Профориентационные пробы в студии танца и пластики «Метаморфозы»
Ребенок растет, развивается, получает знания, умения и навыки, поступает в ВУЗ, получает специальность и… идет работать не по профессии… Очень часто получается так, что подростки не понимают, чем хотят заниматься, к какому виду деятельности у них больше склонность. И здесь задача родителей, педагогов и учителей выявить способности ребенка, познакомить его с определенным спектром профессий, помочь ему определиться. Это называется профориентация.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационные пробы в студии танца и пластики «Метаморфозы»
Ребенок растет, развивается, получает знания, умения и навыки, поступает в ВУЗ, получает специальность и… идет работать не по профессии… Очень часто получается так, что подростки не понимают, чем хотят заниматься, к какому виду деятельности у них больше склонность. И здесь задача родителей, педагогов и учителей выявить способности ребенка, познакомить его с определенным спектром профессий, помочь ему определиться. Это называется профориентация.
Если мы наберем в интернете сочетание «Профессиональная ориентация», то получим определение: «это комплексная система выявления способностей и интересов человека, которая помогает решить, в каком профессиональном направлении ему лучше двигаться.» (https://netology.ru/blog/09-2024-career-guidance). Но это определение касается не только подростков, оно применимо к любому человеку, даже взрослому, который решил сменить вид деятельности.
Продолжаем поиск и получаем: «Профориентация для школьников — это комплекс мероприятий, которые помогают выявить склонности, интересы и таланты к разным профессиям, а также выбрать подходящую сферу деятельности». Профориентация может проводиться в школах, в профориентационных центрах или с участием родителей.
Но я работаю в сфере дополнительного образования детей. И кому как не мне понимать, что система дополнительного образования гораздо объёмнее и шире представляет спектр профессий для подрастающего человека. Пробую набрать в интернете и нахожу: «Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации». Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Профессиональная ориентация обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно - просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.
И здесь я полностью согласна с мнением авторов в интернет-источниках. Дети приходят в дополнительное образование с 3-4-х лет и заканчивают его по окончании школы аж в 18 лет. За это время дети, а потом и подростки, развивают свои способности и дарования, получают знания и умения и навыки, кто-то по одной-двум профессиям, а кто-то может познакомится с огромным количеством специальностей, представленных в дополнительном образовании. Рассмотрим небольшой охват профессий, с которым знакомятся дети нашей студии и в какие направления они уходят от нас.
Дети начинают заниматься в студии танца и пластики «Метаморфозы» с раннего возраста с 4-х лет, когда их родители решают, что у их ребенка есть склонность к танцам или искусству хореографии. Есть дети и постарше, которые приходят на программу для 5-6 летнего возраста. И вот они получают первые навыки игровой хореографии и спустя уже 2 месяца выходят на большую сцену в творческом вечере студии для Посвящения в студийцев. На моей практике были случаи (девочка 6 лет и мальчик в 5-летнем возрасте), когда после первого выхода на сцену дети говорили, что туда больше не хотят: свет софитов, большой зрительный зал им не понравился. Действительно такая публичность не всем нравится. Но это тот опыт, который ориентирует их родителей на поиск дополнительных занятий для ребенка в другом направлении. Так девочка, которой было не уютно на сцене, с большим удовольствием рисует. Конечно, наверное, нельзя считать это профориентацией, но мне кажется это большим шагом в этом направлении. Ведь дети, которым не нравится выступать на большую зрительскую аудиторию, уже в этом возрасте выбирают вместе с родителями другое направление деятельности. Зато те, которые остаются в студии, которым нравится выступать, получать аплодисменты, продолжают обучение хореографическому искусству.
Дальнейший этап профориентационных проб начинается (с 1 по 3 школьный класс), когда, после первых выходов на сцену (эмоциональных и радостных) наступает момент длительных занятий по дисциплинам, постановочных репетиций, отработки элементов и номеров. Дети в этом возрасте в нашей студии выходят на сцену редко, у них получается три выступления за год в творческих вечерах студии. Не всем детям нравятся занятия в зале, они хотят больше выступать, а не тренировать свое тело, мечтают разыгрывать актерские игровые этюды с пластическим решением, а не развивать свои физические способности для улучшения и совершенствования исполнительского уровня в хореографических постановках. И здесь происходит переход детей из нашей студии в студии театральной направленности.
Те же, кто остается в коллективе, уже осознанно подходят к занятиям и понимают, что, зачем и почему они делают, сколько надо прикладывать усилий, чтобы добиться результата. В итоге выявляются дети, которые принимают решение о профессии артиста балета и начинают активно готовится к поступлению в балетные академии. И у нас есть дети, которые после 4 класса поступили на исполнительский факультет в Академию балета им. А.Я. Вагановой. Они учатся и получают профессиональную подготовку артистов балета. По окончании обучения там они будут работать в театрах в качестве артистов балета. Кто-то из них, возможно, станет балетным педагогом. Некоторые дети переходят из нашей студии в музыкально-эстрадные театры и совмещают вокальное искусство и хореографическое. Такие дети, вырастая, могут стать эстрадными артистами музыкальных и драматических театров.
Начиная с 4 класса школы, наши обучающиеся принимают участие в постановках Театрально-концертного комплекса «Карнавал» в качестве артистов. Они участвуют в новогодних представлениях, торжественных мероприятиях, развлекательных программах и т.д. Мы шагаем дальше по лестнице профориентационных проб в студии танца и пластики «Метаморфозы». На данном этапе дети получают знания о таких профессиях, как артист балета и драматический артист, а также видят работу балетмейстера и режиссера, режиссера по свету и звуку, костюмера. Есть дети, которые в 12-14 лет переходят в Театр Юношеского Творчества и там делают свой профессиональный выбор, изучая профессии в театральных цехах и получая навыки драматических актеров на сцене.
Те же, кто остается в студии, продолжают танцевать, совершенствовать свою хореографическую технику, а потом переходят на программу «Хореографическая лаборатория «Действенный танец». Мы поднимаемся еще выше по ступенькам профориентационных проб, которые проходят дети, обучаясь у нас. Эта программа дает подросткам возможность продолжать выступать в мероприятиях ТКК «Карнавал» в качестве артистов, выходить и выезжать с концертными номерами на другие площадки города и страны. Идет более серьезная работа над техникой исполнения номеров репертуара. Те, кто быстрее учит связки и мизансцены, помогая отрепетировать остальным, получают опыт педагога-репетитора. Те, кто понимает, как технически воплотить тот или иной элемент, примеряет на себя роль педагога. Работая над новыми постановками, некоторые настолько включены в процесс создания номера, что становятся соавторами номера. Это неоценимый опыт по профессии хореографа-постановщика.
Заканчивая свое обучение в школе и в студии «Метаморфозы», выпускаясь во взрослую жизнь, некоторые наши студийцы поступают в смежные профессии: врач, учитель, а кто-то поступает в высшие учебные заведения по направлению хореография и выбирает свое направление этого творчества. Но куда бы они не пошли учится, полученный ими опыт в студии танца и пластики «Метаморфозы» помогает определить вектор их будущей деятельности и выбрать профессию.
И когда такое происходит, ты понимаешь, что свою педагогическую роль ты выполнил, ты все сделал правильно, ты смог раскрыть для ребенка определенный спектр профессий, он попробовал себя в некоторых из них и сделал свой выбор.
