Решение проблемной ситуации

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Важным элементом проблемного обучения, помимо проблемной ситуации, является такой процесс, как решение проблем [2]. 
Этапы решения проблемы
1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия (обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе).
2. Формулирование гипотезы (обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа).
3. Доказательство гипотезы (доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения).
4. Общий вывод (обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием).
В процессе решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы, усилению гражданской позиции учащихся, все это имеет важно значение при обучении географии [9].
Проблемное обучение реализуется на уроках географии с помощью следующих методов: проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского. При проблемном изложении даются не готовые знания, а раскрывается проблема как поиск научной истины [11], то есть, при проблемном изложении преподаватель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся — активные и заинтересованные слушатели. Например, «Какие изменения в природе могли бы наступить в случае реализации проекта по „переброске“ части стока северных рек в Волгу и бессточный Арало-Каспийский бассейн? Какие экологические и экономические последствия могли бы произойти в природном комплексе Евразии в случае реализации данного проекта?» Решая подобные проблемы, школьники с помощью наводящих вопросов учителя и сообщаемой им дополнительной информации могут прийти к выводу о возникновении ряда крайне неблагоприятных для природы и человека последствий, которые могли бы наступить в случае реализации этого проекта (нарушение природного равновесия, изменение погодно-климатического режима, отчуждение значительных по площади сельскохозяйственных угодий, исчезновение многих редких видов животных и растений и др.).
Проблемное изложение может быть использовано при рассмотрении сложного процесса образования какого-либо компонента природы или природно-территориального комплекса. Так, приступая к характеристике такой страны как Индия, учитель формулирует проблему: «Индия является страной контрастов?»; строит свое изложение таким образом, чтобы доказать данное утверждение. 
Содержание школьной географии открывает широкие возможности для проблемного изложения в связи с рассмотрением проблем и перспектив развития отдельных отраслей хозяйства, экономических районов и стран [1].
Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формулирует учитель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение, сделать вывод и т. п. В этом случае учащиеся проявляют активность в поиске разных вариантов решения проблемных задач.
Одной из ярких форм реализации частично-поискового метода является эвристическая беседа (сократовская беседа), представляющая собой такой способ ведения дискуссии, который позволяет школьнику как бы самостоятельно, отталкиваясь от устоявшихся истин и мнений, приходя в противоречие с некоторыми частными аксиоматическими утверждениями, приходить к принципиально новым для него выводам и заключениям. 
Так, при изучении современных процессов в мировом хозяйстве (география, 10 класс) учитель может предложить учащимся следующее задание: «Объясните, влияет ли такой процесс, как глобализация, на развитие животноводства?». Учитель разделяет этот вопрос на ряд «подвопросов», соответствующих логике рассуждения по данной проблеме: 
1. Этот процесс обеспечивает странам с отстающей экономикой новые рынки сбыта и обмен с более развитыми последними технологиями в развитии сельского хозяйства?
2. Вследствие закрепления периферийной модели экономики, фермеры Европы теряют прибыль из-за неспособности конкурировать с дешевой продукцией из стран 3-го мира? 
3. Вследствие глобализации на рынок поставляются более разнообразные и дешевые продукты животноводства?
4. Продукция стран 3-го мира не выдерживает конкуренцию с европейской продукцией по качеству?
5. Получается, что процесс, который должен быть выгоден всем, не становиться таковым?
В заключение беседы учитель повторно предлагает общий вопрос: «Объясните, влияет ли такой процесс, как глобализация, на развитие животноводства?» — и получает на него правильный и полный ответ школьников, обобщивший содержание беседы.
Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, ученики самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Они самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. 
Географические науки характеризуются обширностью интересов и способностью решать самые разнообразные и сложные проблемы, охватывающие все стороны природных и социальных явлений, поэтому при их изучении использование исследовательского метода не только целесообразно, но и является очень эффективным.
Методы проблемного обучения являются универсальной основой для формирования познавательной активности через освоение как специфичных, так и общеучебных методов познания, не только раскрывающих географическую область знаний, но формирующих творчески активную личность. Поэтому необходимо уделять большое внимание проблемному обучению при изучении географических дисциплин.

 

Комментарии

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Согласна с Вами, что методы проблемного обучения действительно являются универсальной основой для формирования познавательной активности учащихся.