Селезнева Лидия Сергеевна

сайт воспитателя группы раннего возраста

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: адаптация детей раннего возраств в яслях

Увлечения: английский, изобразительное искусство

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ школа №246

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lidiya-selezneva
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (с.) Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. (с.) Бетховен. Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас. (с.)
Оскар Уайльд.

О себе

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Эеонор Портер "Полиана".

Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон".

Агния Барто "Стихи.."

"Сто лет одиночества " Ф.Г.Маркес

 

Мой взгляд на мир


 
 
 
Каждый день, каждую минуту воспитателю приходится придумывать различные хитрости, чтобы удерживать внимание детей и направлять их деятельность в «мирное русло». Я хочу поделиться некоторыми приемами, которые помогали мне в работе.
Уложить детей спать в тихий час бывает непросто. Предложи взрослому человеку после обеда поспать часок-другой, думаю, мало кто откажется. Но у детей именно в то время, когда пора ложиться, возникает масса важных дел. Мне помогало стихотворение, которое дети очень полюбили, выучили, а потом даже стали соревноваться за право рассказать его в кровати. Стихотворение также стало стимулом к тому, чтобы дети сами быстро раздевались.
Большие ноги шли по дороге,
Топ-топ (хлопать но коленкам ладошками).
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Топ-топ (два пальчика бегут).
Бежали-бежали, на полянку прибежали.
На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт
(пальчики в замок).
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
Потянули-потянули, покрутили-покрутили, постучали и открыли (имитация движений).
Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем (имитация открывания ворот).
Ротик закрывается, сказка начинается.
Как только я начинала говорить эти слова, дети сразу затихали и проговаривали присказку вместе со мной. После этого стихотворения следовала сказка.
Также меня выручали приготовленные заранее сюрпризы. Я говорила деткам, что тот, кто первый заснёт, получит подарок. Это могли быть небольшие наклейки, картинки. Когда все засыпали, я тихо клала сюрприз на стульчик того, кто заснул первым. Каждый стремился как можно быстрее заснуть, чтобы получить сюрприз. После пробуждения восторгу детей не было предела.
Все мы знаем, сколько усилий нужно для того, чтобы накормить детей. Здесь мне помогала моя домашняя кошка Мурка. Конечно, не сама кошка, а её фотография. Я показывала её деткам и рассказывала, что Мурка кушает так, что её тарелка после еды блестит, даже мыть не нужно. И дети старались съесть всё, что давали на завтрак, обед и полдник.
Для самых непослушных и капризных детишек у меня был «волшебный» стул. Тот, кто провинился, отправлялся на этот стул, и должен был сидеть там, пока не успокоится и не извинится за своё поведение. Очень грустно и одиноко сидеть на стуле, когда друзья играют и занимаются интересными делами. Конечно, никто в группе не хотел оказаться на этом стуле. Со временем достаточно было просто упомянуть о стуле, и непослушный малыш сразу исправлялся.
Ещё один секрет позволит раскрепоститься новичкам. К малышу, который приходит в группу впервые, лучше обращаться сразу по имени, не спрашивая, как его зовут. Когда ребёнок слышит свое имя в незнакомой обстановке, то ему спокойнее – здесь его уже знают. Этот, кажется, незначительный приём, помогает наладить доверительные отношения с самых первых минут знакомства.
Я поделилась с вами своими маленькими секретами-помощниками, которые не раз меня выручали. Успехов в поиске своих секретов!

Учить или играть?
 
