Банзаракцаева Марина Дамдинсуруновна

сайт учителя математики и информатики

Делай то, что ты можешь, тем, что ты располагаешь, там, где ты сейчас.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Самообразование

Увлечения: литература, поэзия, старомонгольская письменность

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: с.Петропавловка, Джидинский район

Место работы: МАОУ "Петропавловская СОШ №1"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/maco75
Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай попробовать самому И я пойму.
Китайская пословица

О себе

Педагогический стаж  - 16 лет. Учитель первой категории. Классный руководитель 7 "б" класса. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Чингиз Айтматов "И дольше века длится день"

Елена Ильина "Четвертая высота"

Бурятский фольклор.

Мой взгляд на мир

Эссе «Размышления о культуре нашего района»

                                                                         Сила традиций и сила творчества

 в их сочетании – животворящий источник

 всякой культуры.

Петр Николаевич Савицкий

2014 год объявлен в России Годом культуры. В подписанном Президентом Владимиром Путиным документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". 

А что мы понимаем под понятием культура? Само слово в переводе с латинского означает «возделывание»  и раньше было связано с земледелием. А теперь культура – это пища духовная,  без которой не может существовать ни одна состоявшаяся нация, и означает, по-моему, возделывание духовно-нравственного мира человека. Хотя под культурой мы понимаем,  и целую цивилизацию, и набор правил и норм поведения, и результаты творчества, свойственных некоторому обществу, и совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, и человеческую способность эти ценности производить и использовать, т.е. культура является важнейшей характеристикой человеческой жизнедеятельности.

В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранение культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

Какова же история становления культуры нашего Джидинского района? Самое первоначальное представление о культуре таково: культура, это - то, что мы сами собой представляем, как себя понимаем, как мыслим, живем и действуем и в чем находим смысл нашей жизни и поступков. Каковы мы - такова и наша культура, каков человек - такова и его культура.

Если рассматривать культуру как цивилизацию, то история Джиды уходит вглубь тысячелетий, потому что необъятные ее просторы населяли исторические народы и племена. Это воинственные гунны, в эпоху Чингисхана – меркиты, о которых свидетельствуют богатые археологические памятники, дающие яркое представление о далеком прошлом нашего края. Казачьи станицы, русские крестьяне-переселенцы, братские отношения, взаимообмен важнейшими хозяйственно-культурными достижениями, дружба народов, закаленная в пламени совместных боев в защиту родины… Созданной ими материально-духовной культурой можно действительно гордиться. Народ помнит добрые трудовые и патриотические дела джидинцев в период Отечественной войны, все успехи и достижения района связаны с самоотверженным трудом людей, которые всей своей жизнью вписали славные страницы в летопись Джиды.

Джида является родиной первого бурятского ученого Доржи Банзарова, первого Героя Советского союза Гармажап Аюровича Гармаева, джидинская земля взрастила целую плеяду деятелей науки, литературы, искусства, спорта, известных не только в Бурятии, но и за ее пределами, и которыми мы искренне гордимся и ставим пример подрастающему поколению.

Славится наша  родная Джида выдающимися успехами и достижениями и поныне. Но сегодня, в век высоких информационных технологий, мышление людей меняется, меняется и отношение к культуре.

И если искать самое общее понимание культуры, первичное представление, складывающееся благодаря здравому смыслу, то стоит обратить внимание на то, что культура, в первую очередь, характеризует внутренний мир человека, его душу, мысли, чувства, эмоции и порожденные ими слова и поступки. Любая культура – это, прежде всего, культура мышления отдельных людей и она характеризует человеческое мышление. Например, мраморная скульптура - глыба мрамора с особой формой. Какой ценностью оказывается эта глыба там, где нет мышления, способного ее оценить? 
             Человек, избирательно усваивая богатства культуры, раскрывая и реализуя посредством этого свои возможности и способности, становится субъектом культуры. Только путем этого внутреннего усвоения культуры, человек может стать не только субъектом, но и творцом, т.е. внести вклад в мировую сокровищницу культуры.

Культура - качество внутреннего мира человека, характеризующее его направленность вовне. Благодаря своей культуре, мы относимся к вещам действительности как к ценностям, способны их оценивать положительно или отрицательно и действовать в соответствии с этой оценкой. Она выступает как способ человеческого бытия в мире именно как человека - существа творчески созидающего, гуманного и нравственного.

Этим я хочу подчеркнуть, что в настоящее время  намного изменились ценностные ориентиры и приоритеты, все больше людей, в том числе и подрастающее поколение, заинтересованы и видят свое будущее не в духовном, а в материальном плане. Как раз здесь под культурой, я подразумеваю, набор правил и норм поведения. Стыдно признать, что наш район славится грязными политическими интригами, кознями, особенно накануне выборов это остро наблюдается. Грязные комментарии по отношению друг другу, черный юмор, «обливания грязью» и многое другое - вот здесь и напоказ вся наша настоящая «джидинская культура»!

Хочется надеяться, чтоб в год Культуры всем районом взор свой мы повернули в сторону нашей с вами Культуры, ведь кто-то же должен не только помнить, но и понимать, что Культура есть Истина + Добро + Красота + Радость + Осмысленность + Вера + Надежда, а не только прибыль, рентабельность, комфорт, удовольствие. 

А, именно, требуется  социальная поддержка жителей всех малых сел, как Желтура, Алцак, Цагатуй, В-Торей, Булык и др., где еще как-то стараются сохранить  и развивать традиции, обычаи и культурное наследие своего края, защищают честь района на различных культурных мероприятиях; поддержка тех культработников, которые способствуют сохранению бурятского языка (здесь особенно хочется отметить Дариму Константиновну Доржиеву, руководителя ансамбля «Ая-ганга», алцакцев, цагатуйцев). А сколько усилий и энергии приложили с мужем Галина Раднаева, чтобы по крупицам собрать наш джидинский фольклор и, чтобы это все осталось нам, будущим поколениям?  Когда остро стоит вопрос  о сохранении бурятского языка по всей республике - это первостепенная наша задача - задача для работников культуры, учителей, чиновников. Какая речь о культуре может быть, если каждый второй бурят, особенно джидинский, не знает своего родного языка, своих детей не учит и не стыдится этого?!?

Важно и нужно повышать и прививать информационную культуру с малых лет не только в школе, но и в семье. С развитием информационно-коммуникационных технологий культуру  нашу можно будет и оценивать в различных соцсетях, твиттерах, блогах, хотя уже можно оценить.  Общения в социальных сетях уже становятся массовой культурой, особенно у молодежи и школьников. А кто знает, может им больше понравится виртуальное общение, нежели живое? Я своих учеников всегда призываю к живому общению, ведь без живого общения мы, получается, движемся к манкуртизму, т.е. забвению исторических, преемственных связей, утрате нравственных ориентиров  (Манкурт термин из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), повествующего о том, как человека превращают в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.)  Не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.   

Считаю, что ценности массовой культуры все же слишком разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Начать нужно со СМИ, телевидения, на мой взгляд. В любом случае, будут оставаться люди двигающие науку, литературу и другие сферы вперед, и чтобы цивилизация развивалась,  им, по меньшей мере, не нужно мешать.

По словам Д. С. Лихачева XXI век — это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете, всякая культура гуманитарная, ибо она идет от человека и служит человеку. Культура человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: ее пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т. д.

Важно и по-честному оценить и морально, и материально поддержать всех, кто связал свою профессию и труд с культурой, ведь они на сегодняшний день получают-то гроши, но работают по совести.  Сельские клубы, библиотечные сети, наш культурно-спортивный комплекс – ведь они же концентрируют в себе весь культурный эксклюзив нашего района, образуя культурную среду стараются поддерживать и сохранять межэтническую толерантность, самобытность и культурные традиции. И мы все должны им быть благодарны за то, что они  - носители культуры, а культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества, ведь она – социальная память человечества.

 

 

Банзаракцаева М.Д-С., учитель «МАОУ Петропавловская СОШ №1»

 

Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы