Использование литературных текстов в образовательном процессе

Соколова Любовь Викторовна

Чтобы разнообразить процес обучения, предлагаю использовать литературные тексты, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnye_teksty_v_obrazovanii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование литературных текстов в образовательном процессе

Особенность младших школьников в том, что эмоциональные переживания способствуют развитию чувства ответственности, нарастанию роли сознания. Многие психологи утверждают, что эмоционально окрашенные факты запоминаются прочнее и на более длительный срок. Поэтому предлагаю строить процесс обучения на упражнениях, которые вызывают у учеников эмоциональный отклик. Одним из видов таких упражнений являются литературные тексты, стихотворения, загадки, пословицы.

Ученики могут прийти в школу уже с плохим настроением, поэтому в начале дня можно поделиться положительными эмоциями  и узнать о настроении ребят, используя различные средства. В своей работе я чаще использую стихотворения.

Настроенье каково?

Во!

Настроенье как?

Так!

Есть такие, чтоб скучали?

Мы с собой таких не брали!

Все такого мнения?

Все, без исключения.

***

Добрый день, солнцу и птицам!

Добрый день, улыбчивым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым.

Добрый день длится до вечера.

Такие стихотворения улучшают настроение обучающихся и настраивают их на работу.

На этапе «открытие нового знания», предлагаю загадку. Отгадкой является тема урока, основываясь на которую, ученики сами ставят цели и задачи. Или использую стихотворение, например:

И ужасно, и опасно

Букву «Т» писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву «Т» писать уместно!

Т. Угроватова

В каких словах встречается орфограмма? Сравните написание слов. На какие 2 группы их можно разделить? Поставьте тему урока. Чему мы должны научиться? Что для этого нужно сделать?

Такое стихотворение можно использовать как материал для орфографической разминки, создания проблемной ситуации.

В 3-4 классе можно предложить ученикам самостоятельно составить необычное стихотворение, которое способствует не только закреплению знаний, но и развивает творческий потенциал, обогащает словарный запас. Такое упражнение можно применять на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Стихотворение состоит из 6 характеристик: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний:

Весна — это белые яблони в цвету.

Весна - это вкус первой зелени.

Весна — это запах талой земли.

Весна - это веснянка из детских сказок.

Весна - это трель жаворонка в небе.

Весна — это тишина и гром.

Важно создать на уроке ситуацию успеха, поощрять даже тех детей, которые не в полной мере справились с заданием, но старались.

Создание проблемной ситуации способствует активизации познавательной деятельности.

- Послушайте стихи Якова Козловского и назовите рифмующиеся слова. В чём особенность этих слов?

«Зима»

Сугробу снега вьюги намели,
И у ворот, как баржа на мели,
Полуторка стоит. Ну и занос!
Я вышел за ворота, а мороз
Как затрещит, и хвать меня за нос!
«Веснушки»

Веснушкам нету сноса
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,
- Зависело б от мыла
Веснушки я б отмыла

Или представить задание в игровой форме: писатели хотели напечатать текст сказки, но в компьютере произошел сбой. Поможем им и раскроем скобки.

Жили - были старик (со) старухой. Вот как-то раз просит старик:

«- (Ис)пеки, Старуха, колобок!»

- Муки нет!

- А ты (по) коробу (по) скреби, (по) амбару (по) мети, вот и (на) берешь муки (на) колобок.

Вот старуха (по) скребла по коробу, (по) амбару (по) мела, и (на) бралось муки горсточку - две.

1. Сколько предлогов в этом отрывке?

2. Раскройте скобки, объясняя, почему слова надо писать слитно или раздельно.

Обучающиеся с радостью помогают тем, кто просит о помощи, и выполняют предложенные задания.

Для подведения итога или на этапе рефлексии тоже можно использовать стихотворные тексты или предложить детям составить синквейн. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.

К домашнему заданию тоже можно подойти творчески. Составить задачи по математике, приготовить рассказ-загадку по окружающему миру, придумать продолжение сказки или рассказа по чтению или по русскому языку.

Такой подход к обучению позволяет ребятам творчески расти и развиваться, расширять словарный запас. Зарифмованные правила запоминаются быстрее и на длительный срок. Вывод: применение в образовательном процессе стихотворений, литературных текстов, загадок, пословиц повышает его эффективность.