Главные вкладки

    Использование литературных текстов в образовательном процессе

    Соколова Любовь Викторовна

    Чтобы разнообразить процес обучения, предлагаю использовать литературные тексты, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnye_teksty_v_obrazovanii.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование литературных текстов в образовательном процессе

    Особенность младших школьников в том, что эмоциональные переживания способствуют развитию чувства ответственности, нарастанию роли сознания. Многие психологи утверждают, что эмоционально окрашенные факты запоминаются прочнее и на более длительный срок. Поэтому предлагаю строить процесс обучения на упражнениях, которые вызывают у учеников эмоциональный отклик. Одним из видов таких упражнений являются литературные тексты, стихотворения, загадки, пословицы.

    Ученики могут прийти в школу уже с плохим настроением, поэтому в начале дня можно поделиться положительными эмоциями  и узнать о настроении ребят, используя различные средства. В своей работе я чаще использую стихотворения.

    Настроенье каково?

    Во!

    Настроенье как?

    Так!

    Есть такие, чтоб скучали?

    Мы с собой таких не брали!

    Все такого мнения?

    Все, без исключения.

    ***

    Добрый день, солнцу и птицам!

    Добрый день, улыбчивым лицам!

    Каждый становится добрым, доверчивым.

    Добрый день длится до вечера.

    Такие стихотворения улучшают настроение обучающихся и настраивают их на работу.

    На этапе «открытие нового знания», предлагаю загадку. Отгадкой является тема урока, основываясь на которую, ученики сами ставят цели и задачи. Или использую стихотворение, например:

    И ужасно, и опасно

    Букву «Т» писать напрасно!

    Всем известно, как прелестно

    Букву «Т» писать уместно!

    Т. Угроватова

    В каких словах встречается орфограмма? Сравните написание слов. На какие 2 группы их можно разделить? Поставьте тему урока. Чему мы должны научиться? Что для этого нужно сделать?

    Такое стихотворение можно использовать как материал для орфографической разминки, создания проблемной ситуации.

    В 3-4 классе можно предложить ученикам самостоятельно составить необычное стихотворение, которое способствует не только закреплению знаний, но и развивает творческий потенциал, обогащает словарный запас. Такое упражнение можно применять на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

    Стихотворение состоит из 6 характеристик: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний:

    Весна — это белые яблони в цвету.

    Весна - это вкус первой зелени.

    Весна — это запах талой земли.

    Весна - это веснянка из детских сказок.

    Весна - это трель жаворонка в небе.

    Весна — это тишина и гром.

    Важно создать на уроке ситуацию успеха, поощрять даже тех детей, которые не в полной мере справились с заданием, но старались.

    Создание проблемной ситуации способствует активизации познавательной деятельности.

    - Послушайте стихи Якова Козловского и назовите рифмующиеся слова. В чём особенность этих слов?

    «Зима»

    Сугробу снега вьюги намели,
    И у ворот, как баржа на мели,
    Полуторка стоит. Ну и занос!
    Я вышел за ворота, а мороз
    Как затрещит, и хвать меня за нос!
    «Веснушки»

    Веснушкам нету сноса
    Не исчезают с носа.
    Я, не жалея мыла,
    Нос терпеливо мыла,
    - Зависело б от мыла
    Веснушки я б отмыла

    Или представить задание в игровой форме: писатели хотели напечатать текст сказки, но в компьютере произошел сбой. Поможем им и раскроем скобки.

    Жили - были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:

    «- (Ис)пеки, Старуха, колобок!»

    - Муки нет!

    - А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берешь муки (на) колобок.

    Вот старуха (по) скребла по коробу, (по) амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточку - две.

    1. Сколько предлогов в этом отрывке?

    2. Раскройте скобки, объясняя, почему слова надо писать слитно или раздельно.

    Обучающиеся с радостью помогают тем, кто просит о помощи, и выполняют предложенные задания.

    Для подведения итога или на этапе рефлексии тоже можно использовать стихотворные тексты или предложить детям составить синквейн. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
    первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
    вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

    третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

    четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

    пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.

    К домашнему заданию тоже можно подойти творчески. Составить задачи по математике, приготовить рассказ-загадку по окружающему миру, придумать продолжение сказки или рассказа по чтению или по русскому языку.

    Такой подход к обучению позволяет ребятам творчески расти и развиваться, расширять словарный запас. Зарифмованные правила запоминаются быстрее и на длительный срок. Вывод: применение в образовательном процессе стихотворений, литературных текстов, загадок, пословиц повышает его эффективность.