Мартыновская Инесса Юрьевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Для меня учитель означает: Бог своего любимого предмета…

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: русский язык, литература

Увлечения: чтение

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: г. Ставрополь

Место работы: МБОУ лицей №35 г. Ставрополя

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/martynovskaya-inessa-yurevna
«Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него»
А. Вампилов

Главная задача сайта держится на трёх китах – «внимание», «понимание», «принятие». И это означает заинтересовать аудиторию, доходчиво объяснить свои творческие идеи, чтобы люди стали их сторонниками. Ведь человеческое внимание нелегко привлечь, но ещё труднее удержать. Поэтому должно быть интересно, эффективно, нестандартно, с изюминкой, приятными сюрпризами, чтобы запоминалось содержание, не было перегрузки цифрами, фактами и наукообразием. Думаю, что Вы уже заинтересовались моим сайтом. Заходите в гости, рада поделиться своим опытом работы по любимому предмету. Будем учиться и самосовершенствоваться вместе! Давайте овладевать мастерством и таинством искусства урока, постигать саму технологию этого «искусства» - того особого умения воздействовать на ученика литературными знаниями, увлекать, волновать, приглашать к раздумьям. Убеждена, что информационный материал сайта даст ещё одну возможность учителю-практику пересмотреть какие-то свои стороны педагогического творчества, дополнив, расширив или углубив отдельные из них.

Всегда рада Вам, дорогие коллеги!

О себе

Учитель

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Толстой, Гоголь, Тургенев, Достоевский для меня не просто гениальные, великие писатели планеты. Это – наше детство, это связано с юностью, со становлением характера, с душой нашей культуры, с формированием видения мира. Встреча с гением. Как она проста! Ведь эти классики – люди самые демократичные, самые доступные всем. Самые щедрые. Они рады отдать тебе все свои сокровища, все свои богатства. Взаймы навсегда, безвозвратно. Бери, приходи, раскрой книгу. И в то же мгновение ты познакомишься с шедевром литературы, почувствуешь пожатие энергичной руки Пушкина. Тебя обнимет и прижмёт к груди пылкий Лермонтов. Ты увидишь, прозрачное мерцание мудрых глаз Ахматовой. Только слушай и вникай в таинство урока, моего урока, и Вашего, дорогие коллеги! Так давайте каждое своё слово, каждый свой шаг совершать во благо нашим детям. Разве не в этом наше учительское счастье? Пусть школьные уроки будут продолжаться. И продолжать их будет сама жизнь.

 

Мой взгляд на мир

Мой взгляд на мир.

 «Каждый ребёнок – это целый мир, неповторимый и своеобразный. Если этот мир откроется перед вами, если в каждом ребёнке вы почувствуете его индивидуальность, если в ваше сердце постучатся и отзовутся вашими думами, заботами, тревогами – смело избирайте своей профессией благородный учительский труд…»

                                                                                                                                                                                                                                                                                          В. Сухомлинский.

Какую же профессию может выбрать себе человек, родившийся в семье учителей? Здесь заранее было предопределено судьбой. Моё познание мира шло через слово учителя уже в родном доме. И это один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Меня окружали умные, интересные люди, которые могли поговорить на любую тему, ответить на сложный вопрос, которые всегда всё знали. Это были коллеги моих родителей. Уже с детства я решила, что тоже буду учить детей. И только хорошо. И только словесности.

И вот двадцать лет каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогу приветствий, когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Мой труд проходит в мире детства – вот о чём нельзя забывать ни на минуту» А это особый, ни с чем не сравнимый мир. Надо знать этот мир, - но этого мало. Надо вжиться в мир детства; если хотите, в каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребёнка»

Как же ввести детей в познание окружающего мира, чтобы оно приносило им радость открытия, жажду знаний, развитие умственных способностей, умение хорошо учиться?

Убеждена, что только от нас, от нашего педагогического мастерства, искусства ведения урока, мудрости, человечности, знания своего предмета, зависит мир ребёнка, его будущая жизнь, нравственное здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье. Ведь большую часть своего времени ребёнок проводит в школе. Это особый мир детства, связанный со словом учителя. Оно учит видеть красоту окружающего мира и искусства, создаёт обстоятельства, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений. «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека». А ещё – это мастерство и владение тайнами построения урока. Я должна так организовать класс, чтобы дети вместе со мной постигли искусство творческой жизни, делились переживаниями друг с другом, думали, рассуждали, может быть, горевали над судьбами героев, открывали для себя литературу, того или иного писателя. В связи с этим возникает проблема «драматургии урока». Стараюсь «насытить» урок тем «веществом», без которого нет духовного рывка, осознания собственного «Я», отбираю материал так, чтобы он имел ударную силу. Это может быть всего лишь фраза из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» : «Хороша семья та, где спокойно живётся старикам», которая заставит вернуться ко всему тексту и неоднократно, может быть, - к жизни, познанию мира.

Разве не так уж важно ученику – растущему человеку – определить для себя, к примеру, что такое «духовный» и «душевный» человек? Согласитесь, он ведь так часто слышит эти слова из разных источников; так, казалось бы, близких фонетически, они в своём лексическом плане, стоят почти диаметрально противоположно. И вот снова Л. Толстой… Духовная Наташа имеет слишком тонкую душу, умеет чувствовать и понимать, страдать, восхищаться, но, к сожалению, ей не дано, хотя бы на шаг, заглянуть вперёд. Она живёт сиюминутными страстями и чувствами, не думая о последствиях. Отсюда и ошибки (согласилась на побег с Анатолием Курагиным), а в итоге – чуть не умерла, заставила страдать близких. А вот её антипод – княжна Марья, которая всё время забывала о себе : угождала отцу, воспитывала племянника Николеньку, волновалась за судьбу брата Андрея. Всем отдавала много сердца, потому что понимала их больше, чем они себя. Только ей удаётся понять смертельно больного отца, сказать об этом врачу, что у него «болит душа».

Анализ этой сцены, акцентировка на ней внимания учеников, даёт им возможность вырастить в собственных сердцах кристаллы душевности, которые, конечно же, постоянно разрастаясь, сформируют человека, способного понимать других и не только понимать, но и принимать их со всеми недостатками. Так осмысливая и обсуждая жизнь и поступки литературных героев, учащиеся понимают, что к духовности можно отнести знания, веру, чувства, потребности, наши способности, цели, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше развит человек, чем выше его культура, тем богаче его внутренняя, духовная жизнь.

Уже доказано, что человек не может жить вне общества. А значит, и его цивилизованное существование невозможно вне окружающей культуры. Свободно и непринуждённо чувствует себя в современной жизни тот, кто постоянно учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие правилам человеческого общения. Современный взгляд на мир мною понимается как разнообразие научных учений, различных политических теорий, идеалов, культурных наследий, накопленных человечеством.

И в этих теориях, идеях и представлениях всегда ставился вопрос о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы : «Что такое добро? И что такое красота? Для чего нужно обязательно читать и любить книгу? Что должен делать человек, чтобы жить достойно? Что такое литературный вкус? И каждая этическая система прошлого и настоящего даёт нам неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни.

Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблемы свободы выбора собственной жизненной позиции.

Согласитесь, сегодня ученикам, особенно старшеклассникам, живётся не так уж и просто : многих пугает будущее, к которому они просто не готовы, у других – проблемы  с родителями, третьи разочарованы в любви, дружбе. С другой стороны, можем ли мы сказать, что словесник знает тот круг проблем, которые волнуют современного школьника, и идёт на урок с ответами на них?.. Нет! Учитель зачастую предлагает свои проблемы – учебные и воспитательные, которые, к сожалению, не всегда помогают человеку, особенно растущему, накопить как можно больше представлений о чувствах, переживаниях, тревогах, умении выйти достойно из трудной жизненной ситуации. Так вот, по-моему убеждению, на каждом произведении, помещённом в школьную программу можно «делать» уроки социальной драмы, которые бы учили школьников этике жизни, облегчили бы им хоть чем-то, вписаться в мироздание. Такие уроки ещё необходимы и потому, что на н6их ученик особенно остро начинает ощущать своё «я», свою значимость и причастность к миру, в котором живёт, приобретает опыт, прозрение на многие социальные вопросы, постигает чужое сознание, мир души незнакомого человека. Наипервейшее условие такого урока литературы – дать интригу, вызвать живой и всеобщий интерес к книге, захватить внимание и не отпускать его на протяжении всей темы. А удержать его можно только одним способом – от урока к уроку наращивать интерес не только к произведению, но и тем вопросам реальной действительности, неотъемлемой частью которой является сам ученик. 

Мой взгляд на мир… Какое счастье знать, что он связан с миром детства, что «жизнь детского сердца ежечасно несёт нам удовлетворение и неудовлетворение, радость и горечь, грусть и восхищение, недоумение и изумление, ласку и гнев». Судьба подарила мне уникальную возможность стать учителем-словесником. Для меня очень важно ощущать себя первоисследователем, первооткрывателем, первопроходцем книги. Да, первопроходцем. Вот, пожалуй, точное определение самого чувства книги, когда она нужна и интересна.

Моё портфолио

Портфолио

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы