Никифорова Юлия Федоровна

Сайт методиста по повышению квалификации педагогических кадров

"Cogito, ergo sum". Рене Декарт

Профессия: Методист

Профессиональные интересы: ИКТ, конкурсное движение педагогов дополнительного образования, написание эссе на педагогические темы, составление профессионального портфолио

Увлечения: Разные

Регион: Оренбургская область

Населенный пункт: г. Кувандык

Место работы: МБУДО "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nikiforova-yuliya-fedorovna
The truth is out there.
"The X-Files"


О себе

Люблю красный цвет, цитрусовые, ветер навстречу, сиамских кошек, джинсы, марблс, фонтаны, качели и весну. Не люблю дождь, отсутствие профессионализма в людях и ... рыбу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце" (Михаил Афанасьевич Булгаков).
2. "Джейн Эйр" (Шарлотта Бронте).
3. "Граф Монтекристо" (Александр Дюма).
4. "Унесенные ветром" (Маргарет Митчелл).
5. "Консуэло", "Графиня Рудольштадт" (Жорж Санд).
6. "Код Да Винчи" (Дэн Браун).
7. "Темная башня" (Стивен Кинг).
8. "Дневной дозор", "Ночной дозор", "Сумеречный дозор", "Последний дозор", "Лорд с планеты Земля" (Сергей Васильевич Лукьяненко).
9. "Сумерки", "Новолуние", "Затмение", "Рассвет", "Солнце полуночи" (Стефани Майер).
10. "Черный человек", "Черная сила", "Черное время" (Василий Васильевич Головачев).
11. "Танатонавты", "Империя ангелов", "Зеркало Кассандры", "Звездная бабочка", "Последний секрет" (Бернард Вербер) и др.
12. "Ведьма из Портобелло", "Вероника решает умереть", "На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала", "Валькирии", "Брида" (Пауло Коэльо) и др.
13. "Шоколад", "Леденцовые туфельки", "Ежевичное вино", "Пять четвертинок апельсина" (Джоанн Харрис) и др.
14. "Облачный атлас" (Дэвид Митчелл).
15. "Вино из одуванчиков" (Рэй Брэдбери).
16. "Лезвие бритвы", "Туманность Андромеды" (Иван Антонович Ефремов).
17. "Апельсиновая девушка" (Юстейн Гордер).
18. "Кольцо вокруг солнца", "Пересадочная станция", "Заповедник гоблинов" (Клиффорд Саймак) и др.
19. "Бегущая по волнам" (Александр Грин).
20. "Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля" (Александр Беляев).
21. "Машина времени", "Человек-невидика", "Дверь в стене", "Остров доктора Моро" (Герберт Уэллс).
22. "Делириум", "Пандемониум", "Реквием" (Лорен Оливер).
23. "Дневники Энн", "Дневники падших душ", "Дневники прошлого" (Кира Фэй).
24. "Дивергент", "Инсургент", "Эллигент" (Вероника Рот).
25. "Ночной поезд на Лиссабон" (Паскаль Мерсье).
26. "Тень ветра", "Игра ангела", "Узник неба" (Карлос Руис Сафон).
27. "100 чистых страниц", "Бог - мой приятель", "Я - самый красивый человек в мире" (Массаротто Сирил).
28. "Сосны. Город в Нигде", "Сосны. Заплутавшие", "Сосны. Последняя надежда" (Блейк Крауч).
29. "Чапаев и Пустота" (Виктор Олегович Пелевин).
30. "Ежевичная зима", "Фиалки в марте" (Сара Джио).
31. "Девушка в поезде" (Пола Хокинс).
32. "Восстаньте из праха", "Сказочный корабль", "Темные замыслы", "Магический лабиринт", "Боги мира реки" (Фармер Филип).
33. "Тринадцатая сказка" (Диана Сеттерфилд).
34. "Лунный камень" (Коллинз Уильям Уилки).
35. "Пятеро, что ждут тебя на небесах" (Митч Элбом).
36. "Призрак автора" (Джон Харвуд).
37. "Голодные игры", "И вспыхнет пламя", "Сойка-пересмешница" (Сьюзен Коллинз).
38. "Ночь в одиноком октябре", "Роза для Экклезиаста" (Роджер Желязны).
39. "Квартира в Париже" (Гийом Мюссо).
40. "Пасынки Вселенной" (Роберт Хайнлайн).
41. "Умирающая Земля" (Вэнс Джек Холбрук). 

Мой взгляд на мир

1. Свою жизнь надо устраивать до тех пор, пока жизнь не начнет устраивать.
2. Одни живут по правилам, другие - по исключениям из них.
3. Опыт – это то, что ты получаешь, не получив того, чего хотел.
4. Каждая женщина должна разрушить дом, срубить дерево и вырастить дочь!
5. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. (М. Монтень)
6. Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется. (Ж.П. Рихтер)
7. Жизнь не кончается, пока ты сам ее не закончишь. Возраст - не цифра, это жизненная позиция. (Хью Хефнер)
8. Будущее принадлежит тем, кто верит в свои мечты.
9. Счастье - это не цель, а образ жизни.
10. Живи сегодня, ради завтрашнего дня… И не забывай улыбаться!
11. Три яблока изменили наш мир: первым соблазнили Еву, второе упало на голову Ньютона, а третье попалось на глаза Стиву Джобсу.
12. Иногда я делаю вид, что я нормальная, но это становится скучным, и я снова становлюсь собой.
13. Женщина всегда будет летать. А уж на крыльях или на метле - зависит от мужчины...
14. Коня на скаку остановлю, в горящую избу войду... В общем, чего только не сделаю, чтобы не стирать, не гладить и не готовить…
15. Жизнь дается лишь один раз и репетировать её нет времени!
16. Позитивный жизненный настрой может не решить всех твоих проблем, но он может настолько раздражать других, что это стоит попробовать!
17. В наше время настроение зависит от скорости интернета!
18. А характер у меня - золотой!!! Потому и тяжелый!
19. Не забывайте выбрасывать мусор ... из ведра... из головы... из жизни!
20. Когда ваши дела идут плохо - просто не ходите с ними.
21. Самый хороший учитель в жизни - опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
22. Если ошибку можно исправить - значит,  ты еще не ошибся.
23. Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Даже котята нравятся не всем.
24. Я не страдаю от бессонницы, я страдаю от будильника.
25. У каждой нормальной девушки должно быть свое маленькое ку-ку...
26. Хорошая болезнь склероз: ничего не болит и каждый день - новости!
27. Положительные эмоции - это эмоции, которые возникают, если на все "положить".
28. Меня постоянно преследуют умные мысли, но я быстрее...
29. Не жалей о прошлом - оно же тебя не пожалело.
30. Я никогда не жалуюсь на судьбу. Ей со мной тоже не очень повезло…
31. Я бы полюбила утро, если бы оно начиналось немного позже.
32. Скромность красит человека... в серенький цвет.
33. Жизнь сама по себе является смыслом и сутью существования. (Сергей Лукьяненко)
34. Женщины и кошки делают, что хотят. Мужчинам и собакам пора к этому привыкнуть...
35. После выходных трудно только первые пять дней!
36. Раньше была ангелом. Но с тех пор, как обломала крылья, летаю на метле. 
37. Никогда не верь зеркалам и газетам! 
38. Никогда ничего не жалей, не считай и не бойся!
39. Я горжусь двумя людьми: Гагариным и Ньютоном. Один попытался смыться с этой планеты, а второй доказал, что у первого ни фига не выйдет!
40. В понедельник я всегда чувствую себя как Робинзон Крузо. Очень скучаю по пятнице.
41. Самую большую силу притяжения имеет кровать в понедельник утром.
42. Не стоит растить крылья, если не знаешь, куда лететь.
43. Труден лишь первый шаг...
44. Кто пытается, тот может проиграть. Кто не пытается, тот уже проиграл. 
45. Инициатива - это ключ, который открывает дверь возможностям. (Наполеон Хилл)
46. Женщина, которая не пользуется косметикой, слишком высокого мнения о себе.(Коко Шанель)
47. Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться. (Коко Шанель)
48. Если вы думаете, что у меня всё хорошо, то ... правильно думаете!
49. Если две попытки не принесли результата - испробуй третью. (Лоренс Питер)
50. Бывает, что все удаётся. Не пугайтесь, это пройдёт. (Жюль Ренар)
51. Каждая возможность изменить себя - это возможность изменить весь мир! (Пауло Коэльо)
52. Даже самый дурацкий замысел можно выполнить мастерски. (Лешек Кумор)
53. Правила игры нужно знать, но лучше устанавливать их самому. (Анджей Сток)
54. Лучший способ предсказать будущее - создать его. (Алан Кей)
55. Плохое настроение можно исправить только плохим поведением. 
56. Если Вам кажется, что надо что-то менять в своей жизни, то Вам не кажется.
57. Если ты задаёшь вопрос, значит, ты уже знаешь половину ответа. (Хань Сян-цзы)
58. Да пребудет с вами... сила инерции!

Мои достижения

Диплом областного смотра-конкурса программ, проектов и научно-методических разработок в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи за пропаганду опыта по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях лагеря дневного пребывания в номинации «Видеопродукция» (авторы: С.Г. Маланко, Ю.Ф. Никифорова); 2011год.

 

Диплом участника  областного смотра-конкурса программ, проектов и научно-методических разработок в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в каникулярный период за программу тематической смены с профильным компонентом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (авторы: С.Г. Маланко, И.Ш. Гайсина, Е.В. Бабенко, Ю.Ф. Никифорова); 2011год.

 

Диплом участника областного смотра-конкурса программ, проектов и научно-методических разработок в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в каникулярный период за видеофильм о деятельности лагеря «Земляки» (авторы: С.Г. Маланко, Ю.Ф. Никифорова); 2011год.

 

Серебряная медаль Всероссийского конкурса «Мир молодости» молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыта под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры за программу профильного этнографического лагеря «Земляки» (авторы: Р.Р. Дубинина, С.Г. Маланко, Ю.Ф. Никифорова); 2010 год.

 

Диплом Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры за комплект материалов по Школе раннего развития «Родничок» (составители Ю.Ф. Никифорова, Е.Г. Филатова, С.Г. Маланко, Ю.А. Ханнанова, О.Н. Кидрясова, Э.Р. Фаизова); 2009 год.

 

Сертификат III Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике за участие в номинации «Патриотическое воспитание в учреждении дополнительного образования» (Циома С.Г., Дубинина Р.Р., Никифорова Ю.Ф.); 2012 год.

 

Сертификат участника Всероссийского конкурса методических разработок в помощь организаторам научно-технического и художественного творчества обучающихся; 2011 год.

 

Почетная грамота за участие в районном конкурсе фоторабот «Слава о Кувандыкском районе слывет», посвященном 75-летию Кувандыкского района и Году молодежи; 2009 год.

 

III место в номинации «Техническое творчество, реализация и изобретательство» в областном конкурсе методических разработок по развитию технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования детей; 2009 год.

 

Грамота муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» за достигнутые успехи в области дополнительного образования детей и в связи с Международным Днем Учителя; 2008 год.

 

Благодарственное письмо муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» за подготовку педагогов ДПШ к районному конкурсу педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям-2008»; 2008 год.

 

Благодарность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» за педагогическую мудрость, профессионализм, такт и культуру в общении с детьми и коллегами; 2008 год.

 

Грамота муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» за профессионализм и серьезное отношение к работе; 2007 год.

 

Благодарность Управления образования администрации муниципального образования Кувандыкский район Совета родительской общественности за помощь в подготовке и проведении районной родительской конференции «Дети – забота общая»; 2007 год.

 

Диплом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» за добросовестный труд и творческое отношение к делу; 2006 год.

 

Почетная грамота Управления образования администрации муниципального образования Кувандыкский район Совета первичных организаций Профсоюза работников образования за добросовестный труд и в связи с Международным женским днем 8 Марта; 2006 год.

 

Грамота муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников г. Кувандык и Кувандыкский район» за создание индивидуального педагогического образа, такт и культуру в общении с детьми и коллегами; 2005 год.

 

Диплом участника областного конкурса мультимедийных изданий, посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей «Золотые страницы истории» (Маланко С.Г., Никифорова Ю.Ф.); 2008 год.

 

Сертификат участника Второго Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд», проведенном Центром гражданско-правового образования «Восхождение»; 2012 год.

 

Диплом лауреата XIII конкурса «Моя педагогическая философия» интернет-сообщества Профобразование; 2013 год.

 

Грамота муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» за бескорыстность, преданность педагогическому делу и в связи с Международным женским днем; 2013 год.

 

Грамота (II место) муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» по итогам голосования в конкурсе эссе «Моя педагогическая философия»; 2013 год.

 

Диплом лауреата I Всероссийского конкурса профессионального мастерства молодых специалистов  «FIRST MOVE» I этапа «Профессиональное портфолио»; 2013 год.

 

Диплом лауреата I Всероссийского конкурса профессионального мастерства молодых специалистов  «FIRST MOVE» II этапа «Эссе»; 2014 год.

 

Диплом лауреата I Всероссийского конкурса профессионального мастерства молодых специалистов  «FIRST MOVE» III этапа «Методическая разработка»; 2014 год.

Моё портфолио

Эссе "Моя педагогическая философия"

"Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…"



Методическая работа в образовательном учреждении как воздух: её не видно, но без неё не обойтись.


Неизвестный педагог



Передо мной на мониторе компьютера виртуальный чистый лист текстового редактора MS Word. На часах – четверть двенадцатого. За окном – огни и звуки ночного города. В голове – мысль: "Как написать эссе методиста на тему "Моя педагогическая философия"?" Задумчиво смотрю на крошечный мерцающий курсор, руки привычно касаются клавиш клавиатуры... Отдельные буквы комбинируются в слова, слова выстраиваются в предложения и фразы.

Итак, кто и каков он, современный методист? В чем его основное предназначение? Должен ли он постоянно учиться, или достаточно только учить других? Должен ли он развиваться, постоянно находиться в профессиональном поиске или освоив десяток алгоритмов, работать по шаблону? Должен ли он быть всегда первым, вести за собой коллег-педагогов или скромно быть "на подхвате", "для массовки"? Должен ли он всегда знать ответ на любой вопрос или может ошибаться, не владеть какой-то информацией, методикой? Должен ли он погрязнуть в рутине повседневных будничных дел, а творить, созидать – оставить педагогам? Столько сразу вопросов, на которые необходимо получить ответы...

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

А все же, что включает в себя само понятие "методист"? В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова методист это "педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-нибудь предмета". А методика – это "система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы". Метод же в свою очередь, это "путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь".

Иными словами говоря, быть методистом означает: сегодня не знать что-либо самому, а завтра учить этому других. Это уметь ставить цель и намечать пути ее достижения, в процессе внося коррективы, беспристрастно анализируя свои поражения и достижения, мгновенно реагировать, как говорят физики, на изменения граничных условий, оперативно осуществлять поиск необходимой информации (причем с опытом это автоматически переносится в область личных проблем и вопросов).

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

Дом пионеров и школьников – это открытая социально-педагогическая система, помогающая 26 образовательным учреждениям Кувандыкского района решать воспитательные задачи, обогащая учебное содержание разнообразной творческой деятельностью по 8 профилям. Это 82 педагога с многообразием образований, стажей, категорий, стилей, взглядов, и просто характеров. И с таким необычным контингентом педагогов необходимо организовывать работу, взаимодействовать в том или ином роде. Профилизацией моей методической деятельности в Доме пионеров и школьников является повышение квалификации и педагогического мастерства педагогических кадров. Поэтому и методическую работу с ними стараюсь сделать такой же разнообразной: дифференцированной, личностно-ориентированной, с индивидуальными маршрутами профессионального роста.

А что же скрывается за этими "красивыми" и "общими" словами, ведь привычка "умно" говорить является у нас профессиональной чертой. Прежде всего пришлось уяснить для себя, что сельские педагоги (и воспитанники) отличаются от городских: у них другой уклад жизни, другие проблемы, несколько другие ценности. Поэтому порой приходится объяснять элементарные вещи (в том числе и в области компьютерной азбуки), вникать в "мелкие" проблемы (ведь все значимые дела складываются из мелочей). Ну а если говорить "красиво" и "умно" – оказываю консультативную помощь педагогам, проходящим аттестацию; веду работу по обобщению и внедрению передового педагогического опыта; обеспечиваю развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования, в т.ч. через вовлечение в конкурсы профессионального мастерства; поддерживаю и стимулирую информатизацию учебно-воспитательного процесса учреждения, развитие ИК- компетентности педагогических кадров.

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

Как бы это не звучало парадоксально, на методиста не учат – ни в одном институте нет факультета с таким названием. Как же тогда становятся методистом? Им присваивает специализацию сама система дополнительного образования. Учиться или не учиться – это каждый решает для себя сам, в зависимости от высоты планки профессионального роста. Но инновационные идеи и современные информационные технологии должны прочно войти в повседневную профессиональную деятельность. Эффективность методической работы сегодня находится в прямопропорциональной зависимости от компьютера с его неисчерпаемыми возможностями. Современный методист стремится к повышению как собственной информационной компетентности, так и всего педагогического коллектива.

Всем нам известна назойливая, но от этого не ставшая истиной, фраза "Реклама – двигатель торговли". Так вот, суть работы методиста может с довольно высокой степенью точности передать её "перевертыш" "Методист – двигатель педагогики". Именно в руках методиста находится профессиональная судьба вчерашнего выпускника института: помочь сделать первые шаги на педагогическом поприще, отыскать свой индивидуальный стиль, посоветовать в минуты затруднений. Да и педагогу с немалым стажем компетентный методист тоже найдет, что посоветовать.

Методист должен излучать идеи в широком диапазоне, а значит, он должен совмещать в себе противоречивые, порой диаметральные составляющие философа и актера, математика и психолога, писателя и ученого, переводчика и дизайнера, шахматиста и ясновидящего, учителя и строителя, а порой и контролёра, судьи. Вот такой интегральный образ методиста.

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

Методист может чего-то не знать или не уметь (как и человек любой другой профессии). Но он просто обязан обладать немалой потенциальной энергией для получения необходимых знаний, информации, для совершения работы по преодолению сил инертности, обыденности. Также методист, как и педагог должен уметь распознать в каждом талант, его сильные стороны (и слабые – тоже, но только ни в коей мере не для того, чтобы унизить, высмеять). И донести это человеку, отшлифовать лучшие качества личности и подтянуть западающие. Поэтому признание со стороны коллег – это лучшая награда и хороший стимул к дальнейшей работе. Значит, проделанная работа была не зря, значит, востребован опыт специалиста, а это дорого стоит! Кроме того, методисту необходимо научиться вдвойне и искренне радоваться успехам и победам своих "подопечных" педагогов.

А на вопрос что первично в методической работе: творческая составляющая или шаблонность, протокольность, на мой взгляд, очень образно и ёмко ответил Роберт Шуман: "Да вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии".


…Негромко шелестит кулер в системном блоке. Апельсиновая луна заглядывает в окно. Уже поздно. Завтра будет новый день с новыми планами и заботами, со своими проблемами и конечно, достижениями.

 

 

Информационно-педагогический модуль

 

Обобщение методического опыта

методиста Никифоровой Юлии Федоровны.

 

План.

1. Проблема, над которой работает методист.

2. Условия возникновения, становления опыта.

3. Актуальность и перспективность опыта.

4. Теоретическая база опыта.

5. Новизна опыта.

6. Ведущая педагогическая идея.

7. Технология и результативность опыта.

8. Адресная направленность.

 

Проблема, над которой работает методист.

В настоящее время проблема  информатизации  всех сфер деятельности социума по своей значимости вышла на первый план. Не обошел стороной данный процесс и систему образования, как общего, так и дополнительного. Под информатизацией ОУ принято понимать создание единой информационной и образовательной среды, которая включает  совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах   новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.

Новые формы доступа к информации, как в локальных, так и глобальных сетях, современное прикладное программное обеспечение открывает перспективу получения знаний и усовершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров путем самообразования, информатизацию методической службы  ДПШ.

Поэтому обогащение дополнительного образования детей новыми информационными технологиями сегодня выступает как стратегическое направление развития системы дополнительного образования детей, в рамках которого возможно повышение  качества оказываемых дополнительных услуг.

 

Условия возникновения, становления опыта.

Обладая уникальным потенциалом в системе непрерывного образования детей, система дополнительного образования детей, тем не менее, остается на периферии единого информационного образовательного пространства. Поэтому необходимо использовать в полной мере возможности новых информационных технологий для придания нового качества системе дополнительного образования детей.

 Несмотря на приоритет телекоммуникационных технологий в мировой практике при определении тенденций развития сферы общего и  дополнительного   образования   детей, существуют следующие проблемы: многие педагоги не имеют представления о возможностях дистанционного образования, не умеют работать в форумах, испытывают трудности в работе сетевых сообществ, в конструировании занятий с использованием мультимедийных ЦОР, в использовании технических (интерактивные доски, проекторы, сканеры) и программных средств, ресурсов локальной сети и Интернет. Педагогам, получив пользовательские навыки по работе с информацией, необходимо получать методическую и техническую помощь по совершенствованию своей ИКТ-компетентности, по освоению конкретных программных сред и методик встраивания ИКТ в профессиональную деятельность.

На этом глобальном фоне состояние  информатизации   системы    дополнительного   образования   детей  в Кувандыкском районе можно оценить как неудовлетворительное. Развитие средств  информатизации, в частности  системы   дополнительного образования, шло несколькими путями, чаще всего независимыми друг от друга. В результате сформировался ряд направлений  информатизации  отдельных процессов, протекающих в УДОД. Следствием такого развития явилось появление неупорядоченной несбалансированной информационной  системы  поддержки ее деятельности, построенной фрагментарно с плохо сопряженными друг с другом сегментами. В  учреждениях начато внедрение информационных технологий автоматизированной обработки разнообразной административной, производственной, хозяйственной и иной информации, циркулирующей в организации.  Следовательно, необходимо дальнейшее развитие единого информационного образовательного пространства ДПШ,  основанной на  интеграции.

В настоящее время в Доме пионеров и школьников информационные ресурсы представлены фондом программных средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса (собственные разработки педагогов  и лицензионные программные продукты), разработана действующая база данных о воспитанниках, обеспечен доступ к информации участникам образовательного процесса, частично автоматизирован документооборот, в процессе разработки создание Web-сайта.

Однако,  несмотря на усилия управленцев и педагогов стройной системы развития net-технологий в системе дополнительного образования детей не произошло.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Активное использование компьютерных технологий становится актуальным во многих сферах человеческой деятельности. Не является исключением  и сфера образования, как общего, так и дополнительного. Новые информационные технологии открывают человеку доступ к нетрадиционным источникам информации: обретение и закрепление различных профессиональных навыков, повышение эффективности самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности.

Исходя из основной цели региональной программы «Педагогические кадры Оренбуржья на 2009-2015 гг.», которая предполагает в качестве стратегического направления обеспечение условий развития кадрового потенциала региональной системы образования в условиях дальнейшей  модернизации  государственной образовательной политики, актуальным является внедрение ИКТ-технологий во все сферы образовательной деятельности,  в том числе и в процесс повышения квалификации педагогических кадров.

Таким образом, обучение педагогов эффективным приемам и методам работы с информацией, выбору инструментария и обоснованному использованию средств информационных и коммуникационных технологий, можно рассматривать  как средство повышения качества дополнительного образования детей.

 

Теоретическая база опыта.

Дидактические основы информатизации дополнительного образования детей базируются на: психологической концепции проектирования новых технологий обучения и развития детей, разработанных В.В.Давыдовым и В.В.Рубцовым; концепции информатизации образования (А.П.Ершов), концепциях медиаобразования (А.В.Шариков, Л.П. Зазнобина) и др.

Авторы данной концепции, поддерживая методологические подходы к разработке информационных технологий обучения, высказанные в трудах  В.Ф. Шолоховича, А.И.Ракитова, А.А. Кузнецова и др., определяют информатизацию дополнительного образования детей, как процесс обеспечения сферы дополнительного образования детей теорией и практикой использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей развития личности обучающегося.

Понятийный аппарат рассматриваемой проблемы постоянно пополняется в соответствии с развитием науки. К основным терминам можно отнести следующие понятия: дистанционное обучение, здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования, ИКТ-компетенция учителя, информатизация общества, информационная технология, информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды, информационный ресурс, программно-методический комплекс, программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и др.

 

Новизна опыта.

В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности, что повлияло на человеческие ценности. Возникла потребность в использовании ИКТ, как инструмента общения, доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Система дополнительного образования не явилась исключением.

Очевидно, что при существующих нынешних стратегических направлениях развития информатизации образования ниша дополнительного образования детей уникальна. Можно сказать, что, реализуя основные цели и задачи процесса информатизации образования, сфера дополнительного образования детей с ее уникальными традициями и опытом значительно расширяет возможности этого процесса, вместе с тем и решая свои специфические задачи. Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в Доме пионеров и школьников, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебно-воспитательной работы, дает педагогу новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу.

 

Ведущая педагогическая идея.

В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с повышением роли информации, как в самом обществе, так и во всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека, а его важными достижениями являются умение оперативно и качественно работать с информацией, способность к всестороннему анализу информации и результатов её обработки, а также к принятию обоснованных и своевременных решений на основе имеющейся информации.

Информатизация учебно-воспитательного процесса предполагает владение педагогами новейшими технологиями получения информации, что связанно с необходимостью их применения в дальнейшей профессиональной деятельности, поскольку в динамичном мире изменяющихся технологий будут востребованы и смогут работать высокопрофессионально только те специалисты, которые сумеют понимать суть проблем, возникающих в профессиональной деятельности, разрабатывать технологии и прогнозировать результаты своей деятельности, интенсифицировать процессы принятия решений с помощью информационно-коммуникативных средств.

Информатизация системы образования (и дополнительного в том числе) предполагает также всесторонний комплексный анализ задач и функций, главных направлений, форм и методов имеющегося арсенала инновационных технологий, программ, нормативно-правового обеспечения и формирования из числа лучших банка данных.

 

Технология и результативность опыта.

В Доме пионеров и школьников накоплен определенный опыт успешного применения ИКТ в методическом сопровождении учебно-воспитательного  процесса. Информация, собранная и обработанная, является основанием для объективного анализа, выявления слабых и сильных сторон образовательного процесса, принятия управленческих решений, корректировки планов, программ, организации методической работы с педагогическими кадрами, выбора приоритетов развития учреждения. Технология данного опыта раскрывается через систему конкретных действий:

–  разработан электронный вариант теста для определения уровней ИКТ- компетентности педагогов;

– организован доступ в Интернет с использованием услуги ADSL (данная технология обеспечивает постоянное, высокоскоростное соединение с глобальной сетью);

–   внедряются  в учебный процесс современные электронные учебные материалы, осуществляется их интеграция с традиционными учебными пособиями;

– внедряются информационные технологии для проведения педагогического мониторинга, позволяющие осуществить экспертную оценку качества  образования;

– создаются эффективные инструменты управления развитием единого образовательного информационного пространства;

–   изучается, обобщается и внедряется  положительный опыт внедрения ИКТ в  образовательный процесс;

– проводятся мастер-классы педагогов для передачи успешного применения ИКТ и моделирования эффективных учебных занятий;

– организуется взаимодействие с ОУ района через использование услуг электронной почты;

– осуществляется поиск информации в Интернете по запросам, возникающим в ходе реализации педагогической деятельности;

– создаются и пополняются электронные каталоги периодических статей по различным направлениям деятельности ДПШ;

– проводится обучение педагогических кадров внутри учреждения с целью повышения уровня ИКТ-компетентности; формирования информационно-коммуникационных компетенций педагогов;

–  ведется цифровой архив Дома пионеров и школьников;

–   создается электронная база данных образовательных программ;

–   введен электронный документооборот в деятельность педагогов (анализы, планы, отчеты и т.д.);

– осуществляется издательская деятельность (выпуск методической продукции различного профиля);

– функционирует локальная сеть с целью  расширения форм доступа к информации (в дальнейшем планируется ее расширение),

– организуется мультимедийное сопровождение семинаров, метод. учеб, мастер-классов, представления социальных проектов, защиты образовательных программ и т.д. с использованием возможностей программы MS Power Point Presentation;

– создается на каждый учебный год информационная карта УДО, алфавитная книга в программе  MS Excel;

– используется возможность поиска положений о проведении мероприятий  различного уровня с целью участия, а затем ознакомления с их итогами.

 

Адресная направленность.

Обобщенный опыт по информатизации деятельности методической службы УДОД представляет интерес и может быть полезен в профессиональной деятельности  методистов и заведующих информационно-методическим отделом, работающих в системе дополнительного образования.

 

Глоссарий

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).

Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, реализованной на базе средств ИКТ, и условия жизни учащегося, воздействующие на здоровье.

ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:

• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;

• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;

• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;

• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;

• автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением  на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационная технология (ИТ) – практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. 

Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса учебного заведения – обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебно-воспитательном процессе конкретного учебного заведения.

Информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды – совокупность содержания всего объема распределенного информационного ресурса, включая как семантическую, так и технико-технологическую компоненты, его структурные особенности, возможности режимов работы с ним, в том числе и поток сообщений, циркулирующий в сети (трафик сети), маршрутизирующий этот поток.

Информационный ресурс – это совокупность всей  получаемой и накапливаемой информации в процессе развития науки, культуры, образования, практической деятельности людей и функционирования специальных устройств, используемых в общественном производстве и управлении.

Программно-методический комплекс (ПМК) – комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определенного учебного предмета (предметов) курса или его темы.

Программно-методическое обеспечение (ПМО) учебно-воспитательного процесса – комплекс, в состав которого входят: программное средство учебного (образовательного) назначения или пакет программных средств учебного назначения; инструкция для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения; описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих (в рамках методики их использования) элементов и (или) компонентов системы, образующих определенную целостность, единство.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

Средства информатизации и коммуникации (средства ИК) образовательного назначения средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

Учебная деятельность, реализуемая в информационно-коммуникационной предметной среде – деятельность, обеспечивающая условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ, направленная на достижение образовательных целей.

Электронная библиотекапрограммный комплекс, обеспечивающий возможность накопления и предоставления пользователю на основе средств ИКТ полнотекстовых электронных информационных ресурсов, снабженный собственной системой документирования и безопасности.

Электронное издание образовательного назначения (ЭИОН) реализует все возможности ЭИУН и включает  решение воспитательных проблем и задач.

Электронное издание учебного назначения (ЭИУН) или электронное средство учебного назначения (ЭСУН) – учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения  и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Электронное методическое пособиеформа обобщения и передачи педагогического опыта, формирования и распространения новых моделей образовательной деятельности, реализованная на базе средств ИКТ.

 Электронное учебное пособиеобразовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронное учебное пособие не может быть сведено к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

 

 

Добавить грамоту в портфолио