Новые дидактические приёмы: фишбоун и кластер на уроках окружающего мира, 4 класс

Тарасова Ирина Валентиновна

Программа "Окружающий мир". 4 класс. Авторы - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_pishchevareniya.pptx589.55 КБ
Файл organy_pishchevareniya_4_klass.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организм человека

Слайд 5

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Нервная система Кровеносная система Дыхательная система Пищеварительная система Выделительная система Головной мозг речь органы чувств нервы почки артерии вены сердце лёгкие бронхи рот желудок печень тонкая кишка толстая кишка КЛАСТЕР С. 86

Слайд 6

Утверждение Верно (+) Неверно (-) Перерабатывает пищу пищеварительная система. Зубы относятся к пищеварительной системе. От здоровья зубов не зависит здоровье организма. Все зубы одинаковы. От самого человека зависит его здоровье.

Слайд 7

Органы пищеварения С. 89 – 93

Слайд 8

Фишбоун

Слайд 9

Фишбоун Органы пищеварения рот (зубы) желудок кишечник печень откусывают, разрывают, перетирают основное переваривание перерабатываются остатки пищи выделяет желчь Пища – источник полезных веществ и энергии. С. 79

Слайд 10

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. 1. 2. 3 . 4 . 5 . 6 . Нет . Да . Да . Да . Да . Нет .



Предварительный просмотр:

Тема урока: Органы пищеварения.

Цель:

  • Познакомить с органами пищеварения, выяснить функции отдельных органов пищеварения;

Результаты:

  • Формируется умение получать новую информацию через самостоятельную работу с текстом учебника, с таблицей органов пищеварения;
  • Формируется умение  оценивать свою деятельность на уроке, давать оценочную деятельность других, умение работать в парах;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Оборудование: кластер на интерактивной  доске, таблица «Верно-неверно», слайды на интерактивной доске.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну как, дети, вы готовы!?

Начинаем точно в срок.

Ученики настраиваются на урок, занимают свои места

  1. стадия вызова (мотивация)

На доске выставлен кластер (без стрелочек). Расставьте в кластере стрелочки, расскажите, что знаете по теме «Организм человека». Работать вы будете парами, а два ученика у доски. Не забывайте правила работы в парах. \

Дети (в парах) расставляют в кластере стрелочки. Два ученика работают с интерактивной доской. Другие  4 ученика кратко рассказывают про организм человека.

  1. Актуализация знаний

 Пользуясь кластером, скажите, все ли мы знаем про организм человека?

 Что мы сегодня узнаем нового про организм человека?

Сегодня мы подробно поговорим о пищеварительной системе, об органах пищеварения.

Дети говорят, что необходимо расширить знания об органах пищеварения. (Если в классе есть ученики, которые  могут что-то сказать по теме, надо выслушать их предположения, а затем, в конце урока, выяснить, действительно ли они были правы.)

  1. Открытие нового знания

Работая в парах,  заполните таблицу «Верно - неверно». Для этого прочитайте самостоятельно текст учебника. (У детей на столах карточки)

Утверждение

Верно (+)

Неверно (-)

Перерабатывает пищу пищеварительная система.

+

Зубы относятся к пищеварительной системе.

+

От здоровья зубов не зависит здоровье организма.

-

Все зубы одинаковы

-

От самого человека зависит  его здоровье

+

Что же нам помогает перерабатывать пищу?

Что помогает пережевывать пищу?

Дети работают в парах самостоятельно. (10 минут). Читают текст в учебнике.  Далее  обсуждение итогов заполнения таблицы.

Два ученика работают с

интерактивной доской.

Чтобы переработать пищу в организме  нам помогает пищеварительная система.

Пережевывать пищу помогают зубы.

  1. Расширение и закрепление новых понятий

Где находятся зубы?

Значит, рот относится к пищеварительной системе?

Что мы можем заполнить в кластере? (рот)

Что происходит с пищей во рту?

Рассмотрите рисунок в учебнике и на слайде.

Что же дальше происходит с пищей, куда она попадает?

Графический диктант, затем самопроверка. (на интерактивной доске)

  1. В организме пищу перерабатывают органы пищеварения. (да)
  2. Зубы никак не могут повлиять на здоровье человека. (нет)
  3. В желудке пища перерабатывается под действием желчи. (нет)
  4. В желудке пища перемешивается, перерабатывается под действием желудочного сока (да)
  5. Печень выделяет желчь для переваривания пищи в тонкой кишке. (да)
  6. Далее пища поступает в тонкую, а затем в толстую кишку (да)

Зубы находятся во рту.

Дети заполняют кластер- «рот». ученики по ходу разбора темы работают с интерактивной доской- выставляют кластер. Отвечают по ходу на вопросы, пользуясь рисунком на слайде и в учебнике

Дальше пища попадает по пищеводу в желудок, где она перемешивается, перерабатывается под действием желудочного сока.

Выставляем на кластере «желудок».

Далее пища попадает в тонкий кишечник. А тонкому кишечнику помогает печень, которая выделяет желчь для переваривания пищи. Выставляем кластер «печень», «тонкая кишка». Затем, пища попадает в толстый кишечник, где всасывается вода, отходы удаляются из организма. Ребенок выставляет кластер «толстая кишка».

Дети проверяют диктант с интерактивной доски, выставляют себе оценку:

«5» - ошибок нет;

«4» - 1ошибки;

«3» - 2 ошибки;

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

Фишбоун.

Изменились ли ваши представления об органах пищеварения и последовательности их расположения?

Учитель выставляет оценки за урок.

Дети высказываются

  1. Выход за рамки урока.

Детям на выбор предлагается задание:

  1. Сочинение - рассуждение.
  • Пищеварительную систему иногда называют «Внутренней кухней». Так ли это?
  • Верно ли утверждение, что больные зубы ведут к заболеванию всего организма?
  1. Проект «Береги зубы с детства»
  2. Составить рецепты по теме «Чтобы зубки не болели».

Дети задание выбирают по желанию.


 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Спасибо за презентации, Ирина Валентиновна! Использую в работе и кластер, и фишбоун...хорошие приёмы)

Синявцева Елена Александровна

Замечательные приёмы. Очень часто использую кластер. Особенно на уроках обобщения и систематизации.

Спасибо. С таким интересным способом оформления схемы при изучении материала (фишбоун) знакома не была.