Макарова Марина Владимировна

Сайт учителя русского языка и литературы

Просто надо верить Богу, и всё будет хорошо!!!

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: чтение художественной литературы,просмотр фильмов,посещение музеев и библиотек

Увлечения: спорт,рукоделие,чтение

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: п.Иштуган, Сабинский район

Место работы: МБОУ "Иштуганская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/makarova-marina-vladimirovna-makarova
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Осипович Ключевский

Современный учитель. Какой он?

Учитель живет до тех пор,
пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский

 

Педагогическая психология, как известно, включает специальный раздел – «психология учителя», где подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемыми к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии. Положение о важной, определяющей роли учителя в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках.

Как еще в начале 20 века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения».

Так какой же он современный учитель?


Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим следующие критерии:
• Профессиональные качества
• Педагогические способности
• Педагогические умения
• Основные функции учителя
• Личные качества
• Качества, помогающие сформировать личность ребёнка
• Стиль общения

• Внешний вид


К профессиональным качествам мы отнесли:
• знание предмета
Обычно высокий уровень знаний своего предмета у учителя принимается как само собой разумеющиеся. Однако сейчас все большую обеспокоенность вызывает именно предметный профессионализм учителя вообще и особенно учителя иностранного языка. Это, в частности, объясняется тем, что специфика данного учебного предмета обязывает учителя каждый день работать над языком, для того, чтобы обеспечить требуемый уровень владения им в разных условиях общения.

• дидактичность, т.е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс
• объективность оценивания
Учитель должен объективно оценивать учащихся, исходя из критерий-оценивания.
• знание психологических особенностей учащихся
• стремление к самосовершенствованию

Современный учитель должен обладать следующими педагогическими способностями:

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать рабочий материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное, неясное – понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся.



2. Академические способности — способности к соответствующей области науки Современный учитель должен знать предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, абсолютно свободно владеть материалом, вести хотя бы очень скромную исследовательскую работу.



3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблю¬дательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Учитель должен даже по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.


4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Речь учителя на уроке всегда обращена к уча¬щимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.


5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.



6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.)



7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.



8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.



9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Учитель должен внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время необходимо держать в поле внимания всех учащихся, чутко реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечать все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)


Анализируя умения учителя в целом в дидактическом плане все они сводятся к трем основным:
1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации…;
2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной учебной ситуации


Далее давайте рассмотрим функции учителя:

Конструктивная функция обеспечивает:
а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть условна;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися».


Организаторская функция реализуется через организацию:
а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.


Коммуникативная функция предполагает:
а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально – психологических способностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.



Очевидно, что эти четыре педагогические функции – конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая – предполагают высокий уровень развития академических, перцептивных, речевых (экстрессивных) и коммуникативных способностей учителя.



Специфической особенностью педагогической деятельности учителя иностранного языка, является то, что обучение иностранному языку осуществляется в ситуации, где учитель должен управлять не только процессом усвоения учащимся учебного (языкового) материала, но и процессом общения на иностранном языке. Более того, на уроке иностранного языка общение является целью обучения. Это объясняет особую значимость коммуникативной функции в педагогической деятельности учителя иностранного языка.


Давайте рассмотрим личностные и индивидуальные качества учителя:
• Честность
• Доброжелательность
• Принципиальность
• Требовательность к себе и другим
• Толерантность
• Коммуникабельность
• Обаяние
• Соответствие образу учителя
• Открытость
• Оптимизм
• Терпение
• Артистизм
• Решительность
• Выдержка

• Настойчивость



Учитель иностранного языка как предметник, характеризуясь всеми чертами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя.

Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. Если в какой-то момент учебного занятия в силу каких-либо причин у него нет этого интереса, то он должен быть столь артистичным, чтобы уметь не выявить его отсутствия.

Учителю иностранного языка должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении иностранному языку—умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты.



Отвечая на вопрос, каким должен быть современный учитель, обучающий устной иностранной речи, можно отметить на фоне демократического стиля общения:
а) учитель должен уметь становиться равноправным собеседником своих учащихся (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета, которым он в типично учебных ситуациях, безусловно, пользуется)
б) должен уметь изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не инте¬ресует (должен обладать необходимой для этого долей артистизма)
в) должен быть хорошим собеседником (мало говорить самому, но и уметь поддержать разговор)


Какие качества необходимы учителю для формирования личности ученика ?



Значительная часть жизни ребенка проходит в школе, которая не только дает ему образование, но и воспитывает его, способствует формированию его личности. Опыт, впечатления и социальные установки детства оказывают влияние на взрослую жизнь. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению, поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна.

К ней относятся: а) аккуратность б) деловой стиль в) манеры, этикет

Вербальное поведение-это основное орудие учителя, которым он должен мастерски владеть. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.



