Мучкасова Елена Васильевна

Мучкасова Елена Васильевна

сайт учителя истории и обществознания

Учитель, будь солнцем излучающем человеческое тепло, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах

Профессия: учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: История Мордовии

Увлечения: Экскурсии по родному краю

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/muchkasova-elena-vasilevna
История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
Мигель де Сервантес

О себе

Мучкасова Елена Васильевна. Образование высшее. Закончила Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева. По специальности учитель истории. В данной школе работаю с 1990 года. Первая квалификационная категория. Награждена грамотами Министерства образования РМ. Председатель профсоюзной организации школы

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Роман-хроника «Пером и шпагой»  B.C.Пикуль

Моё портфолио

Представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

 

         Тема: «Использование современных технологий  в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность и перспективность опыта

Новые социально- экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач.

Если в прошлом можно было строить обучении путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Целью обучения становиться развитие способностей  и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.

Концептуальность

В соответствии с темой самообразования я изучаю  и внедряю современные педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

Мне оказалась близка по духу технология критического мышления.

Элементы содержаться в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Основная идея технологии развития критического мышления- создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знан6ия, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

 Специфика образовательной технологии развития критического мышления:

 Во - первых, учебный процесс строится на научно- обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья»- фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

 Во - вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

 В - третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Критическое мышление – мышление самостоятельное. Занятия строятся таким образом, что каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.

Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе.

Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решением разумным, обоснованными доводами. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения.

Наличие теоретической базы опыта

Как уже было сказано выше, авторами данной технологии являются американские ученые. Данная технология  была разработана в конце XX века. Последователями западных педагогов стали наши  исследователи (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев,  Н.В.Богатенкова, Е И.Казакова  и другие). На данный момент  накоплен значительный теоретический опыт, позволяющий эффективно применять приемы развития критического мышления  на уроках истории и обществознания.

Ведущая педагогическая идея

Основу технологии критического мышления составляет процесс, состоящий из трех фаз: «ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ».

Первая стадия- вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, вспоминают, что им известно уже по данному вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели. Создается «мотив к обучению».

Вторая стадия- осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Именно на этой стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом- индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом. Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации.  Школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать вопросы.

Третья стадия-рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение всей информации; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Эта стадия необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Оптимальность и эффективность средств

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

1. развивает критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально подобранные тексты, материалы учебника, видеофильмы и т.д.

2.  позволяет использовать  ее на различных уроках и во внеклассной работе. Она задействует чтение и письмо- базовые процессы в любой образовательной системе.

3. использует исследовательские методы в обучении: ученик ставит вопросы и ищет планомерно ответы, не присваивает «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения.

4. дает возможность организовывать коллективную, парную, индивидуальную самостоятельную деятельность на урока

5. предусматривает воспитание таких важных качеств, как терпимость, умение слушать других и принимать их точку зрения, ответственность за собственную точку зрения  и другие.

Технология критического мышления предполагает научить школьников:

-выделять причинно- следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать , как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том. Чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

Систематической включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности, так востребованный сегодняшним днем.

Результативность опыта

Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких как история и обществознание, где приходиться часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна данная технология. Некоторые приемы позволяют сделать урок более продуктивным, помогает обучающимся сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

- высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

- возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

- развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

- развитие умения анализировать полученную информацию;

- развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы