Чуйко Наталья Витальевна

Сайт Социального педагога

Профессия: Социальный педагог

Профессиональные интересы: Соц педагогика

Увлечения: Театр

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г.Когалым

Место работы: ЦСПСиД "Радуга Надежды"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya3434
С.Я. Маршак

 

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живет.
                                  С.Я. Маршак

 

О себе

Социальный педагог. общий стаж 28 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

«Маленькое королевство» (1984) Майкла Морица об основании Apple Computer.
«Второе пришествие Стива Джобса» (2001) Алана Дойчмана.

Мой взгляд на мир


Мои достижения

Моё портфолио

На свете есть много профессий и в каждой есть прелесть своя, но нет благородней, важней и чудесней чем та, кем работаю я!

 

В жизни каждого человека семья играет исключительно важную роль, поэтому семья, по признанию исследователей, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка. Это - источник передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми, ведь каждый человек, независимо от возраста, нуждается в прочной, надежной семье. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, так как именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Как показывает практика, влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитанию и развитию детей, сколько может сделать семья.

Следовательно, от социально – психологического климата в семье, детско-родительских отношений в наибольшей степени зависит успешность процессов развития, социализации и психического здоровья ребенка. Поэтому семьям, не справляющимся с основными своими функциями по содержанию и воспитанию детей, требуется квалифицированная помощь специалистов различных профилей, как со стороны государства, так и общества в целом.

Эту функцию выполняет Центр социальной помощи семье и детям «Радуга надежды» (далее – учреждение). Отделение дневного пребывания, являясь одним из структурных подразделений учреждения, осуществляет комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, а так же из семей многодетных, малообеспеченных, группы «риска». Работа эта сложная и многогранная.

Успешное проведение комплексной реабилитации возможно, в том числе, при создании благоприятных условий для совершенствования культуры родительства, гармонизации внутрисемейных отношений, активизации семейного потенциала.

Мною была разработана программа «Школа для родителей» по социализации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ее целесообразность определила концепция об исключительной роли семьи в решении задач воспитания и содержания несовершеннолетних.

Определяющим в программе выступает семейно - центрированный подход, который заключается в оказании помощи не только ребенку, а всей семье, в активизации ее воспитательного потенциала и собственных ресурсов всех членов семьи.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • определение актуальных проблем для каждого клиента, поиск путей их разрешения, мотивирование потенциальных участников программы на совместную работу;
  • социально – психолого - педагогическое просвещение родителей и несовершеннолетних;
  • оздоровление межличностных и внутрисемейных отношений;
  • привитие навыков и умений конструктивного взаимодействия в системе родитель - ребенок посредством проведения с ними реабилитационных мероприятий;
  • определение эффективности реализации программы (анкетирование родителей).

Целевой группой программы являются несовершеннолетние, которые проходят (или прошли) социальную реабилитацию в отделении дневного пребывания учреждения, и их семьи.

Процесс реализации программы осуществляется мною с учетом основных принципов общей и социальной педагогики и психологии:

  • принцип личностно - дифференцированного подхода к семье, ее членам;
  • принцип объективной оценки семейной ситуации;
  • принцип партнерской позиции специалиста по отношению к семье и ее членам;
  • принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
  • принцип доброжелательного и безоценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
  • принцип разграничения личных и профессиональных отношений.

Программа реализуется в отделении дневного пребывания с 2010 года. В ее реализации задействованы следующие специалисты: социальный педагог, воспитатели, психолог.

Программные мероприятия проводятся поэтапно.

На первом этапе осуществляется:

  • выявление проблем семьи;
  • планирование тематики групповых занятий с детьми и родителями;
  • разработка конспектов мероприятий, индивидуальных консультаций;
  • подбор видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов;
  • техническое оснащение;
  • подготовка наглядных, раздаточных материалов;
  • подготовка информационно-просветительских памяток, буклетов.

Второй этап предусматривает реализацию программных мероприятий, разработанных и подготовленных специалистами по таким направлениям, как: «Семейный кинозал», «Семейная гармония», «Родительская беседка». Мы используем как традиционные методы и формы работы с семьей, так и инновационные.

На третьем этапе проводим анализ деятельности, определяем эффективность реализации программы посредством анкетирования родителей, планируем мероприятия на следующий период реабилитации с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Анализ диагностического обследования семей, обратившихся за помощью в отделение дневного пребывания, позволяет сделать вывод о том, что в социально – педагогической, социально - психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители, которые в воспитательном процессе чаще всего сталкиваются с одними и теми, же проблемами:

  • Наказывать или не наказывать. А если наказывать то как?
  • Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности?
  • Как наладить конструктивные отношения с ребенком – подростком?
  • Как научиться владеть собой в конфликтной ситуации?
  • Как защитить ребенка от жестокого обращения?
  • Как правильно организовать семейный досуг?
  • Как оградить ребенка от влияния «дурной кампании»? и т.д.

Из личного опыта работы в социальной сфере могу утверждать, что помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, заключается, прежде всего, в профилактических мерах, направленных на поддержание внутрисемейной стабильности, социальное развитие и поддержку как семьи в целом, так и ее отдельных членов.

Одной из эффективных методик формирования, развития, укрепления семейных отношений является клубная работа с родителями и детьми. При проведении встреч в семейном клубе «Надежда» организуем совместные просмотры художественных фильмов в «Семейном кинозале» с последующим обсуждением, консультируем по заявленным проблемам, осуществляем информационно - просветительскую деятельность.

Все это помогает решению многих семейных проблем. Формирование нравственных, эстетических общечеловеческих ценностей, принятых в обществе, посредством кинематографа, способствует пробуждению интереса к «семейному экрану», воспитанию культуры организации семейного досуга.

Выбор данного инновационного компонента программы связан не только с эстетическим развитием, но и коррекционным воздействием на всех членов семьи.

Засилье зарубежного кино и видеопродукции ведет к истреблению национальных традиций, пропаганде культуры насилия и агрессии. Поэтому актуальным является реальная защита прав и законных интересов детей как потребителей аудиовизуальной продукции и как участников творческого процесса. При этом очень важна роль семьи, поскольку просмотр только «правильных» фильмов может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка.

Пробуждение интереса к «Семейному кинозалу» дает возможность более тесного духовного контакта детей и взрослых, в чем в настоящее время нуждается каждая семья. Семейное кино позволяет и взрослым, и детям взглянуть на проблемы как бы со стороны, что несет в себе элементы семейной психотерапии и, следовательно, социальной реабилитации. За время реализации программы прошел коллективный просмотр и обсуждение художественных фильмов: «Чарли и шоколадная фабрика», «Черная молния», «Живая сталь». По нашим наблюдениям родители и дети получали заряд положительных эмоций.

Для полноценного функционирования семьи мы помогаем родителям овладевать навыками, которые способствуют развитию позитивных детско-родительских отношений, повышению их воспитательно-образовательного потенциала.

Необходимо отметить, что при взаимодействии с незнакомыми или мало знакомыми специалистами дети и родители часто занимают пассивную позицию, неохотно идут на контакт, возможно, опасаясь быть «непонятыми» или «неуслышанными».

Но в большинстве случаев, нам удается преодолевать этот психологический барьер, так как одним из положительных факторов привлечения семьи к участию в клубной работе является ранее установленные доверительные отношения в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних.

При взаимодействии с семьей мы стараемся максимально укрепить ее положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание и развитие ребенка; разъяснить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение для конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок.

Кроме того, под рубрикой «Семейная гармония» нами организуется совместная деятельность с родителями и детьми в форме диспутов, бесед, театрализованных представлений, ролевых игр, обучающих тренингов, творческих мастерских и т.д. Участие родителей и детей в общей деятельности способствует их эмоциональному сближению, раскрытию талантов, повышению самооценки. И, что особенно важно, дает родителям возможность пообщаться друг с другом, поделиться собственными проблемами, перенять положительный опыт преодоления жизненных трудностей.

Тематика проведенных мероприятий актуальна и разнообразна:

  • «Защитим детей от жестокого обращения»- беседа за круглым столом;
  • «Я – хороший родитель» - групповой обучающий тренинг;
  • «Дети – цветы жизни» - беседа с использованием методов арт-терапии;
  • «Ложные иллюзии» - диспут с использованием методов театрализации;
  • «Наши руки не для скуки»- творческая мастерская;
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - познавательно - развлекательное мероприятие;
  • «Охранять природу - значит охранять Родину» - экологическая акция;
  • «Счастлив тот, кто счастлив дома» - беседа с использованием методов арт-терапии;
  • «Семейные заповеди» - групповой обучающий тренинг.

Одна из проблем, над решением которой работают специалисты отделения, это - насилие над детьми. К сожалению, насилие поселилось в наших семьях, прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы, разрушая нравственность, вызывая рост детской безнадзорности и беспризорности, формируя уверенность в безнаказанности.

Понимая актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности детей и защиты прав несовершеннолетних, в клубе проведено мероприятие на тему: «Защитим ребенка от опасных ситуаций».

Основные цели этого мероприятия:

  • повышение правовой ответственности родителей за содержание и воспитание детей;
  • предупреждение домашнего насилия над детьми;
  • информирование родителей о видах и признаках жестокого обращения с несовершеннолетними.

В процессе проведения данного мероприятия активно обсуждались причины возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, и семейные условия, при которых дети будут чувствовать себя в безопасности и защищенными. Родители проявили заинтересованность в получении информации по проблемам жестокого обращения с детьми в современном обществе и их профилактике.

Ко Дню семьи с родителями и детьми мною была проведена беседа с использованием методов арт - терапии на тему «Дети – цветы жизни», на которой участниками обсуждалось значение семьи для каждого человека; взаимопонимания между родителями и детьми. Многие родители были удивлены ответами своих детей на вопрос «Что для вас значит семья?». Дети отвечали, что семья - это крепость, семья – это единение душ, семья – это там, где тебя всегда поймут. Для этого мероприятия была подготовлена небольшая музыкальная программа с участием детей. Их выступления для некоторых родителей стали открытием, они и не подозревали, какими творческими способностями обладают их дети. Это заставило родителей посмотреть на своих детей по-новому, а также способствовало повышению самооценки у детей.

Встречи в семейном клубе - это еще и практикум для всех участников, закладывающий основы благоприятного семейного микроклимата. Участвуя в тренинге «Я - хороший родитель», родители обучались равноправным взаимоотношениям с ребенком, приемам бесконфликтного общения не только с детьми, но и с членами семьи.

Совместные творческие детско - родительские занятия в игровых пространствах восстанавливают и укрепляют семейные связи, формируют модели позитивных семейных отношений. В творческой мастерской «Наши руки не для скуки» родители получают знания и навыки о том, как интересно организовать и с пользой провести семейный досуг, активизировать творческий потенциал детей. Мы стремимся вызвать у них желание создавать красивые вещи своими руками вместе с детьми и получать от совместного труда положительные эмоции.

В рамках рубрики «Родительская беседка» активно проводится консультативная и просветительская работа среди родителей, детей и подростков.

Специалисты оказывают индивидуальную и групповую консультативную помощь родителям и несовершеннолетним по выявленным проблемам.

С родителями были проведены следующие консультации на актуальные темы: «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали», «Трактат о кнуте и прянике», «Вирус сквернословия», «Поговорим о свободном времени школьников», «Стили семейного воспитания», «Детское доверие» и другие.

Мною разработаны и распространены памятки на темы: «Советы родителям», «Правила наказания», «Как защитить ребенка от жестокого обращения?», «Учимся дружить со своим ребенком», «Доверие ребенка – путь к его безопасности», «Как освободить ребенка от комплекса «Лишнего человека», «Люди, употребляющие алкоголь, должны знать…» и другие, содержащие практические советы, ответы на волнующие взрослых и детей вопросы.

Как у детей, так и у родителей большой популярностью пользуется «Родительский уголок». Кроме материалов просветительского характера здесь размещаются фото-отчеты о наиболее интересных моментах жизни детей в отделении, коллективных мероприятиях, выставки творческих работ.

         С целью выявления результативности клубной работы используются традиционные методы: обсуждение, «вопрос - ответ», анкетирование, анализ отзывов родителей о работе специалистов. В книге отзывов отделения дневного пребывания родители и дети выражают свои впечатления от проведенных мероприятиях: «Мне понравилось занятие. Просто, доступно и с душой. У вас есть чему поучиться родителям»; «Хочется поблагодарить сотрудников за хорошее отношение к детям и родителям. Вы дали нам познавательные уроки, как воспитывать наших детей, и они действуют», «Большое вам спасибо за то, что помогаете нам, родителям, сделать наших детей воспитанными, добрыми и умными».

Для установления обратной связи с участниками родительской группы применяю технику «Эмоциональные качели». Суть данной техники состоит в создании с помощью разноцветных бусин и веревки «цепочки настроения» (участник выбирает бусину того цвета, который соответствует его эмоциональному состоянию: желтый - радость, фиолетовый – грусть, белый – нейтральный (без изменений) и нанизывает ее на веревку). Количество бусин в «эмоциональных качелях» должно соответствовать количеству присутствующих участников. В итоге эмоциональное отношение к конкретному мероприятию наглядно представлено на «эмоциональных качелях». Некоторые родители стали использовать эту технику у себя в семье.

Реализация программы «Школа для родителей» способствует оздоровлению межличностных и внутрисемейных отношений, повышению социальной и педагогической компетентности родителей, творческого потенциала семьи, улучшению семейного микроклимата, снижению уровня социальной дезадаптации несовершеннолетних.

В работе семейного клуба «Надежда» в 2010г. приняло участие 43% от общего числа обслуженных в отделении граждан, в 2011 году - 48%.

Значимость программы «Школа для родителей» заключается еще и в том, что практический и теоретический материал программы может быть использован специалистами других отделений учреждения, воспитателями, социальными педагогами общеобразовательных учреждений города для проведения индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними и родителями, а также в процессе консультативной и просветительской деятельности.

Участие в программе «Школа для родителей» позволило клиентам отделения приобрести позитивные навыки взаимодействия друг с другом, опыт разрешения конкретных семейных проблем, а главное, способствовало формированию у членов семьи таких качеств, как: инициативность, целеустремленность, энергичность для преодоления трудной жизненной ситуации.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы