Использование литературных текстов в образовательном процессе
Чтобы разнообразить процес обучения, предлагаю использовать литературные тексты, сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_teksty_v_obrazovanii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование литературных текстов в образовательном процессе
Особенность младших школьников в том, что эмоциональные переживания способствуют развитию чувства ответственности, нарастанию роли сознания. Многие психологи утверждают, что эмоционально окрашенные факты запоминаются прочнее и на более длительный срок. Поэтому предлагаю строить процесс обучения на упражнениях, которые вызывают у учеников эмоциональный отклик. Одним из видов таких упражнений являются литературные тексты, стихотворения, загадки, пословицы.
Ученики могут прийти в школу уже с плохим настроением, поэтому в начале дня можно поделиться положительными эмоциями и узнать о настроении ребят, используя различные средства. В своей работе я чаще использую стихотворения.
Настроенье каково?
Во!
Настроенье как?
Так!
Есть такие, чтоб скучали?
Мы с собой таких не брали!
Все такого мнения?
Все, без исключения.
***
Добрый день, солнцу и птицам!
Добрый день, улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым.
Добрый день длится до вечера.
Такие стихотворения улучшают настроение обучающихся и настраивают их на работу.
На этапе «открытие нового знания», предлагаю загадку. Отгадкой является тема урока, основываясь на которую, ученики сами ставят цели и задачи. Или использую стихотворение, например:
И ужасно, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву «Т» писать уместно!
Т. Угроватова
В каких словах встречается орфограмма? Сравните написание слов. На какие 2 группы их можно разделить? Поставьте тему урока. Чему мы должны научиться? Что для этого нужно сделать?
Такое стихотворение можно использовать как материал для орфографической разминки, создания проблемной ситуации.
В 3-4 классе можно предложить ученикам самостоятельно составить необычное стихотворение, которое способствует не только закреплению знаний, но и развивает творческий потенциал, обогащает словарный запас. Такое упражнение можно применять на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
Стихотворение состоит из 6 характеристик: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний:
Весна — это белые яблони в цвету.
Весна - это вкус первой зелени.
Весна — это запах талой земли.
Весна - это веснянка из детских сказок.
Весна - это трель жаворонка в небе.
Весна — это тишина и гром.
Важно создать на уроке ситуацию успеха, поощрять даже тех детей, которые не в полной мере справились с заданием, но старались.
Создание проблемной ситуации способствует активизации познавательной деятельности.
- Послушайте стихи Якова Козловского и назовите рифмующиеся слова. В чём особенность этих слов?
«Зима»
Сугробу снега вьюги намели,
И у ворот, как баржа на мели,
Полуторка стоит. Ну и занос!
Я вышел за ворота, а мороз
Как затрещит, и хвать меня за нос!
«Веснушки»
Веснушкам нету сноса
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,
- Зависело б от мыла
Веснушки я б отмыла
Или представить задание в игровой форме: писатели хотели напечатать текст сказки, но в компьютере произошел сбой. Поможем им и раскроем скобки.
Жили - были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:
«- (Ис)пеки, Старуха, колобок!»
- Муки нет!
- А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берешь муки (на) колобок.
Вот старуха (по) скребла по коробу, (по) амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточку - две.
1. Сколько предлогов в этом отрывке?
2. Раскройте скобки, объясняя, почему слова надо писать слитно или раздельно.
Обучающиеся с радостью помогают тем, кто просит о помощи, и выполняют предложенные задания.
Для подведения итога или на этапе рефлексии тоже можно использовать стихотворные тексты или предложить детям составить синквейн. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.
К домашнему заданию тоже можно подойти творчески. Составить задачи по математике, приготовить рассказ-загадку по окружающему миру, придумать продолжение сказки или рассказа по чтению или по русскому языку.
Такой подход к обучению позволяет ребятам творчески расти и развиваться, расширять словарный запас. Зарифмованные правила запоминаются быстрее и на длительный срок. Вывод: применение в образовательном процессе стихотворений, литературных текстов, загадок, пословиц повышает его эффективность.
- Мне нравится (1)