Лэпбук как особая форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Ларионова Ольга Владимировна

Данное пособие используется как современное средство обучения детей ислледовательской деятельности, кроме того, применяется как дополнение к развивающей предметно-пространственной среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лэпбук как особая форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

ЛАРИОНОВА ОЛЬГА, МА ДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «ПЧЁЛКА» КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ВОСПИТАТЕЛЬ                                                                                                                              

                                                                                             

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста, так как познавательная деятельность наряду с игровой имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Она предполагает не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами, педагогами, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста возможно с помощью современных средств обучения, например, лэпбук. «Лэпбук» - сравнительно новое явление современной действительности. Это тем тематическая папка, в которой собраны материалы в одну определенную тему и которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, просмотреть все ее содержимое. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал. Кроме того, лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
  • полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка);
  • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук - это не просто поделка, это - универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной исследовательской деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А также, способ повторить пройденный материал.

Лэпбук обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
  • компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
  • вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Эффективно использовать лэпбук можно для подгрупповой и индивидуальной работы. Лэпбук является интересной формой совместной работы взрослых и детей для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировки информации.

Этапы создания Лэпбука:

1. Выбор темы.

2. Составление плана будущего Лэпбука - необходимо определиться с элементами, подтемами.

3. Рисование макета. - это необходимо для дальнейшего оформления Лэпбука.

4. Оформление.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как: умение планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания; представлять (презентовать) результаты своего труда.

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным – не удастся полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

После того, как выбрана тема, необходимо составить план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Например, план к теме «Лягушки» может охватывать следующие информационные блоки:

  • Строение лягушки.
  • Где они обитают?
  • Чем питается?
  • Какую пользу или вред они приносят человеку?
  • Стихи, загадки о лягушках.
  • Подвижные игры.
  • Развивающие задания по теме.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде лэпбук. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Для следующего этапа берутся листы формата А-2 или А-3 (либо картонные папки) и собираются в книгу. Оформляется  красочно титульный лист, в соответствии с выбранной темой и намечается простым карандашом  расположение всех элементов.

Далее идет постепенное заполнение лэпбука новыми темами в форме кармашков, конвертиков, книжек-раскладушек, вращающихся кругов, блокнотиков и др.

Лэпбук - это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.  

Для того, чтобы изготовить лэпбук понадобятся такие материалы: картонная папка-основа (можно купить готовую, а можно сделать своими руками), обычная бумага (можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо), вырезанные или самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты, ножницы, клей-карандаш для бумаги, степлер, скотч.

Все, что необходимо для изготовления ЛЭПБУКА это вырезать детали, приклеить все на свои места. Наполнить папку. Презентовать ее. Затем выполнить все задания, зафиксировать достигнутые знания, наблюдения и т.д.

В наш ЛЭПБУК, изготовленный с детьми по теме «Осень» вошли следующие элементы: конверт «Признаки осени», кармашек с осенними загадками, картинками «Времена года», кармашек с заданием «Поможем ёжику собрать урожай», «Подбери одежду по погоде», «Составь предложения по картинке», «Назови цвет», «С какого дерева листок?»; коробочка со стихами про Осень, конверт с осенними раскрасками.

После изготовления всех элементов был создан макет, принято решение о расположении всех частей «Лэпбука». В нашей книжке-раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.

Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.