Пантелеева Надежда Степановна

Сайт педагога дополнительного образования детей

Нет предела совершенству

Профессия: педагог дополнительного образования детей

Профессиональные интересы: Творчество, библиография

Увлечения: Чтение, садоводство, творчество

Регион: Кировская область

Населенный пункт: д. Марковцы, Кирово-Чепецкий район

Место работы: МКОУДОД Дом детского творчества Кирово-Чепецкого района Кировской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-stepanovna-panteleeva
Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое - фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются.
Н.И. Пирогов

О себе

Являюсь руководителем детского объединения «Юный декоратор». В объединении осуществляется последовательная работа, направленная на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, воспитание  высоконравственного, творческого гражданина России.

            Основными  целями своей педагогической деятельности считаю создание воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого обучающегося, выявлению, развитию и поддержке способных воспитанников. Мои воспитанники  – постоянные призеры и победители районных, окружных  и областных выставок детских творческих работ.

        Для результативности образовательного процесса необходимо было разработать программу, так как возникла необходимость непрерывного обучения,   систематизировать   свою   деятельность. Дополнительная образовательная программа объединения «Юный декоратор» предусматривает:

*   На доступном уровне научить искусству оформления.

*   Освоение способов и приемов работы с различными материалами   и инструментами.

*   Обеспечение  личностно - мотивированного  участия  детей  в интересной   и   доступной   деятельности,   свободы   выбора личностно    значимого    содержания      образования, форм деятельности и общения.

  При создании программы нужно было определиться с тем, какая должна быть   программа.  В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, предоставляю­щий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических планов учитывались возрастные особенности ребенка. Используемые формы работы чаще всего индивидуально-ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность учащихся.

          Программа разработана с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей, режима, возрастных параметров и социальных условий. Объединение посещают дети разного возраста с 11 - 15 лет. Подростки имеют свободный выбор занятия, проявляют личное творчество и участвуют в коллективном труде. Занятия посещают дети из разных семей: благополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных, поэтому особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми. Программа разработана с учетом принципов:

+ Гуманизма - внимание к историческим ценностям, их значимости для  развития искусства, науки, культуры.

+ Демократизма - право каждого ребенка на выбор своей траектории  развития и участия в   образовательном процессе.

+ Детоценризма - приоритетность интересов ребенка, превращение его в  равноправного субъекта образовательного  процесса.

+ Индивидуализации образования -  выявление интересов и развития склонностей, способностей в различных    направлениях деятельности,  обеспечивает   развитие   детей   в   соответствии   со   склонностями, индивидуальными возможностями и интересами.

+ Увлекательности и творчества - развитие творческих способностей детей, в связи, с чем в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

+ Системности - преемственность знаний.

+ Сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

 

1.                1. Цель программы:

 

Воспитание эстетического вкуса у детей через процесс освоения различных декоративно - прикладных видов искусства.

Основными задачами  программы являются:

§  развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

§  воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

§  освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

§  овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

§  формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 

 

 

1.2.Задачи обучения:

Образовательные

·    Формирование основы знаний по различным декоративно - прикладным видам искусства.

·    Формирование знания о культуре, быте, обычаях наших предков.

·    Углубление знания по истории, народному творчеству, по истории различных видов искусства.

Воспитательные:

 

•         Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени.

•         Содействие воспитанию у ребенка таких качеств, как культура общения и поведения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

•         Воспитание творческой, социально активной личности.

•         Воспитание интереса к различным декоративно - прикладным  видам искусства.

•      Формирование гуманистических ценностей и идеа­лов, выработка человеческого достоинства, ответствен­ности за свои поступки.

•   Формирование  умения  работать коллективно (дети - педагог – родители).

•      Воспитание  основ  профессиональной  этики.

 

 Развивающие:

 

•         Создание условий для разностороннего, гармоничного развития    личности воспитанника.

·        Способствование    развитию     и     совершенствованию     основных  психологических   процессов  личности:   воля,   внимание,   мышление,   чувство, память, воображение.

·    Создание условий для самореализации ребенка посредством участия в массовых мероприятиях (выставки, конкурсы) и выполнения творческих работ.

·        Создание условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

·        Развитие у детей творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства.