Учителей не только слышат, но и видят. Поэтому необходимо помнить о невербальном поведении (мимика, жесты, взгляд, походка, осанка).


Так же для формирования личности ребенка необходимо:
• Умение признать в ученике право на собственное мнение
• Стремление поддержать интерес, инициативность
• Способность не подавлять своим авторитетом
Стиль общения:
• Доверительный
• Доброжелательный
• Демократичный
Внешний вид:
• Аккуратность
• Деловой стиль одежды
• Неброский макияж
• Улыбка

Говоря о современном учителе, хочется напомнить, с каждым годом меняются требование предъявляемые к учителю, но всегда останутся незыблемо, вне зависимости от времени и эпохи, следующие профессиональные заповеди учителя:

• Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель
• Всякое дело- в интересах учащихся и ничего -во вред
• Не приписывай успех себе, а вину учащимся
• Рассердись,… но на себя!

• Проживи одну свою и 1000 жизней своих учеников -и ты проживешь вечность



Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Естественно, все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требованиям, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к учителю.

Л. Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

О себе

Думаю,работаю по призванию,так как очень люблю детей.Работаю в школе учителем русского языка и литературы.Люблю заниматься спортом,рукоделием.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Великая дидактика" Я.А.Коменского

 

1. Никитины Б. и Л. Мы и наши дети
2. Зорина Т. Дети
3. Ибука Мусара. После трех уже поздно
4. Спок Бенджамин
5. Обухова Л.Ф. Детская психология
6. Зацепин В, Цимбалюк В.Мы и наша семья
7. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток
8. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка
Педагогика, Обучение
9. Сухомлинский В.А. j.mp/i7YPr2
10. Лейкин Вячеслав. Игра в поэзию
11. Утевская Паола. Слов драгоценные клады
12. Корчак Януш. Как любить ребенка
13. Шаталов В.Ф.. Эксперимент продолжается

Мой взгляд на мир

 

Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя "обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей — насущнейшая задача учителя, ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества”.
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, "пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными”, — утверждает Ш.А. Амонашвили.
Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система должна быть проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся.
С этих же позиций я отношусь к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо различать и разводить понятия "оценка” и "отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: "Молодец”, "Ты хорошо справился с заданием”, "Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, "Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. "оценка”. Отметка же— это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.
Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше.
Я выступаю сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни с учетом воспитания толерантности, индивидуальности, самодостаточности. Главное в моей деятельности: воспитать личность способную учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни.

Мои достижения


Моё портфолио

 

•С первой минуты жизни надо учиться быть достойными жить.

Ты вспомнишь об этом всегда, когда захочешь

1. Ты получишь тело. Оно может тебе нравиться или не нравиться, но это единственное, что точно будет в твоем распоряжении до конца твоих дней.

2.Тебе придется учиться в школе под названием Жизнь.
Каждый человек и каждое событие - твой Универсальный Учитель.

3. Не существует ошибок, только уроки. Неудачи - неотъемлемая часть успеха. Жертв нет - только студенты.

4. Урок будет повторяться в разнообразнейших формах, пока не будет усвоен полностью. Если не усвоишь легкие уроки,- они станут труднее. Когда усвоишь - перейдешь к следующему уроку.

5. Внешние проблемы - точное отражение твоего внутреннего состояния. Если изменишь свой внутренний мир - внешний мир так же изменится для тебя. Боль - это способ, который жизнь использует, чтобы привлечь твое внимание.

6. Ты поймешь, что урок усвоен, когда твое поведение изменится. Мудрость достигается практикой. Немного чего-то - лучше, чем много ничего.

7. Нет места лучше чем "здесь". "Там" ничуть не лучше чем "здесь". Когда твое "там" станет "здесь", ты получишь другое "там", которое опять будет казаться лучше, чем "здесь".

8. Другие - всего лишь твое отражение. Ты не можешь любить или ненавидеть то, что есть в других, если это не отражает твоих собственных качеств.

9. Жизнь мастерит раму, а картину пишешь ты. Если ты не возьмешь ответственность за написание картины, то за тебя ее напишут другие.

10. Ты получишь все, что захочешь. Ты подсознательно верно определишь, сколько энергии на что потратить и каких людей привлечь к себе; следовательно, единственно верный способ определить чего ты хочешь - это посмотреть на то, что ты уже имеешь.

11. В определении "правильного" и "неправильного", мораль - плохой помощник. Делай лучшее из возможного.

12. Все ответы - находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Все, что ты должен делать - смотреть в себя, слушать себя и доверять себе.

13.Ты забудешь обо всем этом.

14.Ты вспомнишь об этом всегда, когда захочешь.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы