Архипова Лариса Алексеевна

сайт учителя музыки

Без музыки жизнь была бы ошибкой

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: искусство

Увлечения: чтение

Регион: Чувашская Республика

Населенный пункт: с.Вутабоси, Канашский район

Место работы: МБОУ " Вутабосинская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/larisa-7
Инициатива-наказуема!

О себе

Работаю в сельской школе учителем музыки

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Два капитана"- Каверин,...

Мой взгляд на мир

С годами я стала чаще удивляться.чем обижаться

Мои достижения

Мои воспитанники выступали на районных и республиканских музыкальных мероприятиях

Моё портфолио

Цели изадачи к школьному уроку музыки:

Цель урока есть изменения, которые должны произойти у учащихся за урок. Поставить педагогическую цель, означает определить те изменения в музыкальной культуре ребенка, которые произойдут в уроке.
Достижение цели урока осуществляется на основе совокупности последовательно совершаемых действий и представляет путь, состоящий из множества различных шагов. Поэтому цель всегда предполагает план действий. Путь к достижению цели урока сопряжен с концентрацией воли, внутренними усилиями человека. Принятие цели, ее осознание выполняет функцию стимулирующего фактора к осуществлению системы выполняемых действий. Ясность цели помогает всегда найти «главное звено» в уроке и сосредоточить на нем усилия, какова цель урока, таков и его результат. «За абстрактными формулировками целей всегда скрывается отсутствие содержательного видения желаемых результатов» (Э. Д. Днепров).
Чтобы точка, в которую необходимо попасть в конце урока, была единой как для учителя, так и для учащихся, учителю, определяя цель урока, необходимо учитывать потребности и возможности своих учащихся, иметь ясное представление о средствах, позволяющих создать условия для продуктивного взаимодействия учащихся с музыкальным искусством. При таких обстоятельствах цель учителя становится механизмом управления музыкальной деятельностью учащихся, а сама музыкальная деятельность будет продуктивной.
Процесс целеобразования у учителя и учащихся происходит неодинаково, поэтому необходимо рассмотреть отдельно цель учителя (преподавательской деятельности) и цель учащихся (музыка

льной деятельности).

 

В педагогике сложилась практика традиционно выделять три преподавательских цели урока: обучения, развития и воспитания.
Цели обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий, системы научных и специальных знаний.
Цели развития направлены на развитие психических качеств.
Цели воспитания связаны с развитием личностных свойств и черт характера. Такой подход к определению цели урока называется комплексным. Обучение, развитие, воспитание - это три аспекта единой цели. Его реализация на практике показывает, что, несмотря на комплексность цели урока, главенствующая роль принадлежит обучающему аспекту, развивающий и воспитательный являются по отношению к нему обслуживающими. Можно выделить ряд объективных причин, дающих такой результат.
Учитель стремится выделить новый развивающий элемент цели для каждого урока. Однако развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна, и оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Например, развитие звуковысотного слуха ребенка зависит от того, как будет организован этот процесс, и какой содержательный материал для этого будет использован. Развитие звуковысотного слуха не завершается к концу урока. Новый музыкальный материал, используемый на уроке, степень его сложности, формирует качественно новые оттенки звуковысотного слуха. Поэтому, определяя цель развития на конкретном уроке, учителю необходимо найти ту точку, которая позволит качественно изменить степень развития звуковысотного слуха. Этой точкой могут быть ощущения (высоких и низких звуков, мелодической их последовательности, агогики), конкретные способы интонационного выражения музыкальной ткани, слышание авторского стиля и т.д. Таким образом, цель «развитие звуковысотного слуха», может быть принята как перспективная, т.е. определяющая стратегию деятельности учителя и учащихся для нескольких уроков, иногда для целой системы уроков.
Приведем еще один пример, умение учащихся следить за развитием музыки не может быть сформировано на одном уроке. В развитии этого умения задействованы различные психологические механизмы: память, внимание, мышление, воля. Цель развития в конкретном уроке будет связана с акцентированием деятельности учащихся, например, на вычленении ими темповых изменений в каждой из частей произведения, или, взаимосвязи темповых и динамических средств. В конкретном уроке цель развития может иметь следующий вид: «научить следить за развитием музыкальной мысли на основе ее темповых изменений».
Аналогичным образом происходит определение и воспитательного аспекта цели урока. Так, на уроке дети слушают 2-й концерт С. В. Рахманинова, учитель формулирует воспитательную цель следующим образом: «Возбудить интерес к поиску ответов на вопрос: почему С. В. Рахманинов не вернулся жить в Россию?», Эта цель урока является одной из точек проявления стратегической цели «воспитание патриотических качеств учащихся».

Таким образом, определяя развивающий и воспитательный аспекты цели, учитель, ориентируясь на их перспективный образ, выделяет те точки, которые могут быть достигнуты в конкретном уроке. При этом все три аспекта цели должны быть взаимосвязаны друг с другом. Их нельзя рассматривать как независимые друг от друга, Каждая из них отвечает за свой, определенный участок предметной сферы музыкальной деятельности учащихся.
Цели обучения направлены к тем точкам, которые непосредственно «завязаны» на предметном содержании (содержание музыки, способы воссоздания музыки, способы взаимодействия с музыкой).
Цели развития направлены к тем точкам (наглядно-образное, музыкальное мышление, эмоциональную отзывчивость, чувственные ощущения, звуковысотное представление и т.д.), которые являются психологическими механизмами многосторонних способностей (интеллектуальных, художественных, практических).
Цели воспитания направлены на изменения личностных качеств учащихся, т.е. тех, которые способствуют формированию личностных установок, толерантного отношения, этических норм поведения, эстетических оценок, эстетического вкуса и т.д.
В конкретном уроке музыки эти цели могут быть представлены следующим образом.


Урок в 4-м классе по теме «Визитные карточки» музыкальной культуры разных стран» (программа О. В. Усачевой, Л. В. Школяр, В. В. Школяр).

  • Цель обучения - сформировать представление о классических образцах музыки принадлежащей различным национальным культурам.
  • Цель развития - на основе чувственных ощущений научить отличать разный национальный колорит музыки.
  • Цель воспитания - возбудить интерес к поиску музыкальных примеров, являющихся «визитными карточками» различных национальностей.


По характеру своего воплощения каждый аспект цели в уроке должен быть завершенным, только при таком условии можно говорить, что цель урока достигнута. Каждый из аспектов цели может стать ведущим, т.е. он будет определять выбор средств, структуру урока.
Если в сложившейся практике музыкального воспитания цель урока направлена к раскрытию содержания программного материала, где результатом является объем его усвоения, то, с позиции гуманитарно-деятельностного подхода, цель урока должна быть ориентирована на учащихся и только во взаимодействии с ними, при непосредственном их активном участии направлена на раскрытие и освоение содержания программного материала. Конкретный урок, являясь педагогической ситуацией целостного образовательного процесса, предполагает его взаимосвязанность с предыдущим и последующим уроками. Определяя цели конкретного урока, учитель проектирует процесс изменений в музыкальной культуре своих учеников.
Формулировки педагогических целей урока могут выражаться разными словами, но они обязательно должны быть направлены на проектирование результата деятельности учителя. Для этого в формулировках целей могут быть использованы следующие глаголы: заинтересовать, настроить, вызвать, возбудить, пробудить, сформировать, развить, научить, обучить, побудить, познакомить. Выражения: «дать представление», «раскрыть особенности», «выявить элементы» и т.п., не могут быть использованы, так как они показывают только одностороннюю деятельность учителя в направлении воспроизведения предметного содержания.
Формулировка цели урока должна быть конструктивной по своему содержанию, чтобы, исходя из нее, можно было выстроить систему конкретных действий как учителя, так и учащихся. В формулировке цели должны присутствовать: направленность к учащимся (глагол), предмет, т.е. то, что будет изменяться в ходе урока и элемент программного содержания.
Возможные формулировки целей обучения, на основе программы «Музыка», 8-й класс (авт. Г. ГТ. Сергеева, Е. Д. Критская). Раздел «жанровое многообразие музыки», цикл уроков, посвященных вокальным жанрам.


  • Научить определять особенности русских народных песен по их жанровому признаку.
  • Сформировать представление о жанровом своеобразии бардовской песни.
  • Сформировать понимание специфики жанра романса.
  • Научить анализировать музыкальные сочинения на основе жанровых признаков.
  • Сформировать понимание «интонационного словаря», определяющего специфику жанра духовной музыки.

Проектируя конкретный урок, необходимо выделить все три аспекта триединой цели.<b 

Программа «Музыка», 7-й класс (авторы Т. И. Науменко, В. В. Алев).
Раздел «Музыкальная композиция».
Тема «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах».
Обучающий аспект - сформировать понимание роли музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания.
Развивающт аспект - научить вычленять завершенную музыкальную мысль в звучании произведения.
Воспитательный аспект - возбудить интерес к парным формам рабо- ты на уроке. 

В планировании системы уроков музыки, т.е. при разработке календарно-тематического планирования может быть выделен ведущий аспект цели урока. В приложении дан вариант такого выделения цели урока. 
Какую формулировку цели считать правильной? В педагогической науке разработаны критерии для постановки цели. Согласно дан-ным критериям, цель должна быть:

  • диагностичной, это значит, что результат достижения цели можно проверить, для этого имеются средства и условия;
  • операциональной, т.е. выделенная цель предполагает определенные этапы ее достижения, а в формулировке цели имеется указа-ние на средства её достижения;
  • осознанной, это значит, что цель принята каждым участником образовательного процесса, следовательно, реально достижима.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы