Марменкова Елена Петровна

сайт для преподавателей ДШИ

Не жалей о своих ошибках, ведь не сделав их,ты никогда не узнаешь, как делать правильно

Профессия: преподаватель фортепиано

Профессиональные интересы: методика обучения игре на фортепиано. создание презентаций, видеоуроков

Увлечения: психология межличностных отношений , ПК,

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: г. Улан-Удэ

Место работы: МАОУ ДОД ДШИ №6

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/marmenkova-elena-petrovna
Многие люди боятся сказать, чего хотят. И именно поэтому этого не получают.


О себе


Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

На протяжении веков музыка признавалась незаменимым средством развития духовной культуры человека. Во многом — из-за своего эмоционального воздействия на нас.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Советский Союз, провозгласивший доступность образования для рабочих и крестьян, не мог обойти стороной музыкальный вопрос — и многочисленные школы открыли свои двери для всех желающих приобщиться к миру прекрасного. Не случайно именно тогда родился лозунг "Музыку в массы". Концерты классической музыки входили в обязательную программу выходного дня любого человека, который хоть в малой степени относил себя к среде интеллигенции. Сессии в домино и шашки в московских дворах сменялись бурными дебатами о том, кто из современных пианистов тоньше интерпретирует музыку Рахманинова. В то время родители считали своим долгом отдать ребенка в музыкальную школу...

Однако сегодня многое изменилось. Вопрос о выборе будущей профессии решается порой кардинально: изучаем лишь то, что однозначно будет способствовать финансовому успеху в будущем. При этом роль музыки в развитии личности отходит на задний план.

Казалось бы, музыкальное образование навсегда утратило свою привлекательность, уступив место менеджменту, экономике, праву, психологии, финансам и прочим "материально ориентированным" профессиям.

Однако стоит знать и помнить, что занятия музыкой способны помочь еще и освоить общеобразовательные школьные дисциплины! А главное — благодаря музыке вы получите множество навыков, которые пригодятся вам и в дальнейшей жизни, даже если выбранная вами профессия не будет связана с миром искусства.

О том, что музыка может помочь в освоении и других далеких от нее профессий, известно уже достаточно много. Успешные карьеры тех, у кого за плечами имеется музыкальное образование, способны красноречиво убедить даже самых стойких из скептиков в необходимости занятий музыкой еще в школьные годы. А родителей — познакомить своих детей с миром музыки как можно раньше.
Все возрасты покорны нотам

Американские ученые на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать разнообразные аккорды и созвучия. Впоследствии их детей сравнили с младенцами, которые подобную "музыкальную школу" не проходили. Обнаружилось, что дети-"музыканты" гораздо лучше следили глазами за предметом, быстрее начинали держать бутылочку двумя руками; у них быстрее развивался речевой аппарат, они раньше начинали произносить не просто слоги, но целые слова и складывать из них небольшие фразы. Было отмечено благотворное влияние музыки и на развитие недоношенных детей — воздействие музыкой помогало нормализовать их сердцебиение, поглощение кислорода и снизить их реакции на боль. Недоношенные дети легче переходили с внутривенного питания на обычное именно под музыку.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.
От языков до математики

Поскольку основа речи — это не слова, а интонирование, занятия музыкой станут хорошим подспорьем в изучении иностранных языков. Ведь, как известно, изучение языка — это не только понимание его грамматических и лексических особенностей, но еще и стремление правильно воспроизводить произношение и интонацию. И тут у того, кто много лет занимался развитием слуха, возникает преимущество перед его немузыкальными сверстниками. Когда ваш музыкальный слух развивается, вам становится намного проще осваивать звуковые премудрости иностранной речи.

Музыка помогает и занятиям математикой. Недаром еще в древности Пифагор объявил музыку точной наукой. По мнению античных исследователей, она подчинялась объективным законам и существовала вне зависимости от прихоти человека. Конечно, "золотое сечение" существует и в живописи, и в скульптуре — но как же режет слух расстроенная гитара!

Композитор Игорь Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более чем родственны. Неслучайно среди музыкантов встречаются люди, талантливые и в математических науках тоже: дирижер Эрнст Ансерме, композитор Эдисон Денисов... Кстати, известно, что Альберт Эйнштейн в свободное от научных опытов время любил поиграть на скрипке.

Были проведены своеобразные "замеры" математических успехов среди детей как из простых, так и из материально благополучных семей. После длительных музыкальных занятий у детей из бедных семей успеваемость по математике улучшилась очень заметно, они приблизились по результатам к тем ребятам, у которых стартовые условия были комфортнее. Из тех же, кто музыкой не занимался, улучшило свои результаты по математике вполовину меньшее количество детей.
Сложное дело!

При освоении практически любой профессии музыканты оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Большинству из них удается преуспеть: их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми неизбежно чревато всякое новое дело. Они упорны, настойчивы — и вместе с тем гибки и обладают неоценимым ощущением настоящего момента. Музыка приучает к внимательности при выполнении заданий, она учит человека слушать и слышать, развивает память, координацию движений.

Россиянка Т. Маляренко в 1996 году сравнила данные энцефалограмм семилетних детей. Оказалось, что у тех, кто уже начал заниматься музыкой, возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга. Полушария начали работать более гармонично, более слаженно, как бы лучше "слушая" друг друга.

Вообще музыкальные и речевые центры в мозгу человека расположены близко друг к другу. Поэтому занятия музыкой способствуют усвоению речи и влияют на речевое развитие человека с детских лет. А кроме того, во время пения мозг занят одновременно двумя параллельными процессами: вести мелодию и произносить текст означает делать 2 разных дела.

Обучаясь игре на фортепиано, человек учится координировать действия одновременно двух рук: поскольку партия правой и левой рук часто различны по нотам, это заставляет мозг обрабатывать одновременно два действия — и выдавать единый гармоничный результат.

Чрезвычайно полезным педагоги-музыканты признают также чтение с листа по нотам. Оно позволяет далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, способствует мгновенному "схватыванию" свойств этих пространственных фигур, а также умению мгновенно переводить увиденное и понятое в физические действия в условиях крайних временных ограничений. Такие качества помогут в дальнейшем и авиадиспетчерам, и пилотам — и всем тем, перед кем на работе стоят сложнейшие задачи на быстроту реакции и координацию нескольких действий одновременно.
В нужной тональности

Занимаясь музыкой, человек словно примеряет на себя разные роли: сегодня он играет классику (Моцарта, Гайдна), завтра — романтиков (Листа и Шопена), а послезавтра он и вовсе экспрессионист, озвучивающий опусы Шёнберга или Берга. Музыка постоянно учит человека меняться, он становится более восприимчивым и готовым адаптироваться к миру.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Кстати, отдельно изучалась даже связь музыкальных способностей и преступных наклонностей. Выяснилось, что поющие в хоре вовлекались в преступную деятельность реже остальных людей — а те, кто умел читать ноты с листа, по мнению ученых, не становились преступниками никогда.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата. Недаром среди политических звезд так много тех, кто в детстве уделял значительное внимание серьезным занятиям музыкой. Из нашей политической элиты можно вспомнить Эльвиру Набиуллиуну (фортепиано) или Алексея Кудрина (ударные). Из западной — Кондолизу Райс. В детстве профессионально занимавшаяся игрой на фортепиано, она может похвастаться тем, что в 15 лет сыграла один из фортепианных концертов Моцарта с Денверским симфоническим оркестром. Кстати, и в настоящее время Райс иногда дает концерты камерной музыки.
Люди-аккорды

Музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает достаточно сложно.

С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой — очень стабильны, и их нелегко сбить с толку.

Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу своей способности адаптироваться и понимать других людей они прекрасно работают в команде.

Музыканты готовы к риску — и вместе с тем они не останавливаются на простых решениях.

Они умеют видеть, как подать тот или иной материал ярко и подробно — и в то же время они могут отвлечься от этих подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

Они умеют предвидеть возможные завтрашние последствия своих сегодняшних решений.

Музыка всесторонне помогает подготовиться ко взрослой жизни. Не зря композитор Д. Д. Кабалевский утверждал: "Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии".










 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы