Митрофанова Наталья Николаевна

Сайт учителя начальных классов.

«Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот педагогическое счастье».

Профессия: Учитель начальных классов.

Профессиональные интересы: Создать условия для реализации способностей учащихся.

Увлечения: Театр, музыка, лыжи.

Регион: Томская область

Населенный пункт: Город Томск

Место работы: МАОУ СОШ №67

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mitrofanova-natalya-nikolaevna
«Искусство воспитания, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически или практически»
Ушинский.

Работаю по традиционной системе - программа «Школа России». За основу своей работы я взяла  деятельностный подход в обучении с учетом индивидуальных особенностей детей  и с использованием современных здоровьесберегающих технологии.  На каждом уроке продумываю и создаю благоприятные педагогические, гигиенические,  эстетические условия и комфортную психологическую обстановку.  На уроках осуществляю плавный переход от игровой деятельности к учебной, причём  игра как средство обучения на первых порах доминирует. Так как в игре развивается сообразительность, внимание, выдержка, настойчивость, коммуникабельность, воображение и умение быстро находить правильное решение.

О себе

Мой педагогический стаж 38 лет.

    С самого начала педагогической деятельности я была твёрдо убеждена в том, что самое важное в работе педагога – осознание ценности самого ребёнка.

    Реализация близкого мне принципа, при котором ребёнок умеет мыслить, высказывать свои версии, идеи, предположения, не боясь оказаться неправым, умеет учиться с интересом; при котором ребёнок живёт с ощущением успеха, уверенности в себе – основное направление моей работы.

   Освоение новых целей и задач, нового содержания, нового метода обучения, новых форм организации детей при обучении для меня было трудным и интересным. Выстраивать сотрудничество детей, содержательный диалог между ними стало реальным для меня лишь тогда, когда я сама сумела включиться в диалог как одна из его участников. Кто я на уроке? Какова моя роль? Она, на первый взгляд, сводится к участию в живой беседе с учениками, протекающей, казалось бы, стихийно. Но это только видимость стихийности, за которой четкая схема движения к цели. Постоянно иметь ввиду цель, каждый раз устанавливать предельные отклонения от неё, сохраняя при этом возможность детского творчества. Да, это очень сложно, ведь всегда проще сделать самой, рассказать, объяснить, но я должна быть организатором мыслительной деятельности, я знаю, чему я должна научить учеников, но трудно предположить, как будет совершено ими открытие, каким путём пойдёт детская мысль.

    Я понимаю, что в подходе к обучению очень важно учитывать психологические особенности детей, их опыт, способы оценивания. Уверена, что у каждого ребёнка должны быть гарантии на успех.

    Очевидно, что направленность на воспитание, развитие личности для меня не менее важны, чем формирование творческого мышления, которое является средством для достижения образовательной цели.

    О чем я мечтаю? Чтобы мои ученики любили учиться, независимо от того, какие у них на сегодняшний день достижения; получали удовольствие от общения с одноклассниками, со мной; умели с достоинством отстаивать свою точку зрения, обосновывая свой выбор; творчески подходили к любому заданию; понимали, что «самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Сухомлинский. "Сердце отдаю детям"

Мой взгляд на мир

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Мои достижения

Уровень творческих достижений учителя в межаттестационный период

 

Форма представления опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс)

Уровень представления (муниципальный, региональный,…) с указанием названия мероприятия

Тема представленного опыта работы

Дата представления опыта работы

Областная конференция. «Экологическое воспитание и образование младших школьников»

областной

«Экологическое воспитание младших школьников в учебной деятельности»

2009г

 

Обобщение  педагогического опыта

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В рамках курсов повышения квалификации.

 

2010 г.

Обобщение педагогического опыта

Томский государственный педагогический университет». В рамках курсов повышения квалификации. 

«Использование фольклора в процессе формирования звукопроизношения».

2014 г.

 

Моё портфолио

Самоанализ педагогической деятельности

Митрофановой Натальи Николаевны

учителя начальных классов первой квалификационной категории.

Образование –среднее специальное

Общий стаж работы–38лет

Педагогический стаж –38лет

Стаж работы в МАОУ СОШ №67 города Томска –22 года.

В данное время работаю  по федеральным государственным общеобразовательным стандартам второго поколения в начальной школе по программе УМК «Школа России».

В 2010 уч.году прошла следующую курсовую подготовку:

 

Тема курсов, количество часов

Учреждение, осуществляющее повышение квалификации

Документ (удостоверение, сертификат и др.)

 «Современная начальная школа в условиях реализации новых образовательных стандартов» в объёме 72 часов.

«Психолого-педагогическое и методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе начальной школы» в объёме 108 часов.

 

 

ТОИПКРО

 

 

 

Курсы в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»

Удостоверение №1222

июнь 2010г.

 

 

апрель.2014год. Регистрационный номер702400622320

 

 

Моя тема самообразования: «Дифференцированный подход при формировании универсальных учебных действий

В своей работе применяю современные технологии обучения, а именно:

  1. Проблемно-диалогическая технология
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Игровые технологии
  4. Личностно-ориентированные технологии
  5. Технология проблемного обучения
  6. Технология проектного обучения

 

 

. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Передо мной постоянно возникают вопросы: Как учить детей без принуждения? Как сделать учение радостным? Как помочь ребёнку раскрыть свои возможности? Как подготовить такую базу знаний, умений и навыков, которая позволит моим ученикам быть успешными при обучении в среднем и старшем звене школы, а в дальнейшем удачно социализироваться в современном обществе.

Работая по программе « Школа России» в двух классах: общеобразовательном и коррекционном  V вида увидела, что у большинства детей слабые и низкие учебные возможности.

Передо мной встала задача: как учить, чтобы получить хорошие результаты. Поэтому решила применять самые эффективные методы, формы и приёмы работы, которые предлагает отечественная педагогика, а также использовать современные образовательные технологии, в том числе и информационные.

В первом классе течение первого полугодия у детей развивала фонематический слух, зрительную память, лексический запас, корректировала фонетические дефекты и речевые нарушения, одновременно работала над развитием мелкой моторики руки по подготовке к письму. Для этого на каждом уроке использовала песочные буквы, трафареты, шаблоны, различные виды штриховок. И только во втором полугодии дети начали писать. На этом этапе применяла специальные логопедические приёмы по предупреждению дисграфии и дислексии  (фонетическая зарядка, речевые пятиминутки). Результатом стало правильное, красивое письмо и  беглый, выразительный навык  чтения. Считаю, что овладение навыком чтения для каждого первоклассника – это необходимое условие для дальнейшего продвижения в других предметных областях.

 Все дети выполняли норму по технике чтения. Следующий шаг – формирование осознанности чтения.

          Особое внимание  в своей работе уделяю развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы, сочетая традиционную методику с использованием оригинальных логопедических методов и приёмов, направленных на профилактику и устранение дислексии и дисграфии. Вела работу по данной проблеме по пяти направлениям: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, пополнение и обогащение лексического запаса,  формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, и развития речевого мышления. Итогом стали результаты  административных контрольных работ по русскому языку.

В работе главной задачей считаю:

-  помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке;

- создать благоприятные условия в коллективе для формирования общеучебных компетенций.

Поэтому учебный процесс строю на основе деятельностного подхода. Для этого на уроках создаю условия для самостоятельного добывания знаний через решение проблемных вопросов в группах и парах. На уроках дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса, исследователи. Провожу работу по коррекции высших психических функций: внимания, мышления, памяти. Уже традиционными и любимыми детьми стали: урок-проект, урок-путешествие, урок-поиск,  деловая и ролевая игры.

На каждом уроке стараюсь создать атмосферу заинтересованности и ситуацию успеха для каждого ученика. Для этого организую круглые столы, устные презентации, дискуссии и дебаты. В работе систематически  использую технологию развивающего обучения и развития критического мышления. Формирую учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой  задачи, а также выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Учу планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

       В педагогической деятельности главной задачей считаю: повышение мотивации к изучению предметов, сохранение физического, психического и социального благополучия школьников. Мои уроки превращаются в творческое общение и проблемную дискуссию. Ученики стремятся быть успешными, потому что с первого класса стараюсь их научить учиться, сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, показать преимущества успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». В 4В классе из 28 человек 14 учащихся учатся на «4» и «5», двое из них только на «5». Таким образом, качественная успеваемость составляет 57%, в 4Д коррекционном классе из 12человек 5 учеников учатся на «4» и «5», один из них только на «5».

Одним из главных условий успешности обучения и качества знаний  считаю положительную мотивацию к учению. На рисунках 1-3 представлены результаты изучения динамики мотивации учащихся в отношении к учебным предметам за период 2010-2014 гг. (по данным психолого-педагогической службы школы).

imageimage  

 

   

Рис.1. Динамика мотивации отношения учащихся к математике.

 

    
 image image

 

 

 

 


Рис.2. Динамика мотивации отношения учащихся к русскому языку.

 

    
 image image
 

 

 


  

Рис.3. Динамика мотивации отношения учащихся к литературному чтению.

 

        Данные анкетирования свидетельствуют об увеличении процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета. Стабильно высоким на протяжении всего периода обучения является положительное отношение к учителю, оценка комфортности учащихся на уроках составляет 100%.

     Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Внеклассные занятия по предмету являются эффективным средством при формировании познавательных интересов. В связи с этим систематически веду индивидуальные, групповые, факультативные занятия, направленные на углубление и расширение знаний учащихся.

Цели индивидуальных занятий по предметам (русский язык, математика, литература, окружающий мир) ставлю разные. Так, для одарённых детей – это углубление и расширение знаний учащихся по предмету, возможность самостоятельной творческой деятельности. Такие занятия помогают лучше узнать индивидуальные способности учеников, а ученикам – продемонстрировать самостоятельность в выполнении заданий повышенной сложности, развить воображение и инициативу. 

Но в классе есть дети, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной помощи учителя. На коррекционных занятиях стараюсь сформировать индивидуальные средства и способы действий, позволяющие слабоуспевающему ученику быть компетентным в различных предметных областях, а значит, повышать его самооценку, показать  успешность, вселить веру в свои силы. Все дети, посещающие коррекционные занятия имеют общую успеваемость 100%.

Привлекаю детей к участию в школьных и районных конкурсах разной тематики (конкурсы рисунков, сочинений, стихов, поделок и т. д.). Дети охотно принимают в них участие и получают награды.

Уже традиционными стали групповые занятия и факультативы: «Весёлая грамматика», «Занимательная математика», «Краеведение».

В 2012-2014 учебном году учащиеся моего класса выступали с творческими работами: проектом «Летопись Томска. Гроза 1812 года», «Откуда есть пошла земля русская» и исследовательской работой  в городской программе «Формула творчества».Участвовали в конкурсах и викторинах.

В своей педагогической практике широко использую современные образовательные технологии, без которых сегодня  нельзя представить образовательный процесс. Стараюсь взять всё лучшее, что предлагает современная педагогика, поэтому отдаю предпочтение здоровьесберегающему обучению. Учитываю особенности класса, создаю благоприятную психологическую атмосферу на уроке; использую приемы, направленные на поддержание интереса к учебному материалу.

Систематически использую элементы развивающего обучения. Дидактическим стержнем каждого урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Развивается речь, мышление, воображение, повышается познавательный интерес, самостоятельность.

Применяю технологию личностно-ориентированного обучения. В центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить условия для развития и реализации природных возможностей.

Использую технологию уровневой дифференциации обучения. Уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Применяю «технологию раскрепощённого развития детей».  Часть уроков провожу  в режиме движения

наглядного учебного материала с использованием упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию.  Результатами таких упражнений стали: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация,  развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве.

Организую урок рационально. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием  видов деятельности в течение урока. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить  работоспособность. В состав упражнений включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, для отдыха позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастику, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

В учебном процессе использую информационные технологии, обеспечиваю доступ к различным информационным ресурсам, что способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы определения путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Мой кабинет оборудован компьютером, который используется систематически: разрабатываются презентации, накапливаются дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, внеклассных мероприятий. На уроках окружающего мира и литературного чтения учу детей ориентироваться в информационном пространстве, овладевать умениями самостоятельного извлечения знаний, работать в Интернете по поиску нужной информации.

Во внеурочной деятельности широко применяю проектные технологии для формирования системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и  навыков. Создание проектов способствует   развитию  личности школьника, его психических процессов; коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Важнейшим учебным достижением выпускника начальной школы считаю овладение навыком осознанного чтения как условие дальнейшего продвижения в области других наук. Ведь младшие школьники учатся читать для того, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность учиться.

В воспитании детей следую принципу «Быть рядом и чуть впереди»: не подавлять личность ребёнка своим авторитетом, помнить, что «в тени больших деревьев маленькие не растут». Сократ утверждал, что в каждом маленьком человек живёт солнце, только нужно давать ему светить. Видеть в каждом маленьком человеке солнце, отыскать даже в самом трудном ученике лучик света – в этом предназначение учителя. 

Мои дети активно участвуют во всех районных конкурсах и делах: игры, марафоны, конкурсы, проекты, акции («Мир без наркотиков», «Здоровый образ жизни», «Мир семьи глазами детей», «Защитим лес Томска от огня», и т.д.)

Важным считаю нравственное воспитание, становление и сплочение детского коллектива.

Большое значение в жизни класса имеют традиции. Знакомлю детей с традициями школы, совместно разрабатываем законы класса, а затем формируем традиции. Классные часы «День Валентина», « «Праздник рождения класса», «День именинника», «Праздник юмора», «Дни здоровья», походы на природу, экскурсии и поездки способствуют сплочению классного коллектива, умению и желанию сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки.

Итогом такой целенаправленной работы стало:

  1. Высокая мотивация детей к обучению.
  2. Положительная динамика качества обучения  к 4 классу.
  3. Достижение высоких результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах.
  4. Хороший уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи.
  5. Качество выполнения мониторинга по окончанию 4 класса по русскому языку 100%, математике -85,19%, общий процент выполнения - 100%.
  6. Создание положительного микроклимата в классе, где каждому ученику комфортно и интересно.

 

 

Добавить грамоту в портфолио