любителям лёгкой музыкальной истории. Посмотреть, полюбоваться, понаблюдать за кипящими страстями и розыгрышами. Я сидела на втором ряду партера, поэтому лица, движения глаз, детали костюмов - всё как на ладони, актёрам ничего не спрятать от зрителя! Мы улыбались и аплодировали остроумным словечкам и весёлым сценкам, хорошо исполненным партиям и удачным коленцам. На "Маскараде" совсем другая атмосфера. Никому не приходит в голову хлопать после слов-терзаний Арбенина. На разную аудиторию, на слишком разного зрителя проделана режиссёрская и актёрская работа. А зритель-то вот он - я, и слежу за театральными перипетиями одинаково оценочно. Иногда скучаю, иногда любуюсь и радуюсь. Но я точно знаю, что посещение театра - это большой труд!

Е.А.Волкова, учитель литературы