К урокам чтения по программе "Гармония"

Николаева Наталия Николаевна

Рассмотрен метод партитуры и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _pedagogicheskie_nakhodki_na_urokakh_chteniya.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основной идеей  поиска находок является формирование компетентностей современного самостоятельного читателя. Для реализации данной идеи  используются разные способы понимания текстов (анализ, интерпретация, «пошаговое чтение», прогнозирование текста, «раскадровка», работа с микротемами и др.). Весь  урок представлен как поиск, исследование различных сторон действительности на материале разных текстов, заданий, моделей, схем, проектов. Все новые понятия, которые ученики открывают в процессе исследования, посильны для осознания и применения в практической деятельности. Знакомство с понятиями происходит в логике разворачивания предметного содержания, новое понятие имеет особое обозначение – пиктограмму.  В учебнике в специальных учебных текстах для формирования способа чтения рассказывается о достижениях в разных областях знаний человека. В рамках каждого «условного урока» дается мотивационный момент с целью продвижения детских размышлений, гипотез на заданную литературную тему, проблему. Каждый раздел учебника предваряется обращением  , в котором отражены идеи патриотизма, любви и уважения к людям, своему народу, Отечеству.  
В каждом уроке учебника представлен специальный этап учебной деятельности, на котором формируется способ тактового смыслового чтения. Все тексты   сопровождаются специальными задания на прочтение или составление партитуры для отработки способа чтения. Предваряют работу с учебными текстами специальные упражнения под пиктограммой «бужу голос». От урока к уроку поэтапно в заданиях даю модели такта, паузы, ударного слова в тактах, модель повышения и понижения тона в такте.
 Содержание учебных текстов и системы вопросов к ним формирует способность аргументировано высказывать свою точку зрения: в каждом уроке каждого раздела перед исследованием художественного текста дано задание, которое требует от ученика особой точки зрения на какую-то проблему. На формирование коммуникативных умений, связанных с аргументированным высказыванием личной точки зрения каждого ученика направлены все задания, отмеченные особой пиктограммой «Я собеседник. Работаем в паре, группе». Также в учебнике есть специальные задания творческого характера, где требуется в небольшом ответе представить личную точку зрения на исследуемую проблему на уроке. В данном случае ученики осваивают учебную позицию «Я автор».  
 Задания, нацеливающие на применение знаний в практической деятельности, связаны с формированием способов действий чтения, говорения, слушания, письма. В каждый урок учебника включены задания на формирование всех видов речевой деятельности.
 В учебнике в каждый урок обязательно введены специальные задания для формирования действий контроля и оценки учащихся, даны оценочные таблицы с критериями для самопроверки выполненных заданий. На данные задания обращает внимание пиктограмма «Я эксперт».  Я разработала к учебнику   таблицы позволяют «оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки», со временем выпускник научится «осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату» и «вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок», следовательно, «адекватно воспринимать оценку учителя» и «самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
 В заданиях учебника прослеживается связь с русским языком, изобразительным искусством; театром; музыкой, окружающим миром, физической культурой. Задания в учебнике формулируются таким образом, что ученик оказывается в ситуации квазиисследования: он открывает законы тактового смыслового чтения; анализирует произведения разных жанров, самостоятельно открывая мир творчества писателей и поэтов; выполняет творческие работы, интерпретируя произведения, например, создавая мультфильм, сценку, иллюстрацию.
 
 Материал учебника способствует развитию личности, поскольку в нем собраны произведения, раскрывающие социокультурные, духовно-нравственные ценности человека, рассказывающие о нормах поведения в семье, обществе, государстве.