Проект "Кто наши предки?"

Владимирова Татьяна Федоровна

Исследование вопроса «Кто наши предки?» важная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей малой Родины. Кроме этого тема актуальна в современном мире, в котором обострились напряженные отношения среди людей разных национальностей.

Новизна представленного опыта заключается в том, что организация проектной деятельности осуществляется с использованием различных интерактивных форм. Материал уникален еще и тем, что пошаговый алгоритм действий универсален для изучения традиций разных народов в различных регионах нашей многонациональной родины – России.

Благодаря таким мероприятиям учащиеся не только сами узнают о культуре какого-либо народа, но и передают найденные сведения своим сверстникам. Занятия, проведенные в рамках внеурочной деятельности, позволят достичь результатов в трех аспектах: формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Проект "Кто наши предки?" представлен на примере изучения бурятского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы над проектом22.12 КБ

Предварительный просмотр:

План реализации проекта

Сроки проведения

Содержание

Ответственный

С кем проводится

Предполагаемый результат/ продукт деятельности

1 ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Погружение в проект Начинание

1 неделя

Социологический опрос. Анкета сформированности результатов. Классный час «Кто наши предки?».

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель.

Участники проекта.

Анкета – социологический опрос

Анкета сформированности результатов (констатирующий этап)

Определение участников проекта.

Погружение в проект Планирование

2 неделя

Классный час «Буряты – коренные жители Иркутской области».

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель,

Андреев С. В. – представитель бурятского народа.

Участники проекта.

Сплочение коллектива.

Карта оценки выполнения проекта.

Домашнее задание: «Найти ответ на заинтересовавший вопрос».

2 ЭТАП ПРОДУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Реализация плана

2-3 недели

Самостоятельная и групповая работа по изучению культурного наследия бурят.

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель,

Шерстова Г. Ю. – библиотекарь,

Варварюк Н. Л. – музыкальный работник.

Участники проекта.

Познавательный материал по своей теме. Подготовка выступлений.

Презентация результатов

4 неделя

Презентация материалов. Защита мини-проектов. Оценка результатов.

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель.

Участники проекта.

Сплочение коллектива, оценивание результатов работы каждой группы по составленной ранее карте.

Подведение итогов

4 неделя

Классный час «Подведение итогов».

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель

Участники проекта.

Подготовка к созданию сценария, как к продукту проекта,

рисунок своего сэргэ.

3 ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Оформление

5 неделя

Выступление на школьном мероприятии в рамках фестиваля, посвященного Дню толерантности, выступление на родительском собрании.

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель,

члены родительского комитета, Варварюк Н. Л. – музыкальный работник.

Участники проекта, родители, ребята школы.

Сплочение коллектива, продукт проекта: выступление перед сверстниками.

Рефлексия

5 неделя

Классный час «Что я знаю о бурятах?» Анкета сформированности результатов.

Владимирова Т. Ф. – классный руководитель.

Участники проекта.

Мини-сочинение «Что я узнал о бурятах?». Анкета сформированности результатов (контрольный этап)

Описание этапов реализации проекта

Этап

Задача

Содержание

1 ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Погружение в проект. Начинание.

Определение границ незнания, определение темы, уточнение целей.

На данном этапе проведен классный час, вначале которого проведена анкета – социологический опрос на выявление знаний о том, кто проживал на территории Иркутской области раньше (Анкета – социологический опрос и анкета сформированности результатов (констатирующий этап)

Далее учащиеся пытались ответить на вопрос «Кто наши предки?». Потом учитель поведал о том, что путешествуя вблизи озера Байкал, часто можно увидеть столбики (сэргэ – это название учитель произносит, если ребята спросят), на которых почему-то принято завязывать разноцветные ленты. Выслушав предположения ребят о том, что это такое и для чего оно служило, учитель предложил рассмотреть вещь (хадак – так же название произносится, если у учеников возник этот вопрос) и определить, что это такое и для чего могло использоваться. Между «мозговыми штурмами» целесообразно использование аудиозаписей бурятской народной музыки. Затем определяются основные вопросы, на которые детям захочется найти ответы («Что такое сэргэ и хадак?», «Какому народу они принадлежат?»). Классный час завершается работой в группах по собиранию бурятских пословиц из слов («Имеющий друзей подобен степи, не имеющий — пригоршне», «Пока стоит сэргэ – жива моя семья и мой род», «При единодушии люди и гору своротят») и размышлением о народных мудростях.

