Воронина Елена Вольмировна

Воронина Елена Вольмировна

Музыкальный руководитель

Жизнь прекрасна и удивительна

Профессия: Музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

Увлечения: Путешествия

Страна: Россия

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Сергиев Посад

Место работы: Детский сад № 36

О себе

Замужем. Есть сын.

Мой взгляд на мир

Радуюсь каждому дню.

Моё портфолио

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги появился в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей игрушек-забав.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

Мини-музей книги

Создан под руководствомВорониной Е.В.

Расположение. Занимает угол спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап.

Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» — и другие.

Мини-музей природы

  Создан под руководствомВорониной Е.В.

Размещение. Входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Занимает часть экологической комнаты. Экспонаты размещены на полках нескольких зеркальных шкафов, которые разделены на секции.

Содержание и экспонаты. В мини-музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов. Так, например, в лаборатории экологического комплекса собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. В музее же представлены только особые камни, особые шишки, необычные плоды и т.п.

При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Экспонаты собиралиськоллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран. Например, бабушка с внучкой привезли с Урала богатую коллекцию уральских камней, мама с сыном — огромную шишку из Италии, инструктор по физкультуре — семена лотоса с Волги, а научный руководитель — разнообразные камни, включая известняки с отпечатками животных. Экспонаты размещены в коробках, на пластиковых тарелках и снабжены этикетками. В последних указывается название экспоната, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.

Как используется. Для удобства работы в мини-музее было составлено описание каждогоэкспоната. Все описания собраны в папке в прозрачных файлах, что позволяет добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

Для описания экспонатов нами разработана специальная схема. Привлечь к этой работе можно студентов, проходящих в детском саду педагогическую практику.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКСПОНАТОВ

Рисунок (фотография) экспоната

Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)

Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература:
(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

Примеры описания экспонатов музея природы

Название экспоната. Водяной орех — чилим (плоды). За особые рожки на плодах его еще называют «рогульником», «чертовым орехом», рогатым орехом, водяным каштаном.

Где собран. Астраханская область, река Волга.

Кем собран. Инструктором по плаванию.

Информация о растении. Водяной орех обитает в немногих южных водоемах нашей страны, прежде всего в дельте реки Волги. Любит спокойную, стоячую воду.

Его листья похожи на листья березы, хорошо плавают. Они не тонут, так как в стеблях, на которых они держатся, есть воздух. Растение может образовывать зеленые заросли. Цветки белые, с четырьмя лепестками. Плод — орех 2—5 см длины, с загнутыми рожками, похожими на висящий в воде якорь.

В начале развития орехи очень твердые, с острыми рогами, и к ним не приближаются ни рыбы, ни водяные крысы, ни утки. К осени плоды созревают, становятся более тяжелыми, и растение отрывается от своего стебелька-каната, плывет по реке, словно корабль, нагруженный орехами. Поздней осенью листья и стебель сгнивают, а орехи падают на дно, прикрепляются к нему своими рожками. Весной орех прорастает, причем его корень сначала растет вверх, а затем, изгибаясь, опускается вниз.

Это редкое, реликтовое, то есть оставшееся с очень древних времен, растение (растет на земле более 70 млн. лет). Оно занесено в Красную книгу России. Это означает, что сбор растения запрещен. Однако люди издавна используют это растение, так как его плоды — орехи необычной формы — очень вкусные и полезные. Ими питались даже древние люди. Поэтому водяной орех в некоторых регионах стали специально разводить. Орехи чилима едят сырыми, запекают, сушат, варят. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители некоторых стран Африки, а также Китая, Индии спасались от голода.

Как использовать в работе с детьми. Блоки «Волшебница Вода» (тема «Что растет в воде»), «Воздух-невидимка» (воздух помогает листьям плавать), «Растения», «Человек и природа» (тема «Что такое Красная книга»). Обратить внимание на форму плода. На что он похож? Почему его сравнивают с якорем? Дать потрогать. Есть ли у него рожки? Путем экспериментирования выяснить, умеет ли орех плавать. Обсудить, почему он попал в Красную книгу, что можно сделать для его сохранения. Сочинить сказку (рассказ) о том, как он жил и путешествовал в реке, как попал в музей детского сада. Рассмотреть иллюстрации чилима. Сделать зарисовки плодов.

Дополнительная литература. Верзилин Н. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ

На этом этапе дошкольники сами проводили для ребят из других групп и родителей ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатели составили визитки, в которых содержалось краткое описание экспозиции и приглашение посетить ее. Приветствовались оригинальность оформления и изложения материала. Требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивались прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта члена жюри, которая ускорила обобщение результатов. Такие карты были заранее напечатаны и розданы каждому члену жюри, в состав которого вошли руководители детского сада и родители. Члены жюри заранее обсудили критерии оценки, сравнили свое понимание этих критериев и после знакомства с экспозициями заполнили «Карты оценки». Требуемые характеристики оценивались по пятибалльной системе (каждая — максимум 5 баллов). Особо понравившиеся экспозиции можно было дополнительно отметить восклицательным знаком, а свои сомнения по поводу оценки выразить в виде знака «минус». Эти дополнения учитывались на заключительном этапе подсчетов. Например, если две группы набирали одинаковое количество баллов, жюри обращало внимание на наличие дополнительных отметок. Кроме того, некоторые мини-музеи были отмечены по отдельным «номинациям» — за оригинальность оформления, активное участие родителей
и т.п. При обобщении материалов сначала суммировались данные по каждой характеристике, затем подсчитывалась сумма баллов по всем критериям для каждого мини-музея. Таким образом, в карте каждого члена жюри выводилась общая оценка для каждого мини-музея. И, наконец, для определения победителей суммировались баллы всех членов жюри по данному мини-музею. По результатам подсчетов составлялся «рейтинг» мини-музеев. Победителями, соответственно, стали те, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри.

 

Карта оценки мини-музеев в группах (заполняется каждым членом жюри)

imageЧЛЕН ЖЮРИ (подпись) Фамилия, имя, отчество

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии» (мини-музей «Сергиев Посад — любимый город»). Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели. Выяснилось, что среди прабабушек и прадедушек было много известных фамилий, дети и взрослые рассказывали о своих предках.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Экспонаты музея природы и картинной галереи постоянно используются, воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы «Наш дом — природа», для ознакомления с окружающим миром. После каждого экологического занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — Дарвиновский, музей Москвы и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Мои публикации:

Материалы для родителей
Окружающий мир
Разное
Добавить грамоту в портфолио