Мои педагогические находки

Караульных Елена Николаевна

Мои педагогические находки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahodki.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мои педагогические находки

Автор: Караульных Е.Н.

Организация: МБДОУ  детский сад № 24

 Детство — самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое я запомнила, это то, что взрослый призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира. Поэтому так полезны развивающие игры. Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста. Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Я всегда задаюсь вопросом: «Как выстроить систему развития современного поколения, чтобы, дать обществу и государству нового человечка – человека XXI столетия». Формирование ребенка как личности требует от нас постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Я понимаю, что только неординарная, нестандартно мыслящая творческая личность, не потеряется в суете миров, они будут творцами: художниками, писателями, математиками, шахматистами. Смогут быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности.

Планируя образовательный процесс, вспоминаю, что один мудрец сказал: «Помни: ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». А как это сделать, как зажечь огонь знаний?

В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Поэтому образовательные задачи, решение которых заложено в основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, я решаю с помощью разнообразных игр. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка – от детского экспериментирования до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.

Очень важно, что, я смогла подойти к решению образовательных задач творчески, придумывая в них свои элементы. Изменяется в процессе такой работы и стиль общения. Умение детей вести себя так, чтобы всем в группе было хорошо и комфортно достигается индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, помощью в его выполнении, переключением внимания ребенка на другую деятельность. Умение детей вести себя так, чтобы всем в группе было хорошо и комфортно. Приучаю детей считаться с другими, уметь занять себя интересной деятельностью. Привыкая к определенному режиму и стилю жизни группы, дети со временем все меньше и меньше нуждаются в опеке взрослых. Игровая деятельность построена, на партнерских взаимоотношениях. Я мягко направляю поиск детей, в созданной или проблемной ситуации, даю возможность экспериментировать, развивать у детей самостоятельность мышления.

Постоянно проектируя ситуации, которые были бы эмоционально значимы для ребенка, когда мотивом усвоения знаний является собственная потребность ребенка, а не требования со стороны взрослого, я стараюсь обеспечить детям условия для творческого развития. С одной стороны я должна умело включиться в организованную ими игровую деятельность на правах равноправного партнера, с другой, осуществлять постоянный контакт с каждым из детей, направленный на решение обучающей задачи. Очень важно, чтобы ребенок ощущал радость от общения со взрослым.

В процессе детской совместной работы я, по возможности, избегаю прямых указаний, «жестких» образцов. Я использую кукольные, сказочные персонажи, которые инсценируют различные способы взаимодействия: они высказывают интерес сделать что-то вдвоем, учитывают пожелания партнера, уступают товарищу более привлекательную роль, помогают друг другу в процессе выполнения работы. Полезно так же проигрывать и отрицательный образец общения, например, куклы выполняют задание, не обращая внимания друг на друга или ссорясь, отбирая материал и в итоге не справляются с работой. Вместе с детьми обсуждаем: почему так вышло, подводя их к выводу, о том что, прежде чем начать работу, необходимо договориться друг с другом. После этого необходимо обязательно дать куклам «возможность исправиться», т. е. выполнить задание верно. Постепенно, дети с небольшой подсказкой «сами» приобретают опыт взаимодействия.

Сотрудничество детей создает благоприятные условия для развития их познавательных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, обоснованно спорить, отстаивая свои мнения, становятся инициативными в получении новых знаний. В такой дружественной обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребенка.

Кроме сенсорных и познавательных способностей, в играх развиваются и творческие. Они непосредственно связаны с воображением. Поэтому, первое действие, которое осваивает ребенок при выполнении творческих заданий - это умение, отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ. Так в красном кружке ребенок «видит» помидор, мяч, цветок. И наоборот, серого волка превращает в серый треугольник, красивого петушка в красный кружок, лису в оранжевый прямоугольник и т. д. (Игра «На что похоже?»).

Развивающее обучение в первую очередь характеризуется самостоятельным поиском ребенка при решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, развитием активности, самостоятельности. Например, как научить ребенка измерению условной меркой? Я предлагала спроектированную проблемную игровую ситуацию, в которой у ребенка возникает потребность в этом новом способе, и он либо самостоятельно откроет его, либо будет настолько заинтересован в этих знаниях, что усвоит их моментально.

Практика работы с дошкольниками показывает, что дети очень любят исследовать. В дошкольном возрасте ребёнок с жадностью исследует окружающий мир. Ему все любопытно, его волнует тысяча вопросов: что такое вода и почему она мокрая? Куда исчезает солнце ночью? Где прячется звонок у телефона? Как устроена стрекоза? С возрастом интерес этот гаснет, а все ответы укладываются в сухой скучный учебник. Как сохранить в ребенке любознательность? Можно ли познание мира превратить в увлекательную игру? Поэтому, в своей работе наряду с игровой деятельностью я широко использую познавательно-исследовательскую деятельность детей.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении нескольких лет. Сразу замечу, что не всё о чем я расскажу, является моим «изобретением», многое является результатом заимствованного опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации.

Я составила картотеку элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым. Ведь опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все то, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. Стимулирующим компонентом является индивидуальный блокнот - «Открытие маленьких ученых», в котором фиксируются результаты проведенных экспериментов. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают свои умозаключения в виде записей или рисунков. Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

В своей работе я еще использую новые современные методы, приемы, технологии, чтобы заинтересовать детей, найти индивидуальный подход к каждому. Ведь они все такие разные и удивительные. Прекрасную возможность сделать это мне дают квест-игры. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи коррекционно-развивающего обучения.

В квесте педагог выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют решать образовательные задачи в игровой, сюжетной и занимательной форме.

Таким образом, хочется сказать, что воспитатель — это самая интересная, занимательная, увлекательная, ответственная профессия. Это может оценить только воспитатель, который всю свою душу, любовь, сердце отдаёт детям. Ведь дети — удивительны, неповторимы, не предсказуемы, они всегда разные, но в тоже время самые дорогие, любимые. Без детей жизнь была бы серой и пустой. Как можно жить без звонкого детского смеха, без горящих глаз, без ласки, И для того, чтобы отвечать на сто тысяч «почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что происходит в стране, городе, ближайшем окружении, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень. Стремление к самоусовершенствованию – путь к профессиональному мастерству. И этот путь бесконечен: тот, кто считает, что достиг вершин, перестаёт двигаться вперёд. Воспитатель, не работающий над собой, выдыхается и становится не способным работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Педагогические находки воспитателя – свидетельство творческого подхода к процессу воспитания.

Воспитатель — это творец, которому присущи интуиция, вдохновение, находчивость, свобода мысли. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Все свои знания, умения и навыки, весь свой талант я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше.


 

Комментарии

Малышева Оксана Вилутовна

Замечательная статья,возьму на заметки в своей работе

Лукьянова Татьяна Алексеевна

Отличный материал - как говорится, бери и делай! Видно, что воспитатель "горит" своим делом и очень любит детей Спасибо за статью! Успехов Вам!

Канаева Ольга Олеговна

Добрый день! Спасибо большое за полезную информацию. возьму себе на заметку!

Комарова Светлана Александровна

Статья очень интересная. Воспитатель творчески подходит к своей работе, использует современные технологии. Спасибо вам за такой содержательный материал. Обязательно буду использовать в своей работе.

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо.