Меликова Вера Григорьевна

сайт музыкального руководителя

Профессия: музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: пение в хоре

Увлечения: слушание классической музыки

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: Детский сад № 31 Калининского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/melikova-v-g

О себе

Меликова Вера Григорьевна, уже более 50 лет работаю в сфере дошкольного образования. Дипломированный специалист. Обладатель множества грамот, наград, благодарностей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Поэзия Пушкина, Есенина, Цветаевой, Гумилева, проза Толстого, Лермонтова, Гоголя, Набокова, Гессе и многих других авторов.

Мой взгляд на мир

Основная цель музыкального руководителя – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.

Они заключаются в следующем:

  1. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
  2. формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
  3. способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

В певческих упражнениях мы развиваем певческую технику, музыкальный слух.

Основные приемы это:

Развитие дыхания

Дикции

Артикуляции

Диапазона

Звукообразование, звуковедение

Чистота интонирования

Чувство ансамбля

Пение без сопровождения (a cappella)

Пение с сопровождением

Песни для сопровождения движений (хороводы)

Песни для гитары на музыкальных инструментах

Песни – образцы для обучения детей основам музыкальной грамоты.

Я использую в работе разнообразные методики и технологии, такие как:

1. Методика Виктора Емельянова.

    «Развитие голоса». Координация и тренинг.

2. Методика пения у Жилина.

3. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания

    Д.Е. Огороднова.

4. Хоровое сольфеджио Г.А. Струве.

 а) понятие о высоких и низких звуках.

 б) ручные знаки и пение «по руке» (устойчивых ступеней: 1,3.5)

5. Коррекция речи и движения О.С. Боромыковой с музыкальным сопровождением (на развитие мышц).

 

Вот несколько примеров этих методик.

 

Для метода В. Емельянова характерны следующие упражнения:

 

  1. Вибрация губ. Как будто едем на машине, меняем направление движения, подъем в горку, спуск.
  2. Перевод вибрации губ в гласную «ы» - без перерыва в звучании. Размыкаем губы и звучит тише «ы» - чем вибрация губ.
  3. Исходное положение: язык лежит на нижней губе. Мышцы лица расслаблены, издают звук шумовой, низкий, шуршащий, скрипящий, рокочущий. В немецкой терминологии – «штробас». На гласной «а» глиссандо наверх и показ рукой. Упражнение «Волна».
  4. Восходящая попевка глиссандо на гласные У О А Э Ы и нисходящая

Ы Э А О У , с жестом – с ля b малой октавы – без инструмента.

  1. С инструментом с ля b малой октавы вверх и вниз и по полутонам.

Рассмотрим некоторые особенности

Методики комплексного музыкально-певческого воспитания

В.Д. Огороднова.

 

Данная методика своей главной, принципиальной задачей ставит прежде всего  бережное воспитание голоса каждого ребенка (особенно в первые годы обучения). Постепенное выявление и обогащение его естественного тембра, и на этой основе – комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке.

В данной методике используются современные педагогические методы, такие как: программированное обучение с минимальным шагом программы, коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях с детьми, применение наглядных схем-алгоритмов, позволяющих значительно лучше организовать и активизировать всю работу даже самых слабых детей.

Благодаря этому у ребенка постепенно сохраняется непринужденность, заинтересованность, даже увлеченность, а следовательно, и активность. Педагог должен использовать это положительное начало и вести работу всегда музыкально, эстетично, добиваясь от ребенка точного выполнения всех предписаний алгоритма.

В данной методике предусмотрены также дидактические виды учебной деятельности детей на занятиях,  а именно:

  1. художественное тактирование, имеющее главной задачей воспитание метроритмического чувства.
  2. ладово-вокальные жесты, работа над которыми служит прежде всего воспитанию метроритмического чувства и мышления детей.

 

Методика Огороднова помогает музыкальному руководителю в комплексе решить поставленную задачу – воспитание у детей музыкальных способностей.

 

В работе над пением следует обратить внимание:

 

  1. на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого вырабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа – развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
  2. чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикатов.
  3. чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.
  4. закрепление всех звуков в свободной речи.

Важный аспект – развитие эмоциональной сферы ребенка, прояв. в мимике и жестах.

 

Рассмотрим некоторые аспекты Интеграции, это

  • Развитие речи, артикуляционная гимнастика;
  •  Физическое развитие: пальчиковая, дыхательная, глазная гимнастики;

ориентация в пространстве, движение с пением;

  • Художественно-эстетическое развитие

 (Театрализованная деятельность):

          элементы театрализации,

          персонажи,

          фланелеграф,

          познавательная деятельность детей.         

  • Социально-коммуникативное развитие

В работе над пением очень важна Совместная работа с педагогами

 

Перечислим Правила  для педагогов:

  • умейте слушать поющего ребенка;
  • не мешайте ребенку думать, молчать, слушать;
  • музыкальный руководитель не обращает внимание или проявляет терпение, когда ребенок вместо пения занят чем-то другим;
  • музыкальный руководитель обращает внимание, т.е. превращает свое внимание в песню (напевает речитативом, с улыбкой, с грустью, сердито, динамично, с благодарностью и т.д.);
  • музыкальный руководитель не всегда поет (объяснения его спокойные, выразительные, доброжелательные).

Музыкальный руководитель всегда:

  • помогает своим примером, образцом исполнения;
  • терпеливо ждет, когда ребенок запоет своим голосом, обращает в шутку неудачу;
  •  не устает слушать ребенка;
  • поет любя и любит, напевая;
  • четко оценивает успехи ребенка, прогнозируя желаемый результат и,  замечая едва уловимый намек на его появление.

 

Музыкальный руководитель никогда:

  • не показывает, как не надо петь;
  • не поет громче детей;
  • не смеется над плохим результатом;
  • не уничтожает ребенка;
  • не допускает неуважительного отношения у музыке.

Помните: 

  • Красиво поете не Вы, а те, кого Вы слушаете.
  • Ребенок хочет петь.

 

Подготовка голосового аппарата

 

В работе по пению с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми с нарушением речи, с диагнозами ФФНР, ОНР + стертая форма дизартрии, ринолалия, с нарушением интеллекта следует учитывать психические и, конечно, физические особенности ребенка. Научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса, ознакомить со звуковысотным строем языка.

 

Музыкально-игровое занятие включает ряд постоянных элементов:

  • игры и упражнения,
  • направленные на закрепление знаний об окружающем
  • пальчиковая гимнастика
  • упражнения на релаксацию
  • упражнения на дыхание
  • упражнения на зрительно-двигательную координацию
  • упражнения, направленные на обучение эмоциям
  • развитие чувства ритма
  • пение с движением, драматизация с пением, хоровод.

Коррекционные музыкально-игровые занятия проводят логопед и музыкальный руководитель. Очень важна их тесная связь на занятии, что является залогом эффективности работы с положительным эмоциональным настроем.

 

Логоритмическое занятие включает:

  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • чувства ритма;
  • слухового внимания;
  • пространственной организации движений;
  • общей и тонкой моторики, мимики;
  • речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

 

У детей с нарушением речи очень плохая память. Ее надо развивать путем тренинга – путем повторения. Неправильные окончания слов – медленно проговариваем, пропеваем слова.

Используем один из приемов по цепочке.

  •           Закрываем ушко, чтобы лучше слышать – самоконтроль.
  • Научить детей петь про себя (по фразам), поиграть в «Испорченный телевизор», «Испорченное радио».

В работе используются знакомые и незнакомые упражнения, в зависимости от задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные. Распевки на слоги: гласных с согласными.

  • а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака
  • б) да-де-ди-до-ду твердая атака

Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха, помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот приём ещё хорош и тем, что активизирует всех детей и закрепляет навык правильного дыхания у детей.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

 

Правила пения для детей прекрасно звучат в стихотворном варианте, но особенно эффективно говорить о них, используя столь любимые детьми иллюстрации с героями из мультфильмов:

 

Если красиво хотите вы петь,

Прямо на стульчике надо сидеть.

Надо дыхание брать научиться!

Рот открывать широко! Не лениться!

Надо губами уметь шевелить,

Четко слова все произносить.

Гласные звуки тянуть, распевать.

Голову низко не опускать.

Плечи не дергать! Живот не выпячивать.

Сразу дыхание всё не растрачивать.

Надо стараться петь улыбаясь,

Лицом, подбородком не напрягаясь.

Петь задушевно, нежно волнуясь!

Просто! И всё же собою чуть любуясь.

Не горлопанить и не кричать!

Звуки высокие все доставать!

Слыша при этом сопровождение –

Вот что такое красивое пение!

В хоровом пении мы выделяем:

 

1. трудные (интонационные) места

2. пение подгруппами (рядами – мальчики, девочки)

3. пение с закрытым ртом

4. пение в среднем темпе и в средней динамике

5. метод транспонирования

6. пение без сопровождения ( а капелла)

7. пение по нотам.

 

 

Трудности в исполнении это:

а) пунктирный ритм.

Помощь в преодолении этой трудности окажет нотная запись. Прохлопать ритм, рисунок. Допеть, потянуть подольше ноту с точкой.

 

б) распетые слоги. Для точного исполнения ритма – пропевать фразы в более медленном темпе.

 

 

Вокально-хоровые упражнения также помогают музыкальному руководителю.

Необходим специальный подбор постепенно усложняющегося музыкального материала упражнений:

упражнения на кантилену, ритм, мелодический рисунок, темп, тесситуру. использовать в качестве упражнений гаммы, отрезки звукоряда и трезвучия. Попевки петь в нескольких тональностях (секвентно по полутонам вверх).

 

 

 

Моё портфолио

Музыкант - профессия прекрасная! Музыка вдохновляет нас, наполняет нас звучанием самой гармонии, делает наш мир радостным и счастливым!

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы