Главные вкладки
Чуйко Наталья Витальевна
Сайт Социального педагога
Профессия: Социальный педагог
Профессиональные интересы: Соц педагогика
Увлечения: Театр
Регион: Ханты-Мансийский АО
Населенный пункт: г.Когалым
Место работы: ЦСПСиД "Радуга Надежды"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya3434
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Социальный педагог. общий стаж 28 лет
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
«Маленькое королевство» (1984) Майкла Морица об основании Apple Computer.
«Второе пришествие Стива Джобса» (2001) Алана Дойчмана.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/dostizh.png)
Мои достижения
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
На свете есть много профессий и в каждой есть прелесть своя, но нет благородней, важней и чудесней чем та, кем работаю я!
В жизни каждого человека семья играет исключительно важную роль, поэтому семья, по признанию исследователей, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка. Это - источник передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми, ведь каждый человек, независимо от возраста, нуждается в прочной, надежной семье. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, так как именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Как показывает практика, влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитанию и развитию детей, сколько может сделать семья.
Следовательно, от социально – психологического климата в семье, детско-родительских отношений в наибольшей степени зависит успешность процессов развития, социализации и психического здоровья ребенка. Поэтому семьям, не справляющимся с основными своими функциями по содержанию и воспитанию детей, требуется квалифицированная помощь специалистов различных профилей, как со стороны государства, так и общества в целом.
Эту функцию выполняет Центр социальной помощи семье и детям «Радуга надежды» (далее – учреждение). Отделение дневного пребывания, являясь одним из структурных подразделений учреждения, осуществляет комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, а так же из семей многодетных, малообеспеченных, группы «риска». Работа эта сложная и многогранная.
Успешное проведение комплексной реабилитации возможно, в том числе, при создании благоприятных условий для совершенствования культуры родительства, гармонизации внутрисемейных отношений, активизации семейного потенциала.
Мною была разработана программа «Школа для родителей» по социализации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ее целесообразность определила концепция об исключительной роли семьи в решении задач воспитания и содержания несовершеннолетних.
Определяющим в программе выступает семейно - центрированный подход, который заключается в оказании помощи не только ребенку, а всей семье, в активизации ее воспитательного потенциала и собственных ресурсов всех членов семьи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определение актуальных проблем для каждого клиента, поиск путей их разрешения, мотивирование потенциальных участников программы на совместную работу;
- социально – психолого - педагогическое просвещение родителей и несовершеннолетних;
- оздоровление межличностных и внутрисемейных отношений;
- привитие навыков и умений конструктивного взаимодействия в системе родитель - ребенок посредством проведения с ними реабилитационных мероприятий;
- определение эффективности реализации программы (анкетирование родителей).
Целевой группой программы являются несовершеннолетние, которые проходят (или прошли) социальную реабилитацию в отделении дневного пребывания учреждения, и их семьи.
Процесс реализации программы осуществляется мною с учетом основных принципов общей и социальной педагогики и психологии:
- принцип личностно - дифференцированного подхода к семье, ее членам;
- принцип объективной оценки семейной ситуации;
- принцип партнерской позиции специалиста по отношению к семье и ее членам;
- принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
- принцип доброжелательного и безоценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
- принцип разграничения личных и профессиональных отношений.
Программа реализуется в отделении дневного пребывания с 2010 года. В ее реализации задействованы следующие специалисты: социальный педагог, воспитатели, психолог.
Программные мероприятия проводятся поэтапно.
На первом этапе осуществляется:
- выявление проблем семьи;
- планирование тематики групповых занятий с детьми и родителями;
- разработка конспектов мероприятий, индивидуальных консультаций;
- подбор видеоматериалов, презентаций, фотоматериалов;
- техническое оснащение;
- подготовка наглядных, раздаточных материалов;
- подготовка информационно-просветительских памяток, буклетов.
Второй этап предусматривает реализацию программных мероприятий, разработанных и подготовленных специалистами по таким направлениям, как: «Семейный кинозал», «Семейная гармония», «Родительская беседка». Мы используем как традиционные методы и формы работы с семьей, так и инновационные.
На третьем этапе проводим анализ деятельности, определяем эффективность реализации программы посредством анкетирования родителей, планируем мероприятия на следующий период реабилитации с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Анализ диагностического обследования семей, обратившихся за помощью в отделение дневного пребывания, позволяет сделать вывод о том, что в социально – педагогической, социально - психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители, которые в воспитательном процессе чаще всего сталкиваются с одними и теми, же проблемами:
- Наказывать или не наказывать. А если наказывать то как?
- Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности?
- Как наладить конструктивные отношения с ребенком – подростком?
- Как научиться владеть собой в конфликтной ситуации?
- Как защитить ребенка от жестокого обращения?
- Как правильно организовать семейный досуг?
- Как оградить ребенка от влияния «дурной кампании»? и т.д.
Из личного опыта работы в социальной сфере могу утверждать, что помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, заключается, прежде всего, в профилактических мерах, направленных на поддержание внутрисемейной стабильности, социальное развитие и поддержку как семьи в целом, так и ее отдельных членов.
Одной из эффективных методик формирования, развития, укрепления семейных отношений является клубная работа с родителями и детьми. При проведении встреч в семейном клубе «Надежда» организуем совместные просмотры художественных фильмов в «Семейном кинозале» с последующим обсуждением, консультируем по заявленным проблемам, осуществляем информационно - просветительскую деятельность.
Все это помогает решению многих семейных проблем. Формирование нравственных, эстетических общечеловеческих ценностей, принятых в обществе, посредством кинематографа, способствует пробуждению интереса к «семейному экрану», воспитанию культуры организации семейного досуга.
Выбор данного инновационного компонента программы связан не только с эстетическим развитием, но и коррекционным воздействием на всех членов семьи.
Засилье зарубежного кино и видеопродукции ведет к истреблению национальных традиций, пропаганде культуры насилия и агрессии. Поэтому актуальным является реальная защита прав и законных интересов детей как потребителей аудиовизуальной продукции и как участников творческого процесса. При этом очень важна роль семьи, поскольку просмотр только «правильных» фильмов может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка.
Пробуждение интереса к «Семейному кинозалу» дает возможность более тесного духовного контакта детей и взрослых, в чем в настоящее время нуждается каждая семья. Семейное кино позволяет и взрослым, и детям взглянуть на проблемы как бы со стороны, что несет в себе элементы семейной психотерапии и, следовательно, социальной реабилитации. За время реализации программы прошел коллективный просмотр и обсуждение художественных фильмов: «Чарли и шоколадная фабрика», «Черная молния», «Живая сталь». По нашим наблюдениям родители и дети получали заряд положительных эмоций.
Для полноценного функционирования семьи мы помогаем родителям овладевать навыками, которые способствуют развитию позитивных детско-родительских отношений, повышению их воспитательно-образовательного потенциала.
Необходимо отметить, что при взаимодействии с незнакомыми или мало знакомыми специалистами дети и родители часто занимают пассивную позицию, неохотно идут на контакт, возможно, опасаясь быть «непонятыми» или «неуслышанными».
Но в большинстве случаев, нам удается преодолевать этот психологический барьер, так как одним из положительных факторов привлечения семьи к участию в клубной работе является ранее установленные доверительные отношения в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних.
При взаимодействии с семьей мы стараемся максимально укрепить ее положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание и развитие ребенка; разъяснить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение для конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок.
Кроме того, под рубрикой «Семейная гармония» нами организуется совместная деятельность с родителями и детьми в форме диспутов, бесед, театрализованных представлений, ролевых игр, обучающих тренингов, творческих мастерских и т.д. Участие родителей и детей в общей деятельности способствует их эмоциональному сближению, раскрытию талантов, повышению самооценки. И, что особенно важно, дает родителям возможность пообщаться друг с другом, поделиться собственными проблемами, перенять положительный опыт преодоления жизненных трудностей.
Тематика проведенных мероприятий актуальна и разнообразна:
- «Защитим детей от жестокого обращения»- беседа за круглым столом;
- «Я – хороший родитель» - групповой обучающий тренинг;
- «Дети – цветы жизни» - беседа с использованием методов арт-терапии;
- «Ложные иллюзии» - диспут с использованием методов театрализации;
- «Наши руки не для скуки»- творческая мастерская;
- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - познавательно - развлекательное мероприятие;
- «Охранять природу - значит охранять Родину» - экологическая акция;
- «Счастлив тот, кто счастлив дома» - беседа с использованием методов арт-терапии;
- «Семейные заповеди» - групповой обучающий тренинг.
Одна из проблем, над решением которой работают специалисты отделения, это - насилие над детьми. К сожалению, насилие поселилось в наших семьях, прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы, разрушая нравственность, вызывая рост детской безнадзорности и беспризорности, формируя уверенность в безнаказанности.
Понимая актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности детей и защиты прав несовершеннолетних, в клубе проведено мероприятие на тему: «Защитим ребенка от опасных ситуаций».
Основные цели этого мероприятия:
- повышение правовой ответственности родителей за содержание и воспитание детей;
- предупреждение домашнего насилия над детьми;
- информирование родителей о видах и признаках жестокого обращения с несовершеннолетними.
В процессе проведения данного мероприятия активно обсуждались причины возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, и семейные условия, при которых дети будут чувствовать себя в безопасности и защищенными. Родители проявили заинтересованность в получении информации по проблемам жестокого обращения с детьми в современном обществе и их профилактике.
Ко Дню семьи с родителями и детьми мною была проведена беседа с использованием методов арт - терапии на тему «Дети – цветы жизни», на которой участниками обсуждалось значение семьи для каждого человека; взаимопонимания между родителями и детьми. Многие родители были удивлены ответами своих детей на вопрос «Что для вас значит семья?». Дети отвечали, что семья - это крепость, семья – это единение душ, семья – это там, где тебя всегда поймут. Для этого мероприятия была подготовлена небольшая музыкальная программа с участием детей. Их выступления для некоторых родителей стали открытием, они и не подозревали, какими творческими способностями обладают их дети. Это заставило родителей посмотреть на своих детей по-новому, а также способствовало повышению самооценки у детей.
Встречи в семейном клубе - это еще и практикум для всех участников, закладывающий основы благоприятного семейного микроклимата. Участвуя в тренинге «Я - хороший родитель», родители обучались равноправным взаимоотношениям с ребенком, приемам бесконфликтного общения не только с детьми, но и с членами семьи.
Совместные творческие детско - родительские занятия в игровых пространствах восстанавливают и укрепляют семейные связи, формируют модели позитивных семейных отношений. В творческой мастерской «Наши руки не для скуки» родители получают знания и навыки о том, как интересно организовать и с пользой провести семейный досуг, активизировать творческий потенциал детей. Мы стремимся вызвать у них желание создавать красивые вещи своими руками вместе с детьми и получать от совместного труда положительные эмоции.
В рамках рубрики «Родительская беседка» активно проводится консультативная и просветительская работа среди родителей, детей и подростков.
Специалисты оказывают индивидуальную и групповую консультативную помощь родителям и несовершеннолетним по выявленным проблемам.
С родителями были проведены следующие консультации на актуальные темы: «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали», «Трактат о кнуте и прянике», «Вирус сквернословия», «Поговорим о свободном времени школьников», «Стили семейного воспитания», «Детское доверие» и другие.
Мною разработаны и распространены памятки на темы: «Советы родителям», «Правила наказания», «Как защитить ребенка от жестокого обращения?», «Учимся дружить со своим ребенком», «Доверие ребенка – путь к его безопасности», «Как освободить ребенка от комплекса «Лишнего человека», «Люди, употребляющие алкоголь, должны знать…» и другие, содержащие практические советы, ответы на волнующие взрослых и детей вопросы.
Как у детей, так и у родителей большой популярностью пользуется «Родительский уголок». Кроме материалов просветительского характера здесь размещаются фото-отчеты о наиболее интересных моментах жизни детей в отделении, коллективных мероприятиях, выставки творческих работ.
С целью выявления результативности клубной работы используются традиционные методы: обсуждение, «вопрос - ответ», анкетирование, анализ отзывов родителей о работе специалистов. В книге отзывов отделения дневного пребывания родители и дети выражают свои впечатления от проведенных мероприятиях: «Мне понравилось занятие. Просто, доступно и с душой. У вас есть чему поучиться родителям»; «Хочется поблагодарить сотрудников за хорошее отношение к детям и родителям. Вы дали нам познавательные уроки, как воспитывать наших детей, и они действуют», «Большое вам спасибо за то, что помогаете нам, родителям, сделать наших детей воспитанными, добрыми и умными».
Для установления обратной связи с участниками родительской группы применяю технику «Эмоциональные качели». Суть данной техники состоит в создании с помощью разноцветных бусин и веревки «цепочки настроения» (участник выбирает бусину того цвета, который соответствует его эмоциональному состоянию: желтый - радость, фиолетовый – грусть, белый – нейтральный (без изменений) и нанизывает ее на веревку). Количество бусин в «эмоциональных качелях» должно соответствовать количеству присутствующих участников. В итоге эмоциональное отношение к конкретному мероприятию наглядно представлено на «эмоциональных качелях». Некоторые родители стали использовать эту технику у себя в семье.
Реализация программы «Школа для родителей» способствует оздоровлению межличностных и внутрисемейных отношений, повышению социальной и педагогической компетентности родителей, творческого потенциала семьи, улучшению семейного микроклимата, снижению уровня социальной дезадаптации несовершеннолетних.
В работе семейного клуба «Надежда» в 2010г. приняло участие 43% от общего числа обслуженных в отделении граждан, в 2011 году - 48%.
Значимость программы «Школа для родителей» заключается еще и в том, что практический и теоретический материал программы может быть использован специалистами других отделений учреждения, воспитателями, социальными педагогами общеобразовательных учреждений города для проведения индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними и родителями, а также в процессе консультативной и просветительской деятельности.
Участие в программе «Школа для родителей» позволило клиентам отделения приобрести позитивные навыки взаимодействия друг с другом, опыт разрешения конкретных семейных проблем, а главное, способствовало формированию у членов семьи таких качеств, как: инициативность, целеустремленность, энергичность для преодоления трудной жизненной ситуации.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты