Воробьева Людмила Николаевна

Сайт преподавателя фортепиано

"Светить всегда!"

Профессия: Преподаватель фортепиано

Профессиональные интересы: Музыка

Увлечения: Вышивание крестиком

Регион: Тверская область

Населенный пункт: Конаково

Место работы: ДШИ г.Конаково

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lyudmila-nikolaevna-vorobeva
"Вдохновение есть расположение души к живейшему восприятию впечатлений".
А.С.Пушкин

 

Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.

«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.

В 1996 году Саймон Барон-Коэн вместе с другими сотрудниками Кембриджского университета выяснили, что примерно один человек из двух тысяч имеет подобные «жесткие» ассоциации, и скорее всего это может передаваться генетически, по наследству. Однако другие данные утверждают, что такими особенностями обладает 1 человек из 25 тысяч. Кстати, женщин-синестетиков намного больше, чем мужчин: в США в 3 раза, а в Англии - в 8 раз. Такие люди в большинстве своем левши, либо одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Синестетики не особо сильны в математике, зачастую рассеяны и хуже остальных ориентируются в пространстве.

Новое исследование Мегана Стивена из Оксфордского университета доказало, что хотя роль генов при синестезии остается ведущей, это явление никак не может определяться только генетикой . Стивен и ее коллеги обследовали 6 человек-синестетиков, ослепших в зрелом возрасте и выяснили, что у троих из них такие способности появились уже после того, как они полностью ослепли. Так, один из них после потери зрения стал считать все дни, месяцы, буквы и звуки «окрашенными» в определенные цвета, а другой стал при звуках и запахах видеть перед собой различные образы.

О себе

Имею прекрасных взрослых двух дочерей,которые украшают мою жизнь.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Капитанская дочка" А.С.Пушкин "Былое и думы " Герцен Рассказы А.П.Чехов

Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

Столкнувшись с поэтическими откровениями типа: “Флейты звук зорево-голубой” (К. Бальмонт) либо: “В глазах красно от бузинной пузырчатой трели” (М. Цветаева) , ознакомившись с признаниями композитора Скрябина о том, что для него тональность C-dur — красного цвета, и откровениями художника Кандинского, “окрашивающего” как и Бальмонт, тембры музыкальных инструментов, исследователи попросту не заметили, что имеют дело с метафорой, пусть и необычной, связанной с межчувственным переносом. Пытались объяснить эти так называемые синестезии имен, но как реальное “со-ощущение”, привлекая физические аналогии звука и света (мол, “и то и другое — волновые явления”), анатомию (“возможно, перепутались нервные волокна”), атавизм (“рецидив первобытного сенсорного синкретизма”), пусть и полезная, но болезнь (“разве это нормально, что звук может “резать” или “светиться”?), психоделика (“при восприятии наркотиков начинаются галлюцинации, и звуки на самом деле могут быть видимыми! ”), чудесное, эзотерическое свойство психики (“это доступно только избранным, кто приобщен к “тайному знанию””). Как бы то ни было, синестезия и ее частное проявление “цветной слух” признавались аномалией, — с положительным ли, отрицательным ли знаком. Отсюда — ходячие предрассудки на уровне энциклопедических и даже академических изданий: “Синестезия — отклонение в сенсорной системе; синестезией страдали Рембо, Бодлер, Бальмонт, Блок, Скрябин, Римский-Корсаков, Кандинский; в ХХ веке популярны попытки создания на базе синестезии и, конкретно, цветного слуха абстрактной живописи и нового искусства — светомузыки” (предрассудки эти устойчивые и для советской, и для нынешней российской науки, и для Запада) .
Реально же синестезия — никакое не “со-ощущение”, а скорее, если быть точнее, это “со-представление”. По психологической своей природе это “всего навсего” межчувственная ассоциация, часто многоуровневая, системная; это проявление метафорического мышления (которое, как известно, как раз и базируется на механизме ассоциаций) . И даже само понятие “цветной слух”, оказывается, — это метафора! Не видел реально Бальмонт никакого цвета при звуках флейты!. .
Итак — метафора, ассоциация, сравнение, сопоставление, иносказание.. . Но если в метафоре “девушка — лилия” происходит сопоставление визуального с визуальным, то сравнение девушки с “Элегией” Массне или звуками свирели — уже иного, именно синестетического свойства. Метафоры, как уже давно установлено наукой, генетически основаны на ассоциациях “по сходству”, в синестезии же эта связь формируется именно “по сходству” казалось бы несовместимых, разнородных чувств (зрения и слуха, например) , что и выглядит внешне как парадоксальное “смешение чувств”. Причем сходство здесь может быть либо по содержанию (смыслу, эмоциональному воздействию) — пример из Бальмонта, либо по форме (структуре) — пример из Цветаевой. Межчувственный перенос, синестетическое сравнение, как и любое сопоставление “по сходству” — это, как можно догадаться, уже операция мышления. Только мышление в данном случае осуществляется, так сказать, не выходя за рамки сенсорно-чувственной сферы, т. е. относится к сфере невербального, чувственно-образного мышления. Причем здесь невербальное мышление — более сложное, чем, например, просто визуальное или музыкальное мышление, ибо осуществляется оно уже в ранге связей в целостной полимодальной системе разнородных восприятий.
Для удобства мы изобразили скрябинскую систему “цветного слуха” (точнее, систему его цвето-тональных аналогий) графически. По своему содержанию рисунок практически повторяет таблицу “звуко-цветовых соответствий” Скрябина, которую в виде обычного перечня “в столбик” Сабанеев опубликовал еще в 1911 году:
С. Красный
G. Оранжево-розовый
D. Желтый
A. Зеленый
Е. Сине-белесоватый
Н. Похоже на Е
Fis.Синий, яркий
Dis.Фиолетовый
As.Пурпурно-фиолетовый
Es.Стальные цвета с металлическим блеском
B. F. Красный, темный

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы