Никитина Лариса Борисовна

Сайт учителя русского языка и литературы

Все будет хорошо!

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: журналистика

Увлечения: Тетради учеников

Регион: Ярославская область

Населенный пункт: город Углич

Место работы: МОУ СОШ №5 имени 63-го Угличского пехотного полка

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nikitina-larisa-borisovna
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Луций Анней Сенека (младший)

О себе

Если ты доверяешь – тебя обязательно обманут, поэтому я предпочитаю верить только себе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Война и мир", Л. Н. Толстой,  "Двенадцать стульев" Ильф и Петров, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильев

Мой взгляд на мир

…И вновь – назад, и вновь ему с утра

Встречай, учи  снова расставайся…

(из песни «Прощальный вальс» А. Дадурова)

 

Очень часто мы слышим эту грустную песню на выпускных вечерах. Мне почему-то представляется старый добрый учитель с потертым кожаным портфелем, уныло идущий по мокрой улице. Да, профессия учителя никогда не была хорошо оплачиваемой, никогда не одевались учителя в престижных бутиках, но это не главное. Наверное, грустный он не от того, что у него изношенные ботинки и плащ в заплатах. Каждый         из нас мечтает, чтобы его ученики учились на отлично, слушали внимательно, понимали с полуслова. Вот составишь новый  урок, продумаешь необычную форму, подберешь интересные задания, ждешь, когда блеснет у кого-то из учеников искорка желания узнать, понять, поискать, но нет, часто в ответ ты видишь лишь равнодушие, лень, усталость. И опускаются руки-крылья, вот-вот поднявшись. Нет сил взлететь и порхать, возвыситься над этим непониманием и нежеланием трудиться. От этого мучительно больно  грустно учителю, что он не смог, сделал не так, не зажег, не прочувствовал… Но не сдается так просто учитель. Вновь ищет, выдумывает, творит, ждет и верит в чудо, что мелькнет она, искра интереса, разгорится пожар желания открыть неведомое.

А ведь были когда-то времена, когда профессия учителя была самой уважаемой. Чуть завидят учителя, снимали люди шапки и кланялись в пояс. За что уважали? Ценили за образование, ум, грамотность. А сегодня? В лучшем случае поздороваются, а в худшем…  Не хочу говорить, какие насмешки и оскорбления можно услышать в свой адрес от учеников и их родителей. За что? Может, их обидел учитель тем, что передал свои знания, может, утомил домашним заданием, может, оскорбил, потревожив родителей вызовом в школу. Конечно, сейчас очень много грамотных и образованных людей. Они уважаемы, они богаты, а что такое учитель? Но забыли они, уважаемые, что и они учились в школе,  и пришли туда, ничего не умея. По крупицам учитель, теряя свое здоровье, нервы, зрение, вкладывает в каждого то, что умеет и знает. Но как часто мы забываем этих людей. А разве не с них начинаются и строители, и врачи, и бизнесмены?

Такая, видать, это сложная профессия – учитель. И потому так мало молодых педагогов приходит в школу, что это не профессия, это образ жизни, стиль поведения, все определяется и меняется, если ты учитель. Нас, учителей, безошибочно выделяют в автобусах, в очередях, в толпе людей не только по сумкам, набитым тетрадями, но и по глазам. Заглянем в глаза учителя. Уставшие, грустные, но всегда озабоченные, в них никогда не увидишь равнодушия, в их глазах оценка, готовность выслушать, понять, научить.

Мы так много суетимся ради своих учеников, переживаем за их двойки, болеем вместе с ними, что порой забываем о себе. А ведь у каждого из нас есть своя боль, свои проблемы, своя семья, на которую часто не хватает времени. Так много говорят, что учитель должен быть современным, умным, грамотным, терпеливым, любить детей, быть учителем от Бога, наставником, воспитателем и т.п. Не слишком ли много требований к учителю? Конечно, мы все хотим, чтобы наших детей учили именно такие люди, но не всем везет. Да, бываем мы раздражительны, нервны, но мы люди. Нас тоже нужно понять, стерпеть, простить. Я часто прошу прощения у своих учеников за срывы, прошу быть снисходительнее к учителям. Ведь это все не со зла, а лишь потому, что хочу, чтобы поняли правило, усвоили тему, грамотно писали.

А может и это не главное? Смотрю иногда на учеников и думаю, кем они будут в жизни. Пусть он пишет с ошибками и не ставит запятую в сложном предложении, зато он, если попросишь, и парты отремонтирует, стулья перенесет. И будет он честным, справедливым, без подлости и лжи проживет свою жизнь. Это, на мой взгляд, самое главное. Сама не терплю подлости, обмана, всегда борюсь с этим у своих учеников. Иногда  все 45 минут вместо темы проговорим о поступке, совершенном кем-либо. Выскажутся дети, я свое мнение выражу и вижу, что они меня понимают, чувствую, что слова мои доходят до их разума и сердца. Тему мы разберем на следующем уроке, а оставить без внимания дурной или благородный поступок не могу. На уроках часто привожу примеры из жизни, стараюсь научить их жить (если, конечно, этому можно научить).

Да, многое должны дать и родители, но кто, если не учитель, научит учиться, дружить, уважать, воспитает честных и мужественных людей, патриотов своей страны. Поэтому герои и мастера своего дела, олигархи и депутаты должны благодарить тех людей, которые научили их мастерству, труду, справедливости. Учитель пожинает плоды своей работы спустя некоторое время, но если они есть, и они хорошие, то разве не ради этого учитель боролся, переживал, страдал?

В. Титов писал: «Одни говорят: я дышу – значит существую, другие: я приношу пользу людям – значит живу. Первый надеется пожить, второй – испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям». Мне радостно от того, что я нужна детям, что они ждут меня, готовятся к встрече со мной.

Так и грустный учитель из песни встает и опять идет к детям, потому что нужен, потому что это смысл его жизни. Будь же счастлив, учитель, наберись сил, взмахни крыльями, лети, ибо твоя жизнь самая счастливая, так как ты нужен, тебе верят, тебя ждут!

Мои достижения

·           участник областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший учитель России» в 2009 году;

·           победитель муниципального этапа Всероссийского  конкурса «Учитель года – 2008»;

·           участник областного конкурса методических разработок уроков по русскому языку и литературе, посвященных роли и значению русского языка в жизни человека, общества, государства (2007 г.);

·           участник областного конкурса учебных проектов выпускников программы Intel «Обучение для будущего» (2007 г.);

·           лауреат муниципального конкурса методических разработок, посвященного 1070-летию города Углича (2007 г.);

·           участник муниципального конкурса методических разработок по теме «Толерантность» (2008 г.);

·           участник областного этапа восьмого всероссийского конкурса методических разработок «Лучший урок письма» (2010 г.);

          .           лауреат муниципального конкурса «Класс-компания» (2007 г.).

Моё портфолио

Образовательное учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5  имени 63-го Угличского пехотного полка

Должность: учитель русского языка и литературы

Образование: высшее

Специальность: филология

Квалификационная категория: высшая

Стаж: 17 лет

 

Добавить грамоту в портфолио