Зачиняева Наталья Федоровна

сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: учитель начальных классов

Увлечения: спорт

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: ст.Баговская, Мостовский район

Место работы: МБОУ СОШ №9 Мостовский район

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nataliya55555

                                                                                         Эссе на тему: "Я - учитель"

                                                                                             

                                           Жить - это ремесло, которому нужно обучить ребёнка.                                     

                                          Жить - значит уметь вользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями,

                                          всеми частями своего существа.

                                                                                                                                       Жан-Жак Руссо                

           Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а хороший учитель – в мыслях и поступках людей. Я – учитель! Что руководило мною при выборе этой благородной профессии? Мысли остаться в памяти учеников у меня тогда не возникало, а вот образцы настоящих учителей были, таких учителей, о которых запоминаешь на всю жизнь и пытаешься подражать им во всем: во внешнем облике, в чертах характера и, самое главное, в отношениях к детям.

            Русская пословица гласит: «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». Я думаю, что она больше подходит к этой профессии. Каждый человек должен относиться к своей работе с любовью. Поэтому очень важно выбрать профессию, которая тебе нравится. Тогда ты будешь трудиться с удовольствием и интересом, недосягаемое станет необыкновенным.

            Педагогу доверено самое бесценное и святое - судьба ребенка, его путь взросления. Это ответственная ежедневная работа, которая требует от учителя не только любви и доброты, но и терпения и усердия. Согласитесь, что в обучении, так или иначе есть момент принуждения, поскольку некоторый программный материал нужно просто выучить и отработать, чтобы перейти на следующую ступень знаний. Вопрос в том, насколько это удается делать с пониманием взаимных интересов и с уважением к ребенку. На мой взгляд, в профессии учителя руководит его внутренняя культура: культура слова, диалога, отношений, поступка. И если всему этому учитель придает свое особое значение, он настоящий учитель, который умеет извлечь урок из своего урока. А это, согласитесь, уже педагогическое искусство. Личный опыт подсказывает, что научиться извлекать урок из своего урока поможет сложный путь диалога с самим собой: как меняются мои дети? Как меняюсь рядом с ними я? Где моя победа на уроке и над чем еще стоит поработать? Я думаю, что учитель тоже может не все знать, только бояться этого не нужно, главное - знать, где, у кого и как самому этому научиться.

            Мне кажется, что только сейчас, к 28 годам опыта, ко мне приходит настоящее понимание многих педагогически важных вещей. Учитель в первую очередь отвечает именно за будущее счастье ребенка, а не за безукоризненное знание предмета учеником. А неудачи, даже если они следуют одна за другой, не разрушительны для учителя. Но измена самому себе, педагогическим и человеческим принципам действительно разрушают личность педагога и его дело. Если он не несет каждому ребенку веру в его силы и будущие удачи, то ему стоит подумать над тем, почему дети устали от школы и не хотят туда идти. Необходимо об этом помнить всегда и руководствоваться этим принципом.

           Оглядываясь назад на начало своего творческого пути, вспоминаю, как с первых же шагов учительства перенимала опыт своих коллег «со стажем», изучала детей, старалась разобраться в педагогической науке. Каждая встреча с учениками была необыкновенной, была боль поражений и радость побед. Приходилось все собирать по крупицам. Это продолжаю делать и сейчас.

            Учитель… Его роль в современной школе велика! Это не только человек, дающий знания в определенной области науки, но и опытный рулевой в океане полезной информации, и советчик, и воспитатель, и заботливый старший товарищ, и внимательный собеседник. Дети сегодня особенные. Они сродни самому времени: такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые. Но все они «материал», из которого будет построено наше будущее. И многое в этом процессе зависит от школы, от педагогической позиции каждого учителя и моей в том числе. Свое повествование хочу начать с детства. Я родом из п.Узлового Мостовского района Краснодарского края. У нас была дружная семья. С самого детства я видела перед собой образец учителя, им для меня была мама. Копируя ее, как это делают многие дети, я с братомиграла в «школу». Часто выполняла роль учителя. Когда мне исполнилось семь лет, родители разрешили помогать брату в приготовлении уроков по литературе и учить его правильно и красиво писать. Я завела тетрадочку и прописывала ему буквы и слоги, которые следовало написать. В среднем звене мама уже позволяла проверять некоторые тетради, тесты, конечно, я это делала карандашом. Окончательно я определилась с будущей профессией в старших классах во время дней самоуправления, когда замещала уроки у своей первой учительницы, ставшей в дальнейшем вторым моим эталоном учителя.

            Поступая в Адыгейское педагогическое училище им.Х.Б.Андрухаева, я хотела быть похожей на первую учительницу, которую считала самым умным человеком на всем белом свете. Она пользовалась беспрекословным авторитетом у пяти маленьких учеников нашего класса. Это были детские светлые воспоминания об учителе. Но настоящим примером великого педагога стала для меня Саида Мурадовна, преподаватель методики русского языка и классная дама в педагогическом училище. Умная, красивая, всегда элегантно одетая, чуткая и внимательная, она относилась к своим воспитанницам с такой заботой, что нам, находящимся за сотни километров от родного дома, всегда хотелось общаться с ней и получать то душевное тепло, которого так недоставало в чужом городе. Помню случай, когда мои родители получили письмо от Саиды Мурадовны: она благодарила их за воспитание дочери, сообщила, что по результатам успеваемости я могу окончить педагогическое училище с красным дипломом, и просила их морально поддержать и положительно мотивировать меня. Письмо до сих пор хранится в доме родителей, а облик Саиды Мурадовны и ее уроки мудрости навсегда остались в моей памяти. Это был действительно образец педагога, который своим примером учил быть не просто школьным учителем, а настоящим профессионалом, мастером своего дела.

           Самые яркие впечатления остались у меня от дней практики, во время которых мы проводили мероприятия познавательного характера, уроки. Больше всего мне запомнился первый урок письма, проведенный мною в 1 классе. Подготовка заняла неделю. Каждый день я ходила к методисту, исправлявшему недочеты. В результате я урок провела на отлично, так что даже методист с большим стажем не смогла найти ни единого недочета. Я видела заинтересованность ребят. Они со старанием выполняли каждое задание. В этом мне помогли игровые приемы, разнообразие заданий, мой позитивный настрой и, конечно же, любовь к детям. Во время разбора моего урока методист сказала мне: «В Наталье - я вижу настоящего учителя с добрым сердцем». Эти слова я запомнила навсегда!

            Начав педагогическую деятельность, я поняла, что образование и воспитание детей – сложный и многогранный процесс, требующий внимательного и терпеливого подхода. Педагогический труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего благородные цветы: это растение любит яркий солнечный свет, то – прохладную теневую сторону; одно предпочитает слышать легкий плеск речных волн, другое – ощущать песчаные земли жаркой пустыни. Каждому растению нужен особый уход, иначе оно не достигнет совершенства. Такого же внимательного, бережного и индивидуального отношения к себе требует и личность ребенка. Как говорят японцы: «Красота цветка – в одном цветке». Главная задача учителя - вырастить в каждом юном человеке «уникальный цветок» - красивую, самодостаточную, благородную личность. Если ученик - цветок, кто же тогда педагог? Разнотравье! Сплетение сотен разнообразных и веселых луговых цветов. Деятельность учителя с полным правом можно назвать разнотравьем педагогического искусства. Что я включаю в это сложное определение?

           Во-первых, настоящий педагог должен иметь способность и желание к саморазвитию и совершенствованию. Как изменения окружающего мира требуют постоянного обновления мастерства учителя, так и на цветистых полевых лугах происходит вечное обновление пахучих трав.

            Во-вторых, учитель должен пребывать в постоянном творческом поиске. Творческий и талантливый педагог сможет открыть радость знаний на уроках любования, на уроках постижения красоты и разнообразия мира, таким же образом постигаем мы земную красоту, любуясь лютиком и луговой геранью, мелиссой и васильком.

           В-третьих, как говорил А.Сент-Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Надо стараться видеть себя в детях, учиться принимать их как повторение своего детства, ведь учитель вторгается во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Когда мы любуемся и вдыхаем аромат летнего цветистого луга, то не пытаемся разбираться, где юный бутон, а где зрелый цветок, нас удивляет и радует гармония и совершенство всего полевого пространства.

            Ну и самое важное, на мой взгляд, качество настоящего педагога - духовная культура. « Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура» Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее»,- писал Д.С.Лихачев в «Письмах о добром». Только счастливый педагог может сделать счастливыми своих воспитанников. Почему мы получаем истинное удовольствие от любования полевыми цветами? Природное назначение полевых цветов - дарить красоту, радость и любовь всему земному. Мое назначение педагога – дарить любовь, знания и радость детям. Перефразируя слова известного поэта Б.Окуджавы, в заключение хочу добавить: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое мое воинство!»

            Новая трудная задача в моей педагогической деятельности -- внедрение ФГОС в образовательный процесс, то есть изменение методов и приемов работы, которые помогут развить у учащихся универсальные учебные действия. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Но успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Он помогает найти ответы на вопросы: как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни? Используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, пробую себя как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками, проблемными уроками. Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Так здорово, что я работаю в начальных классах! Есть возможность вновь и вновь с каждым выпуском искать и находить что-то необыкновенное и неповторимое. Растут дети, расту вместе с ними и я, счастливая, что вижу результат своего труда.

           Учитель - это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Дети для меня – это всегда огромный адреналин. Выдают каждый раз что-то новое. Иногда кажется, что лопнешь от негодования или радости и гордости за них! А последнее так приятно! И многое прощаешь им, своим неслухам и проказникам! Какое счастье быть учителем! Я просто счастлива, что профессию, которую выбрала, можно назвать самой благородной на Земле. Без этой профессии я не мыслю своей жизни! Спасибо людям, которые учили и верили в меня! Спасибо детям за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом, а продолжают мое движение вперед! Каждый день, приходя домой, я вспоминаю слова Константина Кушнера: «Педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведёшь все уроки, но вспоминаешь детей, их слова, их милые лица, улыбающиеся физиономии и понимаешь, что всё, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать. Вот наступил новый день. Первый урок. Ярко светятся глаза детей. Улыбки на лицах. «Добрый день, Наталья Фёдоровна! Мы по Вам так соскучились!» Разве не это счастье? Это награда за нелегкий труд – любовь детей. Это моя жизнь!

О себе

Учитель начальных классов

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Сказки Братьев Гримм

Л.Толстой "Война и мир"

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы