Морозова Татьяна Васильевна

сайт учителя начальных классов

Гореть самой и зажигать других

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Интересуюсь новыми веяниями в образовании

Увлечения: цветоводство, чтение книг

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: город Сургут

Место работы: МБОУ НШ-Д/С № 2

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/morozova-tatyana-vasilevna
Все будет хорошо, даже если не так

О себе

Я живу в городе Сургуте, работаю в школе более 20 лет. Замужем, есть два замечательных сына.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Стихи бронзового века

Мой взгляд на мир

В настоящее время в образовании все меняется и я с волнением отношусь к этому.

Моё портфолио

Я работаю над темой самообразования  "Проектно-исследовательская работа в начальной школе".

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учеб­ного проекта как:

личностно-ориентированный;

обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

формирующий навыки самостоятель­ности в мыслительной, практической и волевой сферах;

воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;

интегрирующий знания, умения и на­выки из разных дисциплин;

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально. Любая исследовательская работа включает в себя   следующие этапы:

         Подготовительный этап

  - определение темы;

   - постановка цели и задач, определение источников информации;

- выбор критериев оценки.

    Основной этап-

   разработка проекта-  (сбор и уточнение информации)

     Заключительный этап

- Защита проекта

  В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются  задачи, и собирается информация о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить  детям мини анкету с вопросами:

  1.  Что тебе интересно больше всего?

 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

3. Чем ты чаще всего занимаешься  в свободное время?

4.   О чём хотелось бы узнать, больше?

5.   Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли,  возможно проведение индивидуальной  беседы с ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.  Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору.

 

Добавить грамоту в портфолио