Погружение в проект. Планирование.

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

На этом этапе проведен классный час, на котором ребята предлагают сверстникам ответы на поставленные ранее вопросы и обязательно упоминают, из каких источников они почерпнули эти знания. Далее учитель предложил прослушать выступление гостя (представитель бурятского народа – Андреев С. В) о коренных жителях Иркутской области – бурятах, затем ответить на его вопросы и задать свои.

Во время классного часа намечается еще ряд вопросов: «Где и в чем жили буряты?», «Как выглядит бурятский костюм?», «Чем уникален  фольклор бурят?», «Какие праздники есть у народа?». В завершение классного часа ребята делятся на группы, планируют, как они будут находить ответы на заинтересовавший их вопрос, выбирают критерии оценки результатов, составляют карту оценки результатов проекта (Карта оценки результатов проекта), распределяют роли.

2 ЭТАП ПРОДУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Реализация плана.

Выполнение проекта, подготовка докладов.

На данном этапе работа осуществляется в группах – поиск ответов на вопрос, который заинтересовал ребят. Учащиеся работали со справочными материалами, энциклопедиями, использовали интернет-технологии; оформляли свои выступления, презентации, готовили результаты своих мини-проектов.

Презентация результатов.

Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка.

На данном этапе проведен классный час – защита проектов. Выступление первой группы, проект которых назывался «Жилище бурят», завершилось демонстрацией моделей юрт с подробным объяснением, что находилось внутри и снаружи древнего жилища бурят.

Ребята второй группы, работающие над проектом «Бурятский костюм», предложили сверстникам «одеть» бумажные куколки (раскрасить) в традиционный бурятский костюм

Третья группа учащихся работала над проектом «Фольклор бурят». Их выступление заинтересовало одноклассников языком, миром бурятских сказок, загадок. В завершении своего представления они продемонстрировали игру «Волк и ягнята»

Отчет четвертой группы по теме: «Бурятские праздники» представлял собой рассказ о празднике Сурхарбане. Ребята предложили разучить родовой танец «Ехор», в котором издавна забывались все обиды и разногласия

После выступления каждой группы слушатели фиксировали оценки в составленной ранее карте (Карта оценки результатов проекта).

Подведение итогов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.

На данном этапе проведен классный час, на котором были подведены итоги работы каждой группы, выданы рекомендации по оформлению, презентации будущих выступлений. Было принято решение рассказать ребятам других классов о чудесном народе – буряты. Классный час закончился рисованием сэргэ – символа своей семьи и украшение его бурятским орнаментом

3 ЭТАП АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Оформление.

Составление совместного сценария игрового занятия, оформление необходимого наглядного материала, подготовка к выступлению перед родителями и ребятами начальной школы.

Вся информация, найденная ребятами, нашла свое место в методической разработке итогового игрового занятия-выступления перед ребятами других классов и родителями

Рефлексия.

Самоанализ, самооценка своего состояния, своих эмоций, результатов своей деятельности.

На данном этапе проведен классный час «Что я знаю о бурятах?», на котором ребятам предложено было написать мини-сочинение «Что я узнал о бурятах?», после этого ребята обменялись своими мыслями. В завершении мероприятия ребята заполнили анкету сформированности результатов (контрольный этап) (Анкета сформированности результатов).


 

Комментарии

Машкина Гюзель Мударисовна

Очень интересный проект. Дети с рождения должны знать историю своего народа, свои корни.