Дополнительная общеразвивающая программа «Искусство гибкости»

Настоящий материал был разработан педагогами дополнительного образования Старковой О. А. и Алексеевым М. В. на примере опыта Музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш». Рабочая программа "Искусство гибкости" посвящена практической интеграции занятий по развитию гибкости в образовательный процесс в музыкальном театре с целью развития физической силы и выносливости, хорошего баланса, улучшения координации и увеличения амплитуды движения воспитанников. Прохождение обучения по дополнительной программе позволит воспитанникам музыкального театра улучушить качество исполнения и координации базовых движений, а также выполнять более сложные танцевальные движения, что, в свою очередь, повысит качество исполнения и сложность хореографических номеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_starkova_alekseev.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Искусство гибкости»

Срок освоения: 1 год

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Разработчики:

Старкова Оксана Александровна,

педагог доп. образования,

ГБНОУ «СПбГДТЮ»

Алексеев Максим Викторович,

педагог доп. образования,

ГБНОУ «СПбГДТЮ»

Санкт-Петербург

2025


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ 9


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Искусство гибкости» имеет художественную направленность и посвящена интеграции занятий по развитию гибкости в образовательный процесс в музыкальном театре.

Адресат программы:

Программа адресована учащимся в возрасте 12-16 лет, не имеющих медицинских противопоказаний. Набор в группу происходит среди учащихся, желающих улучшить свои физические показатели. Важным критерием набора является уровень танцевальной и физической подготовки, мотивация и умение работать в команде.

В настоящее время популярно увлечение средством физического совершенствования и расслабления, которое называется «стретчинг». Название происходит от английского слова «stretching» – растягивание. Стретчинг/растяжка – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности суставов. Данные упражнения применяются в зарядке, в разминке и заминке как средство специальной подготовки в танцевальных направлениях, средство расслабления и восстановления мышечной системы.

В стретчинге/растяжке существует четыре типа упражнений: статические, баллистические, проприоцептивные и динамические. Чаще всего используется статическая растяжка. При этом мышца (или группа мышц) растягивается путем медленного придания телу определенной позы и пребывания в ней в течение некоторого времени.

В баллистической растяжке используются маховые движения и тело не фиксируется в каком-то определенном положении. Поскольку махи вызывают рефлекс растяжения, многие считают, что при выполнении баллистических упражнений увеличивается вероятность повреждений мышц и сухожилий, особенно если мышцы сильно закрепощены. Тем не менее научными данными это мнение не подкреплено.

Проприоцептивный метод состоит в том, что полностью сокращенная мышца принудительно растягивается, насколько позволяет сустав. Затем, прежде чем повторить процедуру, мышце дают расслабиться и отдохнуть. Такие упражнения лучше выполнять с чьей-нибудь помощью.

Динамические упражнения на растяжку более функциональны. В них используются мышечные действия, характерные для определенного вида спорта. Как правило, это наклоны, прыжки или специфические для данного вида спорта или танца движения, выполняемые несколько утрированно, чтобы конечности за счет инерции совершали движения в более широком диапазоне, чем обычно, что вызывает рефлекс растяжения. Активизация проприоцепторов приводит к фасилитации нервов, возбуждающих мышечные клетки. Это дает мышцам возможность быстрее реагировать и производить более сильные сокращения. Поскольку динамическая растяжка одновременно повышает температуру мышц, она считается предпочтительной для спортсменов. Динамические упражнения на растяжку не следует путать с баллистическими. Хотя и в тех, и в других используются повторяющиеся движения, в баллистической растяжке они более быстрые и смена направления движений производится резче.

Актуальность программы:

В условиях ухудшения экологии и нынешней ситуации, когда в школьной программе стало уделяться меньше времени на развитие физических данных детей и подростков, необходимо обратить особое внимание на занятия спортом и физической активностью. Появление этой программы позволит улучшить здоровье и показатели физических данных детей.

Программа «Искусство гибкости» направлена на развитие физических данных и танцевальных способностей у детей при помощи растяжки. Растяжка воздействует на все мышцы и суставы, повышает эластичность связок. Упражнения на растяжку рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, что позволяет без вреда выполнять сложные комбинации. Воздействие на позвоночник, внутренние органы, мышцы, дыхательную и нервную системы, вырабатывает естественную сопротивляемость организма, способствует оздоровлению.

Для учащихся музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» данная программа в дополнение к комплексной программе музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш» будет способствовать развитию: выносливости, хорошего баланса, улучшению координации, увеличению амплитуды движения, увеличение силы, в связи с чем исполнители (танцовщики) будут более грациозными и пластичными, что позволит им лучше выполнять более сложные танцевальные движения и повысит качество исполнения хореографических номеров, а также их сложность.

Уровень освоения программы: Общекультурный

Объём и срок освоения программы: 1 год, 72 часа.

Продолжительность 1 академического часа занятия – 45 минут.

Цель: развитие танцевальных способностей и пластичности учащихся на основе овладения упражнениями на гибкость и растяжку.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучение умению владеть своим телом;
  • Обучение правильному выполнению движений;
  • Обучение снимать мышечное напряжение;
  • Формирование знаний и умений, способствующих уменьшению риска травматизации.

Развивающие:

  • Развитие силы и выносливости мышц;
  • Развитие гибкости опорно-двигательного аппарата;
  • Совершенствование гибкости и подвижности суставов;
  • Развитие танцевального шага;
  • Повышение общего тонуса организма.

Воспитательные:

  • Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями;
  • Развитие интереса к здоровому образу жизни;
  • Способствование формированию здоровых привычек;
  • Воспитывать трудолюбия и самодисциплины.

Планируемые результаты:

По окончании обучения по программе у учащихся будут получены следующие результаты:

Предметные:

  • Научатся умению владеть своим телом
  • Научатся правильному выполнению движений
  • Научатся снимать мышечное напряжение
  • Будут сформированы знания и умения, способствующие уменьшению риска травм

Личностные:

  • Будет сформирована мотивация к занятиям физическими упражнениями
  • Будет развит интерес к здоровому образу жизни
  • Будут сформированы здоровые привычки
  • Будут воспитаны трудолюбие и самодисциплину

Метапредметные:

  • Будут развиты сила и выносливость мышц
  • Будет развита гибкость опорно-двигательного аппарата
  • Будут совершенствованы гибкость и подвижность суставов
  • Будет развит танцевальный шаг
  • Повысится общий тонус организма.

Организационно-педагогические условия реализации программы:

Язык реализации: в соответствии со ст.14 ФЗ-273 образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ – русском.

Форма обучения: очная

Условия набора в коллектив:

На обучение по программе «Искусство гибкости» принимаются студийцы по рекомендации педагога, которым необходимо улучшить свои физические показатели, для дальнейшего совершенствования своей танцевальной формы.

Условия формирования групп:

  • Формируются одновозрастные или разновозрастные группы.
  • Количество обучающихся в группе:15 человек.
  • Формы организации занятий: аудиторные, всем составом объединения.

Формы проведения занятий:

  • учебное занятие;
  • открытое и контрольное занятия (для родителей и специалистов);
  • самостоятельная работа;
  • тренинг.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • Фронтальная – работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, рассказ, объяснение);
  • Групповая – организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, парах;
  • Коллективная – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми учащимися одновременно (выполнение упражнений, комбинаций);
  • Индивидуальная – коррекция пробелов в знаниях, самостоятельная отработка отдельных навыков, работа с одаренными и талантливыми учащимися;
  • Самостоятельная – организуется для изучения и повторения учащимися, материалов по темам программы.

Материально -техническое оснащение:

Оборудование:

  • Коврики;
  • Хореографические станки;
  • Зеркала;
  • Скакалки;
  • Звуковоспроизводящая аппаратура.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Выполнение несложных контрольных упражнений

2.

Основы статической растяжки

26

4

22

Выполнение контрольных упражнений. Оценка динамики развития физических качеств

3.

Основы динамической растяжки

26

4

22

Выполнение контрольных упражнений. Оценка динамики развития физических качеств

4.

Основы парной растяжки

14

4

10

Выполнение контрольных упражнений в паре

5.

Итоговое занятие

4

4

Выполнение комплекса упражнений на растяжку

Итого:

72

13

59


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Задачи программы:

Обучающие:

  • Научить умению владеть своим телом;
  • Научить правильному выполнению движений;
  • Научить снимать мышечное напряжение;
  • Сформировать знания и умения, способствующие уменьшению риска травм.

Развивающие:

  • Развивать силу и выносливость мышц;
  • Развивать гибкость опорно-двигательного аппарата;
  • Совершенствовать гибкость и подвижность суставов;
  • Развивать танцевальный шаг;
  • Повысить общий тонус организма;
  • Развитие мотивации детей к познанию способностей своего тела.

Воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию к занятиям физическими упражнениями;
  • Развивать интерес к здоровому образу жизни;
  • Способствовать формированию здоровых привычек;
  • Воспитывать трудолюбие и самодисциплину.

Планируемые результаты:

По результатам обучения по программе планируется достижение учащимися следующих результатов:

Предметные:

  • Научатся умению владеть своим телом;
  • Научатся правильному выполнению движений;
  • Научатся снимать мышечное напряжение;
  • Будут сформированы знания и умения, способствующие уменьшению риска травм.

Личностные:

  • Будет сформирована мотивация к занятиям физическими упражнениями;
  • Будет развит интерес к здоровому образу жизни;
  • Будут сформированы здоровые привычки;
  • Будут воспитаны трудолюбие и самодисциплину.

Метапредметные:

  • Будут развиты сила и выносливость мышц;
  • Будет развита гибкость опорно-двигательного аппарата;
  • Будут совершенствованы гибкость и подвижность суставов;
  • Будет развит танцевальный шаг;
  • Повысится общий тонус организма.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

#1042;водное занятие.

Теория. Знакомство с группой. Введение в программу. Строение тела человека, мышц, суставов. Терминология, используемая в программе. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Упражнения на выявление начальных навыков и умений. Выполнение несложных контрольных упражнений.

2. Основы статической растяжки.

Теория. Показ и объяснение движений. Правила и техника выполнения движений. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Партерная гимнастика. Комплекс упражнений на фиксированное растяжение мышц шеи (упражнения на разгибающие мышцы шеи, поворачивающие мышцы голову, сгибающие мышцы) сидя на коврике, стоя на середине зала. Комплекс упражнений на фиксированное растяжение мышц плечевого пояса, сидя на коврике, стоя на середине зала, стоя у станка. Комплекс упражнений на фиксированное растяжение мышц спины, груди и нижней части туловища («кузнечик», «сфинкс», «кобра», поза «лука», «корзиночка», «лебедь», «кольцо», подготовка к «мостику», «мостик», вертикальный «мостик» у станка, «кошечка», «камушек», «свечка», наклоны корпуса в статике) сидя на коврике, стоя у станка. Комплекс упражнений на статическую растяжку тазобедренной области: сгибание, разгибание, выпады, скручивания, («бабочка», «лягушка», «складка» к ногам, вытянутым в коленном суставе, «складка» к ногам, согнутым в коленном суставе, «кораблик» на полу) сидя на коврике, лёжа на коврике, стоя у станка. Комплекс упражнений на растяжку бёдер, коленей, голени и стопы («складка», «полушпагат» на впереди лежащую ногу, «полушпагат» на вытянутую сзади ногу, «шпагат» продольный, поперечный, с провисом, вертикальный, «бомбочка», «собака мордой вниз») лёжа на коврике, стоя у станка, стоя на середине зала. Комплекс упражнений для развития баланса и равновесия (поза «аист», поза «царь танца», поза «кондор», поза «тигра», поза «танцующий собаки», боковая «планка», боковая «планка» со шпагатом arabesque с наклоном корпуса вперёд, arabesque с наклоном корпуса вперёд и положением twist (поза «полумесяца», поднятие ноги в положение a le secondе, вертикальный шпагат), упражнения могут исполняться на вытянутой опорной ноге, на носке согнутой опорной ноги, на колене. Все упражнения исполняются с удержанием в позе от 20-60 сек., соблюдая правильное, ровное дыхание. Выполнение контрольных упражнений. Оценка динамики развития физических качеств.

3. Основы динамической растяжки.

Теория. Показ и объяснение движений. Правила и техника выполнения движений. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Комплекс упражнений на динамическую растяжку рук и плечевого сустава («аплодисменты», вращательные движения руками, «маятник», «циркуль», наклоны с руками в замок сзади, «ножницы», обратная «планка» и т.д.), стоя на середине зала. Комплекс упражнений на динамическую растяжку туловища (наклоны корпуса, наклон с разворотом корпуса, flat back, круговые движения корпуса, «лодочка», динамическая «кошечка», «цыганочка», динамический «мостик», стойка на груди, «неваляшка») лёжа на полу, сидя на коврике, стоя у станка. Комплекс упражнений на динамическую растяжку ног (Grand battement во все стороны, grand battement в кольцо, вращательные движения, rond, «часики», «солнышко», «глубокий выпад из наклона, выпады вбок с разворотом корпуса, растяжка квадрицепса, развороты в приседе, «разножка», «ножницы», «шпагат» с раскатом) лёжа на полу, сидя на коврике, стоя у станка. Комплекс упражнений для развития баланса и равновесия в движении («свечка» с выходом на одну ногу, выход из положения выпада в положение preparation к tour, выворотное и не выворотное, позу arabesque с наклоном корпуса вперёд с выходом в preparation к tour, боковые прыжки (jete) над полом со скручиванием корпуса, махи ногой со скручиванием корпуса, grand battement с фиксацией руками в верхней точке, rond согнутой ногой в колене, от себя и к себе). Движения исполняются по точкам, в один темп, с акцентом вверх-вниз, к себе-от себя. Выполнение контрольных упражнений. Оценка динамики развития физических качеств.

4. Основы парной растяжки.

Теория. Показ и объяснение движений. Правила и техника выполнения движений. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Упражнения с партнёром, направленные на сопротивления, утяжеление и противовес. Пассивная растяжка. («складка» в паре, «бабочка» в паре, «качели», «тяни-толкай», «столик», «шпагат», оттяжка, скручивания и т.д.). Комплекс упражнений для развития баланса и равновесия в паре (поза «аист» в паре, поза «царь танца» в паре, двойная фиксация позы «стула», «лодка» на двоих, боковая планка со шпагатом в паре, «свечка» с ногой на passe в паре, вертикальный шпагат в паре).

Все движения исполняются в медленном темпе, без рывков, с правильным ритмом дыхания. Выполнение контрольных упражнений в паре.

5. Итоговое занятие.

Практика. Проведение открытого занятия для родителей учащихся. Проведение контрольного занятия. Выполнение комплекса упражнений на растяжку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Основными образовательными технологиями, применяемыми на занятиях по программе «Искусство гибкости», являются здоровьесберегающие технологии: партерная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на равновесие и баланс движений, статическая и динамическая растяжка. Занятия по растяжке и стретчингу способны восполнить здоровье детей, дать организму оптимальную физическую нагрузку, восстанавливая положительный энергетический тонус, устраняя умственные перегрузки, способствуя взаимопониманию в социальном общении, развивая интеллектуальные способности, обогащая нравственное здоровье и духовный мир, при этом обучая здоровому образу жизни. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. Практика упражнений на баланс и равновесие способствует укреплению корпуса и нижних конечностей, помогает улучшить концентрацию, уравновесить эмоции и повысить самоуверенность, также способствует осознанию положения частей собственного тела в пространстве, что является показателем владение своим телом, качество которое должно быть достаточно хорошо развито для безопасной и продуктивной жизнедеятельности.

В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы обучения.

При обучении детей преобладающими являются практические методы работы, в качестве дополняющих – словесные и наглядные.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ

УМК программы «Искусство гибкости» состоит из 3 компонентов:

  1. Учебные и методические пособия для педагога, учащихся и родителей;
  2. Система средств обучения, представленная иллюстративным, демонстрационным и раздаточным материалом, электронными образовательными ресурсами;
  3. Система средств контроля результативности обучения.

Первый компонент включает в себя составленные автором списки литературы и интернет-источников, необходимых для работы педагога и учащихся.

Информационные источники.

Список литературы для педагога:

  1. Джозеф С. Хайлер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. «Новое слово», 2007.
  2. Жаки Грин Хаас. Анатомия танца. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости мышечного тонуса и сил. Минск: Попурри, 2019.
  3. Торстен Герке. Спортивная Анатомия. Минск: Попурри, 2019
  4. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Основы безопасности жизнедеятельности и охраны труда в хореографии. Учебное пособие. Москва, Издательство «Инфра-М», 2021.
  5. Анатомия стретчинга. Большая иллюстрированная энциклопедия». Переводчик Татаренко Н.А. Издательство «Эксмо», 2020.
  6. Арнольд Нельсон, Юко Кокконен. Анатомия упражнений на растяжку. Минск. Попурри, 2019.
  7. Рябчиков И. Словарь терминов, гимнастики и основ хореографии. – Изд. «Детство- Пресс», 2009.
  8. Кристофер Освальд., Стенли Баск. Стретчинг для всех. Простые упражнения на растяжку. Москва. «Эксмо», 2004.
  9. Лукьянова Е.А. Дыхание в Хореографии. – Изд. «Планета музыки», 2010.
  10. Тарасов Н.И. 95 уроков классического танца. Педагогическое мастерство в хореографии. СПБ, Москва, 2018.
  11. Изаксон Черил. Основы Йоги. СПБ. Питер паблишинг, 1997.
  12. Шэрон Гэннон, Дэвид Лайф. «Дживамукти Йога. Практика освобождения тела и духа». Москва «Книжные сети», 2023.
  13. Б.К.С. Айенгар «Йога дипика. Прояснение йоги». Москва, 1993.

Список литературы для учащихся и родителей:

  1. Жаки Грин Хаас. Анатомия танца. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости мышечного тонуса и сил. Минск: Издательство «Попурри», 2019.
  2. Баланчин Дж., Мэйсон Ф. «101 рассказ о большом балете». Москва, 2002.
  3. Тобиас С., Стюарт М. «Растягивайся и расслабляйся». Москва, 1994.
  4. Арнольд Нельсон, Юко Кокконен. Анатомия упражнений на растяжку. Минск. Издательство «Попурри», 2019.
  5. Накамуро К. «Система доктора Накамуро: здоровое и гибкое тело на всю жизнь. 35 упражнений для суставов и мышц». Издательство «Эксмо», 2020.
  6. Палатник М. «Простая йога для детей». Издательство «Гаятри», 2006.
  7. Холлис Либман «1500 стретчинг упражнений. Энциклопедия гибкости и движения». Издательство «Бомбора», 2021.
  8. Трускиновская Д.М. 100 великих балетов мира. Издательство «Вече», 2019.
  9. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Багано Ж. Основы безопасности жизнедеятельности и Охраны труда в хореографии. – Издательство. «Инфра-М», 2018.
  10. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. 2-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Планета музыки»; Издательство «Лань», 2011.

Интернет-источники:

1. – хореографу в помощь.

2. – развитие в современном танце для любого уровня подготовки.

3. – Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой.

4. – образовательный проект по стретчингу.

5. – видеохостинг.

6. – медиаплатформа.

7. – онлайн журнал о здоровом образе жизни.

8. – все для хореографов и танцоров.

Второй компонентсистема средств обучения - содержит следующие материалы:

  1. ЭОР: записи видеофрагментов балетов, шоу, фильмов, видеозаписи:
  1. «Standby» – Paul Lightfoot, NDT;
  2. «Woven State» – William Forsythe;
  3. «Skid» – Göteborgsoperans danskompani;
  4. «Анна Каренина» – Борис Эйфман;
  5. «Роден» – Борис Эйфман;
  6. «Cirque du Soleil»;
  7. «Авансцена»;
  8. «Шаг вперёд»;
  9. «Большой»;
  10. «Билли Элиот».
  1. Фотоматериалы.

Основой третьего компонента системы средств контроля результативности обучения по программе служат диагностические и контрольные материалы.