Проводить занятие с детьми дошкольниками очень увлекательно и интересно. Чтобы подготовиться к занятию, иногда приходится выдумывать, сочинять и разыгрывать для детей маленький спектакль. Поэтому очень важны подготовка и планирование. Нужно учесть место темы в программе, продумать, что уже дети знают, а с чем их только предстоит познакомить.
Каждому воспитателю приходится составлять план работы на год, планировать занятия на месяц и на неделю, продумывать каждое занятие. Но у меня никогда не получалось предугадать, как пройдет занятие. Как бы ни был хорош план, дети всё равно в процессе занятия диктовали свои правила. Первое время я расстраивалась, но позже стала понимать, почему это происходит. Так случается не из-за того, что я плохой педагог. Просто главное в обучении — дети, а не материал. Проводить занятия с детьми в детском саду, как со школьниками, усаживая их за парты и выдавая задания, как показал мой опыт, неэффективно. Дошкольник учится каждую минуту, когда интересуется чем-то новым.
В институте нас учили предметным занятиям, но для ребёнка мир не делится на математику и развитие речи, ему интересен мир в целом. Важно идти за интересом и желаниями детей. Иногда стоит отложить освоение какого-либо материала и поиграть в подвижные игры. После того как дети выплеснут свои эмоции, им гораздо проще услышать воспитателя.
Не стоит забывать и о «физкультминутках». «Зачем они нужны? На занятиях дети должны учиться, а не физкультурой заниматься», — рассуждала я, пока не начала работать. Удержать внимание дошкольников очень сложно, у них огромная потребность в движении, тактильных и сенсорных ощущениях — в этом я убедилась на собственном опыте. В моей группе был мальчик Петя, 3,5 лет. На одном из занятий, где я увлеченно рассказывала о грибах, он, качаясь, грохнулся со стула. Когда я его поднимала, он сказал, что так хотел пойти за грибами, что не смог сдержать себя.
Конечно, большей частью процесс обучения дошкольников происходит в игре. Задача воспитателя, по моему мнению, организовать игровую ситуацию и донести до детей правила игры. Дети очень любят примерять на себя роли, погружаться в предложенные взрослым ситуации. Так, по моим наблюдениям, им очень интересна игра «в семью». Это то, с чем они очень хорошо знакомы. Играя с дошкольниками в эту игру, можно познакомить их со многими понятиями. Например, с различными видами овощей и фруктов. Можно попросить «маму» сходить в магазин за фруктами, а «папу» — за овощами. «Продавец»-воспитатель расскажет, что называют фруктами, а что овощами. В такой форме дети легко запоминают названия фруктов и овощей, их внешний вид и классификацию.
Чтобы начать занятие, нужно привлечь внимание детей к определённой теме. «Завлекалочкой» может стать игрушка, которая «пришла в гости», стихотворение, ситуация «мы едем на поезде». Вначале интерес проявляют не все дети, остальные обычно включаются попозже, наблюдая за тем, что происходит.
Конечно, можно заставить ребёнка-дошкольника делать что-либо насильно, но в этом нет никакой пользы. Дети запоминают только то, что им интересно, и именно в тот момент, когда они к этому готовы. Дети по своей сути – исследователи, и всё, что их окружает, является развивающей и обучающей средой. Важно, чтобы в тот момент, когда ребёнок заинтересовался и готов принять какую-либо информацию, рядом оказался материал, который малыш может изучить, и взрослый, который всё объяснит.
В ходе занятия я старалась применять различные виды деятельности, чтобы каждый мог выбрать для себя то, чем бы он хотел заниматься. Для организации деятельности в группе необходимо подготовить наглядный материал, раздаточный материал, игры. По одной теме я стараюсь собирать как можно больше материала, чтобы каждый мог выбрать что-то интересное.
Самые увлекательные и тихие занятия в группе — это лепка и рисование. Даже заведующая, проходя мимо группы во время этих занятий, не могла поверить, что так тихо. Дети самозабвенно, с огромным увлечением работают с пластилином, красками, эта деятельность их просто завораживает. На этих занятиях в полной мере восполняется потребность в тактильных ощущениях.
Обучение происходит очень эффективно, когда воспитатель отвечает на вопросы детей. Например, дети задают очень много вопросов на прогулке. Я использовала эти вопросы для организации обучающей ситуации. Например, осенью предлагала детям собирать каштаны, что детишки всегда выполняют с огромным удовольствием. При этом, конечно же, я удовлетворяла любопытство группы, рассказывая, откуда каштаны берутся, как называются деревья. Затем из собранных трофеев мы с детьми делали поделки. Эти поделки были особенно дороги малышам, так как они не только сами собирали природный материал, но и узнавали о нём много нового и интересного.
Я надеюсь, что мой опыт, окажется полезным молодым воспитателям.
Праздник к нам приходит

Организация праздника – процесс хлопотный, но при этом увлекательный и интересный. Проведение детского праздника можно условно разделить на несколько этапов.
Подготовка. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. В первую очередь я рассказываю детям о самом празднике, для кого он организуется и зачем к нему нужно готовиться. Дети любят петь и танцевать, но не все могут выступать на публике. Чтобы помочь стеснительным детям, я устраивала в группе небольшие выступлении-репетиции, на которых зрителями были сами дети. В такой ситуации каждый ребёнок мог почувствовать себя и зрителем, и артистом. Следующий этап – разучивание стихотворений и сценок. Лучше всего повторять стихи и сценки один раз в день. Если делать это чаще, дети начинают капризничать, так как им надоедает повторять одно и то же много раз. Также можно подключить родителей и попросить повторять стихи дома. Я раздавала мамам и папам листочки со стихотворениями, чтобы они могли разучивать их с детьми в выходные.
Проведение праздника. Стихи выучены, сценки, танцы и песни отрепетированы. Все ребята – в праздничной одежде, волнуются перед выходом на «сцену». В зале заворожено ждут родители – самые важные зрители. Все дети хотят показать, чему они научились. Но иногда, от переизбытка чувств и переживаний, кто-то из детей может отказаться от выступления и уйти к маме или папе. Что же делать в этой ситуации? В начале работы я терялась и очень переживала – ведь мы всей группой так долго готовились. Со временем я поняла и приняла как должное, что дети спонтанны в проявлении своих чувств и желаний, и нужно быть готовой к любой ситуации. И если на празднике что-то пошло не по плану – ничего страшного. Родители поймут, что воспитатели приложили максимум усилий, чтобы выступление было успешным. У меня была одна девочка, которая очень боялась ряженых. Когда на Новый год приходил Дед Мороз, она пряталась у мамы на коленках, закрывала глаза, и упросить её рассказать стихотворение было невозможно, так как у неё начиналась истерика. Зная такую её особенность, я старалась организовать праздник так, чтобы ряженые или ростовые куклы появлялись после выступления детей.
Подведение итогов. Подводить итоги можно как сразу после праздника, так и на следующий день, но не позже, чтобы впечатления были ещё свежи. Я всегда обсуждаю с детками, что им понравилось на празднике, что лучше всего запомнилось. Каждый может высказаться о том, чьё выступление понравилось ему больше и почему. В конце я обязательно старалась отметить успехи детей, закрепив тем самым желание выступать в дальнейшем. Проведение детского праздника — ответственное и волнительное мероприятие. Но все старания с лихвой окупаются, когда видишь достижения и рост своих воспитанников, видишь улыбки, а иногда и слёзы счастья на лицах родителей.
Верный помощник или Дневник воспитателя
 
Дневник воспитателя. Для чего он нужен? Ставить оценки детям, как в школе? Конечно же, нет. Это, скорее, помощник в делах на каждый день.
Я очень жалею, что не вела такой дневник с первых дней работы. Во-первых, всё сразу обо всех детях запомнить невозможно – у кого-то аллергия, кого-то нужно отвести к врачу и т. д. Во-вторых, в течение рабочего дня воспитатель решает множество задач, получает большой объём важной информации, планирует работу на следующие дни. Кроме того, что-то нужно передать второму воспитателю или администрации, что-то родителям.
Первое время я записывала необходимую информацию на листочках, но они постоянно терялись. Поэтому я завела тетрадь, в которой выделила несколько разделов:
1. Информация о родителях: фамилия, имя, отчество обоих родителей (возможно, ближайших родственников или няни – тех, кто водит ребёнка в сад), адрес, номера телефонов.
2. Информация о детях: особенности здоровья, особенности поведения, навыки самообслуживания.
3. Страничка для записей на каждый день: что передать родителям, воспитателям, список дел.
Первые два раздела удобнее оформить в виде таблиц – так будет легче находить необходимую информацию.
Данные из первого раздела необходимы для связи с родителями. Как показывает практика, такая связь очень важна. Лучше заранее предупредить родителей о каких-либо нестандартных ситуациях, обсудить, а затем принять меры. Однажды в моей группе у девочки случилось небольшое расстройство желудка. Пришлось в течение дня несколько раз её подмывать и менять бельё. Закрутились, родителям не сообщили. Перед сборами домой оказалось, что чистое бельё закончилось. Одели девочке только колготки – единственное, что осталось у неё из чистого белья. Когда пришла мама, ей рассказали о случившемся. Она была крайне недовольна тем, что ей не позвонили – ведь она могла взять бельё из дома. Тогда я поняла, что родителям необходимо сообщать о любых происшествиях.
Информация из второго раздела – данные о самом ребёнке, его особенности, которые нужно учитывать при общении с малышом. Эта информация помогает чувствовать себя уверенно – знаешь, чего ожидать от ребёнка. Всю информацию можно собрать из личных бесед с родителями или предложить им заполнить опросник.
Третий раздел – органайзер – большая часть тетради. Первое время я записывала всё: что кому, когда, от кого нужно передать, составляла планы, формировала списки материалов для работы. Эти записи не раз меня выручали.
На учебный год вполне хватает тетради в 48 листов. Удобно использовать тетрадь на пружине, так как её всегда можно оставить открытой на нужной странице, а также легко вырвать листочек со списком каких-либо дел и взять его с собой.
Я очень рекомендую завести такую тетрадь – органайзер. Много времени это не займёт, зато польза от неё велика. Надеюсь, что и вам она станет таким хорошим помощником.
Давайте жить дружно, или Как найти общий язык с родителями
 
До работы в детском саду я совсем не задумывалась о том, как буду общаться с родителями малышей. В институте нам рассказывали об этом, но тогда эта тема не казалась мне важной. Уже с опытом я поняла, что большая часть моей работы – это именно взаимоотношения с родителями. Конечно, можно свести общение к минимуму – просто принять ребенка утром и отдать вечером. Но без взаимодействия с родителями сделать воспитательный процесс гармоничным невозможно.
Я думала, что наладить контакт с родителями очень сложно. Больше всего я боялась не упасть лицом в грязь. Как показать, что ты – специалист, что готова сотрудничать? Мне было сложно поверить в свои силы – в то, что я, такая молоденькая, смогу чему-то научить взрослых, состоявшихся людей, в чём-то помочь им. Но, преодолевая страх, я старалась проявлять инициативу в разговоре. Я поняла, что общение будет успешным, если оно основано на общих и значимых для обеих сторон интересах, если общения взаимно обогатит каждую из них, поняла, что родители – это союзники, а не враги.
Родители были разные. Кто-то сразу был готов сотрудничать, видел во мне специалиста, и наше общение было продуктивным. Но встречались и такие, которым приходилось доказывать, что я чего-то стою и могу дать дельный совет. При общении с такими родителями было очень тяжело, но всегда меня выручала уверенность в моих знаниях, а также научная информация, с помощью которой я подтверждала свои слова.
Однажды папа одного мальчика заявил, что сам в три года решал уравнения и хочет, чтобы его сын тоже этому научился. На мой вопрос: «А зачем это нужно трехлетнему ребенку?», он ничего не ответил. Я подготовила материал по возрастным особенностям трехлетних детей, поговорила с отцом, он понял меня и признал мою правоту.
Нужно обязательно объяснить родителям (хотя порой это трудно), что читать и писать малышам ещё рано, что главная задача дошкольного воспитания – развитие мышления, мелкой моторики, общая физическая подготовка, знакомство с окружающим миром. Общее развитие – залог успешной учёбы в школе.
Первое время меня очень удивляло, что дети совершенно по-разному ведут себя в течение дня в саду и при родителях. Иногда было сложно доказать родителям, что без них малыши совсем другие. Обычно при родителях они непослушны и отказываются что-либо делать самостоятельно, хотя давно в саду делают всё сами. Но если рассказывать родителям при малышах об их успехах в самообслуживании, то в большинстве своём дети стараются проявить самостоятельность. Поэтому я старалась каждый день пару минут уделять каждому взрослому и сообщать об успехах ребёнка. Постепенно дети и сами начинали рассказывать о том, чему научились.
Продуктивное общение с родителями, настрой на хороший результат, уверенность в себе и своих знаниях – всё это помогло мне преодолеть опасения и создать благоприятную атмосферу в группе.
Возрастные особенности дошкольников. Как учитывать их в работе?
 
Меня часто спрашивают, почему я выбрала профессию педагога. Наверное, я стала воспитателем, потому что с детьми никогда не скучно. Каждый день я делала маленькие открытия, узнавала что-то новое, и это новое мне помогали увидеть именно дети – разные, интересные, непредсказуемые.
Например, для меня была открытием логика детей. Мальчик Петя 3,5 лет, когда мы играли в детское лото, на мой вопрос: «Из чего делают изюм?», не задумываясь, ответил, что изюм делают из запеканки. Почему он так решил? Как он связал изюм и запеканку? Позже я вспомнила, что незадолго до игры в лото, на полдник, дети ели запеканку с изюмом. Вот так причудливо ребёнок сделал вывод о происхождении изюма из запеканки.
Ещё одним открытием для меня стал тот факт, что для детей в возрасте до трёх лет очень важен порядок действий. В моей группе был мальчик 2,5 лет. Когда за ним приходила мама, он спокойно давал себя одеть и уходил домой. Но стоило прийти за ним папе, как ребёнок начинал истерику. В чём же была причина такого поведения? Оказалось, что мальчик хотел, но никак не мог объяснить папе, что сначала ему следует одеть ботинки, а лишь потом куртку – так всегда делает мама. С того дня, когда папа понял это и одел малыша в нужном порядке, то есть сначала ботинки, а затем – куртку, истерики прекратились.
В дальнейшем, используя чётко отработанный алгоритм действий, я лёгко собирала детей и на занятия, и на прогулку. Правильная последовательность действий и дисциплинирует малышей, и дает уверенность в будущем. А это, как оказалось, очень важно для дошкольников, хотя взрослый человек может не предавать этому значения.
Мы часто забываем, что маленькие дети устроены не так, как взрослые люди. Они воспринимают окружающий мир иначе, им многое непонятно, а взрослые требуют от них того, чего они просто не знают и не умеют. Поставьте себя на место ребёнка – если бы вам пришлось резко поменять привычную сферу деятельности, переехать жить в другой город, сменить круг общения. Всё это для взрослого – стресс. Такой же колоссальный стресс испытывает и маленький человек, впервые идущий в детский сад.
В начале своей работы я думала, что дети должны меня понимать, должны делать то, о чем я прошу. Когда же они не исполняли мои требования, я часто испытывала чувство раздражения и обиды: «Почему они меня не понимают? Я так старалась, готовилась, объясняла?» Со временем я поняла, что дети нам, взрослым, ничего не должны. Наоборот, это взрослые должны объяснить ребенку, как нужно действовать в тех или иных ситуациях. Например, завязать шнурок. Нам взрослым кажется, что это очень лёгко, но для ребёнка – это сложный, состоящий из нескольких этапов процесс.
Воспитателю важно научиться ставить себя на место ребёнка, научиться понимать логику его поступков. Осознание и принятие особенностей детской психологии помогли мне справиться со многими проблемами в процессе работы.
 
 

 

Мои достижения

- Домашние занятие с детьми английским и испанскими языками.

- Участие в Новогоднем праздники в роли бабы Яги ( средняя группа).

- Оформлении холла детского сада ко дню блокады, ко дню Победы.

- Участие  осеннего праздника для ясельной группы в роли ведущей.

 

Моё портфолио


Добавить грамоту в портфолио