·    Развитие фантазии и художественного вкуса.

·    Развитие внимания, аккуратности, целеустремленности.

·     Приобщение к широкому пласту духовно-нравствен­ных и культурных ценностей России.

·     дать эмоционально-чувственную базу культуре вза­имодействия с миром природы, миром людей, с духов­ным опытом человечества.

·     Приобщение воспитанников к основам творческого са­мовыражения средствами различных декоративно - прикладных видов искусства, формируя творчес­кую мотивацию и устремленность к созиданию, и способность передать в своем творчестве красоту окружающего мира.

·     Создание условий для раскрытия таланта каждого воспитанника и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, через мно­гообразные виды творческой деятельности.

·     Формирование эстетического вкуса, чувства гармонии.

1.3    Методы реализации программ

На занятиях клуба будет использоваться компетентностно-ориентированное обучение – это взаимодействие равноправных субъектов одной деятельности при решении общих задач образовательного процесса. Воспитанник – субъект познания, а педагог – консультант, помощник, организатор условий взаимодействия. Преподаватель лишь помогает каждому ребенку в достижении личностно-значимых целей, раскрытии творческого потенциала личности, сопровождает каждого к личностному успеху, помогает найти своё место в процессе взаимодействия. Задача воспитанника – организовать собственные действия, направленные на достижение поставленных целей и рефлексия достигнутых результатов. Учебное занятие перестаёт быть ритуалом с обязательными атрибутами, где только педагогу открыты цели, задачи, способы действия, оценка, коррекция, а воспитанник - исполнитель определённых действий под руководством педагога.

В ходе реализации компетентностно-ориентированного подхода учебное занятие – это:

Ø место организации взаимодействия участников образовательного процесса, ограниченное во времени;

Ø включение обучающихся в целостную познавательную деятельность, содержащую все её этапы (потребность, мотив, цель, средства, оценка, коррекция, присвоение результата);

Ø свободная коммуникация «воспитанник - педагог – содержание темы».

Критерии

Показатели

Форма предъявления

Подростковый возраст

Способность ориентироваться в художественном про­странстве и действовать в воображаемом пространстве.

Умение адаптироваться в образовательной творческой среде.

Владение смысловой связью элементов в художественных образах.

Заинтересованное, активное отношение к изучению выбранного вида искусства понимание законов гармонии и красоты и умение передать в самостоятельной художественной работе.

Презентация самостоятельных худо­жественных произведений (участие в  выставках: внутри объединения, в районных выставках и областного уровня).

На основе описанной выше специфики образовательной программ различных  можно сформулировать обобщенный перечень критериев, показателей и возможных форм предъявления компетентностей воспитанников:

 

1.Компетентность в самостоятельной познавательной деятельности

 

2.Компетентность в коммуникативной сфере

Критерии

Показатели

Форма предъ­явления

Подростковый возраст

Способность конструктивного  общения в творческом процессе.

Преодоление регидности. Умение исполнять различные роли в коллективе. Умение осуществлять коллективную творческую деятельность.

Творческая работа.

3.Компетентность в культурно-досуговой сфере

 

 

 

Критерии

Показатели

Форма предъявления

Подростковый возраст

Способность реализации полученных знаний, умений и навыков в текущей жизни.

Умение организовать досуговое мероприятие.

Умение накапливать эстетические впечатления от общения с искусством.

Знание национальных, культурных традиций.

Культурно-досуговое  мероприятие.

 

4.Компетентность в гражданско-правовой сфере

Критерии

Показатели

Форма предъявления

Подростковый возраст

Способность ответственно относиться к рабочим предметам.

Сформированный навык наведения порядка на рабочем месте.

Умение следить за исправностью предметов и инструментов.

Самостоятельная работа по наведению порядка на рабочем месте.

Исправность предметов.

 

1.4 . Условия реализации программы

Срок реализации программы - 3 года.

·        Обучаться по программе могут все желающие в возрасте с 10 - 14 лет. Жизнь подростка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности. Это переход от детства к юности. У подростка психология полуребенка - полувзрослого: его развитие «ушло» от детей, но еще не пристало к взрослым. Данная программа курса «Юный декоратор» составлена с учетом возраста обучающихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражается в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Свои личностные качества, воспитанники объединения проявляют в различных воспитательных и культурно - массовых мероприятиях. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми. Программой предусматривается решение воспитательных задач. Проведение воспитательной работы в форме индивидуальных бесед, бесед, консультаций. Программа рассчитана на 540 часов.

1  год обучения -      4 часа в неделю - 144 часа в год

2  год обучения -      4 часов в неделю - 144 часов в год.

3  год обучения -      4 часов в неделю -144часов в год.

Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ различных декоративно - прикладных видов искусства: основных понятий, законов, принципов, технологий. Данная программа предусматривает сочетание индивидуальной формы познавательной деятельности и групповой. Наполняемость групп:

1  год обучения - 12 человек

2  год обучения - 12 человек

3  год обучения - 12 человек

Программой предусматриваются различные формы обучения:

·        Учебное занятие (основная форма обучения)

·         Игра

·        Познавательные игры

·        Викторины

·        Экскурсия

·        Выставки работ участников.

Используются   следующие   типы   учебных   занятий:   изучение   нового материала, самостоятельна работа, повторение, комбинированное. На занятиях объединения используются в сочетании различные методы обучения - словесные, наглядные, практические.        

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги об искусстве

Мой взгляд на мир

Творчество - это особое состояние загадочной души человека. Это, когда, забросив все самые неотложные дела, вновь и вновь погружаешься в любимое дело, будь это затейливое шитье, вышивание картины, работа с аппликацией, работа с резцом... Чаще к таким людям относятся как к чудакам, не воспринимая всерьез их деятельность. Но мир без них явно оскудеет, потеряет свою неповторимость, очарование. И хочется, чтобы дети выросли творческими людьми, могли видеть вокруг себя прекрасный мир. Человек, где бы он не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой он живет, работает и отдыхает. И программа детского объединения «Юный декоратор» предусматривает на доступном уровне научить детей различным декоративным видам искусствам. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности человека. Оно вносит красоту в обстановку дома, школы. Поможет украсить поздравительные открытки и сувениры для своих друзей и близких, праздничный костюм, создать свое оригинальное панно, орнамент или картину. Декоративное искусство делится на декоративно - прикладное и декоративное оформление (оформительское).

Дети делают первые шаги в мир искусства, от этого зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному. На занятиях дети учатся творить своими руками, осваивать приемы и способы работы с различными матери-лами и инструментами. Получают некоторые навыки оформительского искусства (виды шрифтов, научаться пользоваться трафаретами, узнают, что такое орнамент и ритм). А умение творить из бумаги позволит быстро и без больших затрат материалов и времени оформлять любой праздник. И пиродные материалы: ракушки, разноцветные камешки - голышки, чудная замшелая коряжка, витиеватый сучок, цветы небывалой формы и расцветки превратятся в сказочное панно, в волшебную фею, сказочного персонажа, в удивительные картины, когда ребята прикоснутся своими добрыми руками, вложат душу и дадут волю воображению. Так же ребята знакомятся с некото-рыми видами рукоделия это - вязание спицами и крючком, шитье. Учатся работать в коллективе. Занятия в объединении «Юный декоратор» помогут детям включаться в самостоятельную творческую деятельность. Посещение объединения помогает им быстрее и лучше адаптироваться к жизни и трудовой деятельности. Занимаясь в объединении, в дальнейшем воспитанники сами смогут украсить свой быт, предметы обихода.

          Общение с природой и искусством, воспитание чувства прекрасного помогают снять отрицательные эмоции воспитанника, которым он подвергается в этот период развития. Конкурсы, выставки работ, их обсуждение и интерес к предмету дают стимул подростку к получению новой информации. Программа развивает художественную одаренность детей при составлении композиций, эскизов, различных поделок.

Мои достижения

 В 2013 - 2014 учебном году воспитанники объединения «Юный декоратор» стали победителями и призерами районного детского заочного экологического конкурса  «ГИМН ВОДЕ», межрайонной выставки-конкурса детского творчества «Краски Двуречья». За подготовку призеров и победителей конкурса педагог награждена Благодарственным  письмом  межрайонного методического объединения (приказ от 08.04.2014 № 13).

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы