Вохмина Лидия Фёдоровна

сайт учителя начальных классов Вохмина Лидия Федоровна

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: знакомство с новыми технологиями

Увлечения: путешествия чтение книг

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Сестрорецк, Курортный район

Место работы: гимназия № 433

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lidiya-vohmina
Каждый человек имеет право на ошибку, но ошибки надо исправлять.

Размышления о современном уроке.

               Согласно формулировке ФГОС сегодня недостаточно, чтобы  цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник . Сегодня нужны  выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. М.Г.Ермолаева в своей книге «Современный урок: анализ,  тенденции, возможности» пишет, что можно говорить о новом движении под девизом «Сделай сам», которое заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.

              Для обеспечения образовательного  результата, как формирование самостоятельности учащихся, уже в начальной школе надо создавать условия для реализации субъектной активности учащихся, становления их субъектами, авторами учебной деятельности.

             В современной школе урок  был и остаётся основной формой учебного процесса. Но урок обретает новые черты, где при взаимодействии учителя и учащихся становится усвоение учебной информации. Усвоенным на уроке считается то содержание, которым ученик овладел как субъект учебной деятельности, т.е. осмысленно и осознанно. Понять уровень осознанности и осмысленности помогает диалог учителя с учеником.

            На современном уроке учителю необходимо пользоваться местоимением «мы», т.к. только этот вариант позволяет ребятам ощутить возможность сотрудничества.

             Каждый современный урок должен учащихся учить учиться, а это:

·         увеличение доли метазнаний – знаний о знаниях и способах их приобретения, методах их проверки

·         увеличение доли нестандартных задач и нестандартных учебных ситуаций, позволяющий ребёнку актуализировать свой опыт – как учебный, так и накопленный в жизненной практике

·         разработка методических приёмов достижения учащимися понимания учебного материала, интерпретации усвоенного знания

          У разных детей умение учиться складывается неравномерно: у одних западает личностно – смысловой компонент, у других -  когнитивный, т,е. осознанность действий, понимание того, что и как надлежит делать, у третьих – затруднено формирование умений .

 Всем известна истина: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться», но беда в том, что 50% поступающих в школу учиться не хотят, к декабрю первого полугодия нежелающих учиться прибавляется ещё 20%.

          Причины: 1- перегрузки, 2 – психологическая безопасность.

        Психологическая безопасность – связана с оценочным суждением учителя, которое, зачастую, бывает отрицательным.  Чтобы справиться с этим предполагается владение учителем основами педагогики успеха, его умением создать ситуацию успеха для каждого

ученика. Согласно этому правилу любой отзыв начинается с «плюса» - констатируется ,в чём ученик молодец, что ему удалось. Даже, если работа выполнена на «2», учитель говорит: «Спасибо, что ты взялся за работу, попытался решить пару примеров, проявил усердие, желание справиться с поставленными задачами. Но пока получилось не всё».

 

 

 

Теперь идёт констатация «минуса» - что не получилось, почему и что надо сделать для исправления  результата. Закончить отзыв ещё одним «плюсом» -

это утверждение учителя о наличии у ученика резерва, ресурс сил, которые позволят ему справиться с поставленными задачами.

       Существенным моментом современного урока является рефлексия. Освоение происходит, когда  в дело включается рефлексия, за счёт которой выделяются схемы деятельности  - способы решения задач или рассуждения.  Рефлексия как образовательная деятельность связана с содержанием предметных знаний  и обращена к субъекту  этой деятельности.

       Рефлексия – это не только припоминание главного из урока или формулирование выводов, но осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Учащийся не только осознаёт сделанное, но осознаёт, то  как это сделано. Можно утверждать, что результативность обучения возрастает благодаря этапу осознания  деятельности – собственной и коллективной.   Рефлексия позволяет осознать сам метод, который привёл к этой активной познавательной деятельности.

             Организация рефлексии учащихся на уроке должна включать следующие шаги:

1. Предметная деятельность должна быть остановлена или завершена.

2.Последовательность выполненных действий надо восстановить.

3. Осмыслить последовательность действий с точки зрения эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.

4. Выявить и сформулировать результаты рефлексии: предметная деятельность, способы  деятельности, предположения будущей  деятельности, Общее состояние – эмоциональный и психологический  настрой.

5. Личная динамика – что изменилось в самом участнике деятельности

           Рефлексии надо обучать с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание тому, что они делают и что с ними происходит,  т.к. ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения знаний, не обнаруживают причин своих проблем и результатов, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности.

Формы образовательной рефлексии  различны – устное обсуждение , письменное анкетирование, графическое  изображение. Например,

·         -вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения ,как :

«На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…»

«На уроке меня порадовало…, я похвалил себя…, особенно мне понравилось…»

·         «После урока мне захотелось…, я мечтаю о …»

Рефлексия в конце урока – возможность каждому осознать полезность происшедшего для себя, свои промахи и удачи, повод задуматься, что имеет смысл закрепить и освоить, а какие из собственных приёмов  познания нуждаются в совершенствовании.

 

 

О себе

Работаю учителем более 40 лет. Люблю свою работу, люблю детей начальной школы. Они чисты, наивны, доверчивы, на мир смотрят широко открытыми глазами.Они способны удивляться.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Александр Пушкин, Николай Лесков, Виктор Астафьев

Мой взгляд на мир

Позитивный.

Моё портфолио

Размышления о современном уроке.

               Согласно формулировке ФГОС сегодня недостаточно, чтобы  цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник . Сегодня нужны  выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. М.Г.Ермолаева в своей книге «Современный урок: анализ,  тенденции, возможности» пишет, что можно говорить о новом движении под девизом «Сделай сам», которое заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.

              Для обеспечения образовательного  результата, как формирование самостоятельности учащихся, уже в начальной школе надо создавать условия для реализации субъектной активности учащихся, становления их субъектами, авторами учебной деятельности.

             В современной школе урок  был и остаётся основной формой учебного процесса. Но урок обретает новые черты, где при взаимодействии учителя и учащихся становится усвоение учебной информации. Усвоенным на уроке считается то содержание, которым ученик овладел как субъект учебной деятельности, т.е. осмысленно и осознанно. Понять уровень осознанности и осмысленности помогает диалог учителя с учеником.

            На современном уроке учителю необходимо пользоваться местоимением «мы», т.к. только этот вариант позволяет ребятам ощутить возможность сотрудничества.

             Каждый современный урок должен учащихся учить учиться, а это:

·         увеличение доли метазнаний – знаний о знаниях и способах их приобретения, методах их проверки

·         увеличение доли нестандартных задач и нестандартных учебных ситуаций, позволяющий ребёнку актуализировать свой опыт – как учебный, так и накопленный в жизненной практике

·         разработка методических приёмов достижения учащимися понимания учебного материала, интерпретации усвоенного знания

          У разных детей умение учиться складывается неравномерно: у одних западает личностно – смысловой компонент, у других -  когнитивный, т,е. осознанность действий, понимание того, что и как надлежит делать, у третьих – затруднено формирование умений .

 Всем известна истина: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться», но беда в том, что 50% поступающих в школу учиться не хотят, к декабрю первого полугодия нежелающих учиться прибавляется ещё 20%.

          Причины: 1- перегрузки, 2 – психологическая безопасность.

        Психологическая безопасность – связана с оценочным суждением учителя, которое, зачастую, бывает отрицательным.  Чтобы справиться с этим предполагается владение учителем основами педагогики успеха, его умением создать ситуацию успеха для каждого

ученика. Согласно этому правилу любой отзыв начинается с «плюса» - констатируется ,в чём ученик молодец, что ему удалось. Даже, если работа выполнена на «2», учитель говорит: «Спасибо, что ты взялся за работу, попытался решить пару примеров, проявил усердие, желание справиться с поставленными задачами. Но пока получилось не всё».

 

 

 

Теперь идёт констатация «минуса» - что не получилось, почему и что надо сделать для исправления  результата. Закончить отзыв ещё одним «плюсом» -

это утверждение учителя о наличии у ученика резерва, ресурс сил, которые позволят ему справиться с поставленными задачами.

       Существенным моментом современного урока является рефлексия. Освоение происходит, когда  в дело включается рефлексия, за счёт которой выделяются схемы деятельности  - способы решения задач или рассуждения.  Рефлексия как образовательная деятельность связана с содержанием предметных знаний  и обращена к субъекту  этой деятельности.

       Рефлексия – это не только припоминание главного из урока или формулирование выводов, но осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Учащийся не только осознаёт сделанное, но осознаёт, то  как это сделано. Можно утверждать, что результативность обучения возрастает благодаря этапу осознания  деятельности – собственной и коллективной.   Рефлексия позволяет осознать сам метод, который привёл к этой активной познавательной деятельности.

             Организация рефлексии учащихся на уроке должна включать следующие шаги:

1. Предметная деятельность должна быть остановлена или завершена.

2.Последовательность выполненных действий надо восстановить.

3. Осмыслить последовательность действий с точки зрения эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.

4. Выявить и сформулировать результаты рефлексии: предметная деятельность, способы  деятельности, предположения будущей  деятельности, Общее состояние – эмоциональный и психологический  настрой.

5. Личная динамика – что изменилось в самом участнике деятельности

           Рефлексии надо обучать с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание тому, что они делают и что с ними происходит,  т.к. ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения знаний, не обнаруживают причин своих проблем и результатов, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности.

Формы образовательной рефлексии  различны – устное обсуждение , письменное анкетирование, графическое  изображение. Например,

·         -вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения ,как :

«На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…»

«На уроке меня порадовало…, я похвалил себя…, особенно мне понравилось…»

·         «После урока мне захотелось…, я мечтаю о …»

Рефлексия в конце урока – возможность каждому осознать полезность происшедшего для себя, свои промахи и удачи, повод задуматься, что имеет смысл закрепить и освоить, а какие из собственных приёмов  познания нуждаются в совершенствовании.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы